Взгляд на геноцид осетинского народа сквозь призму признания геноцида армян
Слово «геноцид» появилось в политике и международном праве сравнительно недавно и было связано, прежде всего, с массовым истреблением армян и евреев. У термина есть несколько толкований, но все они в целом сводятся к тому, что геноцид – это действия, направленные на уничтожение (полное или частичное) целых групп населения по расовым, этническим, национальным или религиозным признакам. Современным международным правом геноцид рассматривается, по Конвенции 1948 года, как международное преступление.
Впрочем, в отношении массового истребления евреев во время Второй мировой войны сами евреи стали применять слово «Холокост», что дословно переводится с древнегреческого как «сожженный целиком», по другому толкованию – «катастрофа». С 1935 по 1945 год фашисты целенаправленно истребили свыше 6 млн. евреев – мирных жителей вне зависимости от пола и возраста. В ходе этой войны русских, к слову, погибло более 20 млн. человек, но в данном случае говорят не о геноциде, а о военном преступлении, главные организаторы которого были осуждены международным Нюрнбергским судом. Холокост же признало большинство стран мира. Более того, ряд стран внесли в свое законодательство даже судебное преследование за одно только непризнание Холокоста.
По этому же пути идет и процесс признания геноцида армян с последующей юридической ответственностью за публичное игнорирование этого факта. Геноцид армян признан достаточно давно и началось все с Аргентины. Сейчас к ней присоединилось уже более 20 стран, среди которых Россия, Латвия, Уругвай, Италия, Греция, Кипр, Бельгия, Швейцария, Канада, Польша, большинство штатов США... Грузии, конечно, в этом списке нет и не ожидается. Что же касается Турции, учинившей этот геноцид, то она в каждом конкретном случае, естественно, выражает протест, но особых последствий это не имеет.
Надо сказать, что османское правительство применило геноцид не только в отношении армян, но и ассирийцев и понтийский греков. Что касается фашистов, то они ставили задачу уничтожить не только всех евреев, но и другие в расовом плане «дегенеративные» нации. Цыган, например. Но кто сейчас говорит о Холокосте цыган или геноциде ассирийцев и греков?
Когда та или иная тирания начинает истреблять целый народ, то под это подводится целая идеология, чтобы хоть как-то оправдать свои преступления перед своим народом, будущими поколениями. После развала Османской империи младотурки возжелали взять реванш и создать туркоязычное государство Туран – от Средиземноморья до Каспия. Наличие на территории такого объединения крупных «некоренных» национальных образований не предусматривалось, и это, прежде всего, касалось именно армян. Что же касается других народов, то они, помимо своей малочисленности были еще и единоверцами, а потому их можно было со временем и ассимилировать.
С армянами было гораздо сложнее. Во-первых, их было слишком много. Во-вторых, проживали они компактно, и в некоторых городах и районах составляли большинство. Кроме того, армяне – оплот христианства в этой части света, плюс за века их этническая идентичность окрепла, они научились сопротивляться внешнему давлению. Переварить такой кусок даже для младотурков была непосильной задачей. Осталось массовое истребление и депортация.
Армяне являются одним из древнейших этносов, свидетельство о них имеется не только в Библии, но и в более древних источниках и артефактах. Этнос формировался на территории современной восточной Турции и собственно Армении. Это сейчас национальные святыни – гора Арарат и озеро Ван – оказались за пределами Армении. Но во II веке до н.э. Великая Армения занимала территорию от Евфрата до Каспийского моря. В 302 году Армения приняло христианство как государственную религию, на армянский язык была переведена Библия, появилась своя уникальная письменность. После потери государственности, именно армянская церковь стала фактором объединения и сплоченности этноса, чему не смогли помешать даже нашествия арабских Аббасидов, сельджуков, огузских турков.
Несмотря на успешность армян и их природные таланты, турецкие правители поначалу использовали против них политику дискриминации. Их называли людьми второго сорта, с них взымались более высокие налоги, им не разрешалось носить оружие, хотя в армию армян массово привлекали и использовали в самых опасных операциях, при этом они не могли свидетельствовать в суде, закрывались армянские школы.
Все это вело к большим кровопролитиям и такое время наступило. Участились случаи погромов и резни, которые санкционировали столичные и местные правители. К репрессиям активно привлекались курды, черкесы, чеченцы и так называемые «четтес» – отпущенные на свободу преступники. Число жертв исчислялось десятками, если не сотнями тысяч. Не все случаи достаточно изучены. Наиболее известные из них: резня в Сасуне, Стамбуле, Трабзоне (1895 год).
