Постсоветские перспективы на примере Грузии, Армении и Молдавии
Прошедшие после развала СССР годы предоставили бывшим советским республикам возможность политически определиться и наметить пути в будущем. Каждая из них видит это по-разному, поэтому и оказались в самых разных ситуациях. Это можно рассмотреть на примере трех из них – Грузии, Армении и Молдавии.
Политическая борьба в Грузии с приближением парламентских выборов все более обостряется. Оппозиция, которую удалось хоть как-то объединить, и идейным лидером которой остается «сиделец» Саакашвили, понимая, что победить им позволит только чудо или некий форс-мажор, как могут расшатывают ситуацию. Любой возможный повод она использует для очередных массовых акций протеста. В одном случае это был скандальный закон об иностранных агентах, в другом – допрос следственными органами участников боевых действий на Украине.
Последний раз оппозиция ухватилась за участие грузинского премьера Кобахидзе в инаугурации президента Ирана Масуда Пезешкиана. Противники действующей власти расценили это как очередной враждебный США и Евросоюзу жест. В Сеть выложили видео с церемонии, где грузинский премьер запечатлен рядом с тем самым лидером ХАМАС Исмаилом Хания, который вскоре был ликвидирован израильскими спецслужбами. При этом толпа скандировала: «Смерть Израилю» и «Смерть Америке». Кобахидзе оправдывался, что Иран – важное государство в регионе, поэтому вместе с ним были премьер-министр Армении и Азербайджана, представители Евросоюза и ООН.
Кобахидзе уверен в том, что оппозиция раздувает скандал по заказу своих хозяев. При этом он подчеркнул, что Грузия полностью готова к перезагрузке отношений с США. «Как только будут предприняты встречные шаги, произойдет пересмотр грузино-американских отношений. …Мы ожидаем справедливых, прагматичных и дружелюбных шагов. Что касается санкций, то это никак нельзя считать встречным шагом. Вместо шантажа у нас должен быть здоровый разговор для улучшения отношений, их перезагрузки».
Эту же мысль, правда в контексте отношений своей страны с Китаем, высказал первый вице-спикер парламента Гия Вольский: «Мы должны убедить наших друзей в Америке, что наше сотрудничество с Китаем не означает альтернативы тому, что называется нашим внешнеполитическим курсом». При этом он напомнил, что эту страну недавно посетили представители Финляндии, Швейцарии, Украины и других стран. По его словам, Тбилиси хочет соединить рынки Азии и Европы, а не развернуться с Запада на Восток.
Все это было сказано в ответ на то, что замглавы Госдепа США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен пересматривает свои отношения с Грузией в худшую сторону, так как считает, что правящая «Грузинская мечта» движется в обратном от НАТО и Евросоюза направлении. К примеру, американцы собираются отказаться от совместных военных учений в республике, и уже заморозили выделение ее правительству 95 млн. долларов. «Правящей партии Грузии должно быть ясно, что есть путь назад – провести свободные и справедливые выборы, без насилия против гражданского общества. Создавая любую прозрачность, какую они хотят, даже приведя этот закон об иностранных агентах в соответствие с законодательством ЕС, а не российским законодательством. Не допускайте, чтобы Китай был разработчиком глубоководного порта в Анаклии. Это шаги, которые очень важны для Грузии», – заявил о 'Брайен. При этом его нисколько не смущает, что это прямая угроза и вмешательство в чужие дела.
Грузинские власти, конечно, расстраивает потеря денег, но имея за спиной такого лидера, как олигарх Бидзина Иванишвили, и такое можно перенести. А привлечение китайцев к строительству порта Анаклия даст дивиденды, по сравнению с которыми подачки Запада будут выглядеть, как деньги на школьный завтрак. Очевидно, что Грузию наказывают за то, что она стала проявлять самостоятельность.
Лидер партии «Сила народа» Гурам Магарашвили заявил, что попытка Запада купить грузинских избирателей не увенчается успехом. «Через три месяца народ снова выберет мир и суверенитет, после этого США и Евросоюз будут вынуждены опять вернуться к дружественному языку, который использовался два-три года назад», – уверен он.
Несколько другой позиции придерживается политолог Петре Мамрадзе. «Надеюсь, что победит «Грузинская мечта», но не верю, что после этого отношения Вашингтона и Тбилиси нормализуются. С того момента как экс-президент Саакашвили вернулся в страну, Запад оказывает на власть беспрецедентное давление. Какие бы ошибки не допускала «Грузинская мечта», СМИ раздувают их до невиданных масштабов. В том числе это касается и закона об иноагентах. И нет причин думать, что после поражения на выборах оппозиция успокоится», – считает он.