Положение армян в Турции становилось все тяжелее. Турки и их европейские союзники пытались использовать армян для дестабилизации положения в Закавказье и на Северном Кавказе. Одновременно российское военное командование считало, что территории компактного проживания армян – наилучший плацдарм для нападения на турок. Чтобы предотвратить это младотурки пошли на неслыханную акцию. Мужчин под видом привлечения к работам отделили, вывезли в пустынные места и истребили. Другим объявили, что переселяют в новые места. Длительная дорога без еды и воды привела к гибели большинства депортированных. По различным данным геноцид армян 1915 года унес до 1,5 млн. убитых. В качестве одного из оправданий уничтожения османских армян привлекались даже биологические основания. Армяне именовались «опасными микробами». Позже, чтобы найти противоядие против эпидемии тифа, в турецкой армии ставились эксперименты над армянскими солдатами и кадетами. Представители санитарно-гигиенических служб Турции травили женщин и детей. Тех, кто отказывался принимать яд – топили в море. В начале XX века президент США Теадор Рузвельт писал: «Армянская резня – величайшее преступление и если нам не удастся выступить против Турции, значит – мы потворствуем им».
Сейчас геноцид армян 1915 года вновь на первых полосах газет. И это понятно, в текущем году исполнятся 100 лет преступлению против человечности. Армения особо чтит память о тех событиях. Здесь воздвигнут мемориал в память о жертвах геноцида, куда ежегодно стекается миллион армян со всего мира.
Понятно, что геноцид не означает массовое уничтожение только армян и евреев, относится это и к другим народам, поэтому использовать этот термин стали все чаще. Каких бы масштабов не имела национальная трагедия, представители власти и элиты предпринимают попытки классифицировать ее как геноцид. Впрочем, не в каждом случае для этого есть достаточно оснований. Хотя строгих критериев здесь нет и быть не может. Тот, кто пережил трагедию, и тот, кто ее устроил, совсем по-разному будут интерпретировать происшедшее. Апеллировать в таком случае к некоему третейскому суду не гарантирует установление окончательной и неоспоримой истины. Пример: международный суд а Гааге, которой все чаще обвиняют в тенденциозности.
За свою историю южные осетины неоднократно подвергались агрессии со стороны соседей. Некоторые из них историки классифицируют не иначе как геноцид. И даже при этом имеются расхождения. Число геноцидов у разных исследователей колеблется от двух до… четырнадцати. Но в данном случае сводить все к арифметическим спорам – малопродуктивно. При этом, вне всякого сомнения агрессии Грузии против Южной Осетии в начале 20-х и 90-х годов прошлого века имеют все признаки геноцида. В обоих случаях массовое истребление мирного населения сопровождалось тотальной депортацией, разграблением имущества, сожжением сел. Политико-правовую оценку этим зверствам Парламент Южной Осетии дал лишь сравнительно недавно. Геноцидом, но скорее как продолжение геноцида 90-х нужно назвать и события августа 2008 года. Тогда власти Грузии и вовсе не скрывали, что преследуют цель именно уничтожить юго-осетинское население. И, скорее всего, так бы и произошло, если бы агрессор не получил жесткий отпор и в течение пяти дней не был бы разбит.
Однако, чтобы мир признал геноцид южных осетин, нам самим предстоит предпринять вполне определенные действия. Первый шаг уже сделан – есть заключение Парламента. Но если мы сами трактуем события 20-х и 90-х годов как геноцид, то почему бы законодательно не криминализировать отказ от его признания хотя бы для граждан Республики. Только после этого можно ждать, что и другие страны пойдут на признание геноцида Южных Осетин. А о необходимости сооружения мемориала памяти жертв геноцида мы писали уже неоднократно.
И еще один момент. На наш взгляд, наша Республика должна присоединиться к тем странам, которые признали геноцид армян. Тем более, что армяне несколько веков уже частично населяют Южную Осетию и немало представителей этого народа являются гражданами нашей Республики. Опасаться при этом, что у нас могут ухудшиться отношения с Турцией – не стоит. Ну и последнее. Мы – независимое, международно признанное государство. А значит, наше руководство может принимать любое самостоятельное решение. И, как пример, признание нашим государством независимости Донецкой и Луганской народных республик.
Б. Кургосов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.