Есть и третье мнение, которого придерживается политолог Виктор Кипиани. Он ожидает, что парламентские выборы не выявят одного победителя, поэтому следующее правительство Грузии станет коалиционным. И уже оно будет договариваться с США, а не «Грузинская мечта».
Заведующий сектором Кавказа ИМЭМОРАН Вадим Муханов предполагает, что будущие грузино-американские отношения определит следующий президент США. «Многое будет зависеть от выборов, но не в Грузии, а в США. К примеру, если демократы сохранят власть в своих руках, на постсоветском пространстве можно не ждать серьезных перемен. Если же победят республиканцы, Вашингтон может изменить свою позицию по Украине, а следом за ней и по Грузии. В конце-концов конфликт Тбилиси с Западом начался с того, что грузинские власти не захотели портить отношения с Россией, а не из-за особенностей их внутренней политики», – полагает Муханов. Также есть мнение, что Грузия стала в позицию по отношению к Западу не из-за России, а из-за Китая. В этом случае тут совсем другие расклады. Впрочем, в Тбилиси, как показывает история, еще несколько раз могут поменять свою позицию, ведь для нее «солнце будет восходить» оттуда, откуда на данный момент ей удобно. В Москве, надеемся, не забыли об этом традиционном непостоянстве Грузии.
К ситуации в Армении. Нынешнее руководство этой страны, возглавляемое соросовским стипендиатом Пашиняном, продолжает разваливать Армянское государство. Удивляет, что явно антинациональные действия правительства не приводят к активным народным протестам и смене власти. Потерян Нагорный Карабах и часть приграничных с Азербайджаном территорий. Испорчены отношения с Россией – единственной страной, которая реально способна помочь стране сохраниться как государство. К тому же именно в России находится самая большая армянская диаспора. Пашинян советует забыть историю и жить настоящим. Свои странные подходы у него и к армянской церкви, культуре, национальным ценностям.
Такая политика привела к тому, что страна оказалась в полностью недружественном окружении. С Турцией и Азербайджаном все ясно. С Ираном, на который делалась основная ставка, Ереван умудрился осложнить отношения. Грузия же всегда была соседом, который в любой момент может подставить ножку. Заклинания Пашиняна о том, что «Запад нам поможет», оказались неоправданными. Попытка же заменить Россию на Францию или США, скорее всего, станет еще одним разочарованием.
По словам политолога Айрика Халатяна, армянские власти действуют по логике «мир любой ценой». И тут вспоминаются слова одного из британских премьеров: «Мы были перед выбором: война или позор. Мы выбрали позор. В результате получили и войну и позор». Точно так же лавирования и метания армянских властей привели и к войне, и к поражению, и к потере территорий, и к национальному унижению.
Пашинян все еще надеется нормализовать отношения с Турцией, получить существенную экономическую выгоду от открытия границы, чтобы оправдаться перед народом за потерю Карабаха и односторонние уступки Азербайджану. «Вряд ли у официального Еревана что-то получится. Анкара жестко отстаивает линию, согласно которой лишь после нормализации армяно-азербайджанских отношений возможно урегулирование между Арменией и Турцией. Баку и Анкара верны своему союзу и действуют в регионе совместно», – поясняет Халатян.
Более двух лет идет работа над разблокированием границы между Арменией и Турцией. Спецпредставители двух стран встречались уже в Москве и Вене. В одно время вроде даже договорились обеспечить возможность пересечения сухопутной границы для граждан третьих стран и владельцев дипломатических паспортов. Однако до конца дело доведено не было. Очередная встреча состоялась на границе между странами. Первую часть переговоров Рубен Рубинян и Сердар Кылич провели на армянской стороне, вторую – на турецкой. Делегации подтвердили прежние договоренности и решили оценить технические подробности, которые создадут возможности для запуска железнодорожного пограничного пункта «Ахурик-Акьяка», а также, возможно, упростят визовые процедуры для владельцев служебных паспортов.
Между тем, накануне встречи спецпредставителей президент Турции Реджеп Эрдоган сделал скандальное заявление, согласно которому Анкара может войти в Израиль так же, как она сделала это в Карабахе. Известно, что президент Азербайджана Ильхам Алиев тоже признавал, что победить в 44-х дневной войне за Карабах без помощи «было бы трудно». Но сейчас Баку пришлось несколько пригладить эту позицию: «Заявления об участии военнослужащих какой-либо страны в боевых действиях, связанных с восстановлением территориальной целостности и суверенитета Азербайджана, не имеют под собой никаких оснований».
Глава МИД Армении Арарат Мирзоян неоднократно повторял, что Ереван готов к миру с Баку, но жалуется на отсутствие поддержки противной стороны. «Я считаю, что мы должны использовать нынешний исторический момент, чтобы закрыть страницу враждебности и подготовить лучшее будущее для экономического развития и процветания всего региона, находящегося на перепутье», – подчеркнул Мирзоян.
Но Баку считает, что Ереван хочет мира только на словах. В частности, Алиев обвинил Пашиняна в нежелании провести переговоры. «Мирзоян буквально каждую неделю заявляет о готовности Армении подписать мирный договор с Азербайджаном. Но чтобы сделать это, Ереван должен изменить свою Конституцию, чтобы там не было отсылок на территориальные претензии к Баку. Второе требование азербайджанских властей – чтобы Азербайджан и Армения объявили о совместном выходе из Минской группы. После того, как Баку восстановил свой суверенитет над Карабахом, потребность в ней отпала. …Побежденный должен принять условия победителя», – считает политолог Эльхан Шахиноглу. По его словам, требования Азербайджана не являются чем-то немыслимым, но если Армения не выполнит их, Баку не станет бездействовать, глядя на то, как сосед перевооружается.
Еще одним постсоветским государством, вставшим на путь самоуничтожения, стала Молдавия. Ни в историческом, ни в культурном, ни в ментальном плане у нее с Арменией нет ничего общего. Но после развала СССР эти две республики, впрочем, как и другие, оказались в орбите повышенного интереса Запада. Там сделали все, чтобы после распада Союза их подальше оттащить от России. В одном случае это удалось больше, в другом – меньше.
В своей стратегии Запад во многом использовал метод российского олигарха Бориса Березовского: в конкурентной борьбе не обязательно покупать соперничающую структуру, достаточно купить ее дирекцию. Так и здесь: во главу Армении и Молдавии поставили генетически прозападных Никола Пашиняна и Майю Санду. А в виде народной поддержки сколотили для них так называемое «гражданское общество» из самых разномастных неправительственных организаций. В угоду своим западным покровителям эти птенцы соросовского инкубатора готовы на все. Их мало интересует общественное мнение, им подрубили корни, поэтому родная культура, история, язык для них отягощающие наслоения. Поэтому Пашинян советует забыть свою историю, готов в угоду чужих интересов переписать Конституцию, убрать с герба Армении гору Арарат, двусмысленно относится к геноциду армянского народа. Санду отметилась закрытием школ, отменой молдавского языка и стремлением войти в состав Румынии, чьей гражданкой является. И все это обильно настояно на воинственной русофобии, хотя именно Россия остается залогом экономической состоятельности обеих стран.
В Молдавии на носу президентские выборы, и Санду из кожи вон лезет, чтобы остаться на второй срок. И, несмотря на то, что большинство молдаван не желает видеть ее во главе государства, своей цели она, скорее всего, добьется. Сегодня у нее на руках только один козырь: вхождение в Евросоюз. И Брюссель ей в этом подыгрывает, поспешив предоставить Молдавии статус кандидата в члены ЕС. При этом Санду говорит, что страна может пойти в Европу без Приднестровья и Гагаузии, настроенных пророссийски. Хотя не исключает и силового принуждения данных регионов.
На всем происходящем в Молдавии сказывается не только румынский фактор, но и украинский. Молдавия и Украина пограничные государства. С самого начала событий на Донбассе, кишиневские власти поддерживали киевский режим. До прямой военной поддержки дело пока не дошло, но это не мешает ей быть перевалочным пунктом для поставок Украине западного оружия и боеприпасов, оттуда же проникают наемники и инструкторы.
В Молдавии приняли Стратегию национальной обороны. В документе указана необходимость увеличения численности армии. Но многие молдавские политики критически относятся к действиям властей. Так, бывший прокурор Антикоррупционной прокуратуры Виктория Фортунэ, также вступившая в президентскую гонку в качестве кандидата, сделала резкое заявление. Она предупредила: «Второй президентский срок Санду начнется с вооруженного конфликта. Второй фронт откроют в Приднестровье. Вся иностранная помощь последних лет – техника, оружие, учения – подготовка к этому сценарию событий», – сказала она. Предсказания экс-прокурора не кажутся невероятными в свете сообщений о подготовке на Западе плана «реинтеграции Приднестровья» в состав Молдовы. Этот план предусматривает ликвидацию приднестровской армии. Кроме того, по этому плану Россия должна уйти из региона (армия и миротворцы). Но поскольку своими силами Кишинев не в состоянии справиться с этой задачей, значит необходима помощь НАТО. Учитывая это, предупреждение Виктора Фортунэ о том, что Санду – «президент войны», не представляется безосновательным.
Батрадз Харебов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.