Страсти Грузии вокруг членства в ЕС и не только
Главным событием ушедшего года в Грузии является то, что ей предоставили право кандидатства на принятие в Европейский союз. Грузинам долго трепали нервы и держали в напряжении до последнего. Уже несколько лет Грузии давали понять, что для вхождения в «дружную европейскую семью» ей необходимо внятно продемонстрировать ярко выраженную приверженность западным «демократическим» ценностям. При этом оказалось, что главным маркером этого является… русофобия. И чем ярче и извращеннее демонстрируется такая тенденция, тем сильнее считается приверженность к демократии. В итоге Грузию с самого начала втянули в конфронтацию с Россией, за это ее поощряли и платили. Одним из итогов такой «демократической» политики стала война августа 2008-го года.
Ради сомнительного счастья быть частью Евросоюза Тбилиси был готов на все. Грузинам разработали специальную программу, среди требований которой были гендерное равенство, борьба с коррупцией и олигархами, реформа судебной системы и многое другое. Из Тбилиси поступали рапорты о выполнении пакета требований, но в Брюсселе считали, что готовность достигла пока только 70-80%.
В Евросоюз Грузия шла в одной связке с Украиной и Молдавией. Но если два последних государства желанное кандидатство получили, то Грузия – никак. Так ее «наказали» за якобы сближение с Россией, за которое посчитали отказ открытия второго фронта в связи с СВО, восстановление авиарейса Москва-Тбилиси и неосвобождение из тюрьмы Саакашвили. Грузин такое решение просто взбесило. Правящая партия «Грузинская мечта» объявила, что за 11 лет своего лидерства число безработных упало до 17%, бедных – до 15%. ВВП увеличился с 17 млрд. лари до 80, а бюджет с 8,5 млрд. до 28,7 млрд… В итоге Грузия от просьб перешла к требованиям, угрозам и шантажу. Стало очевидно, что, если Грузия не получит статус кандидата в члены Евросоюза на последнем саммите ЕС 2023 года, то этот бонус для них потеряет свою привлекательность, чего Вашингтон и Брюссель допустить не могли. В итоге кандидатство Грузия все же получила, что в Тбилиси назвали победой. Но в реальности это мало что дает. Следует напомнить, что, скажем, та же Турция ждет своей очереди на вступление в Евросоюз уже более 30 лет, Босния и Герцеговина – более 10 лет. Грузии дали понять, что при «хорошем поведении» ее, возможно, примут в организацию к 30-му году. Но каким к этому времени будет мир – никто не знает.
После отстранения от власти Саакашвили и появления на грузинском политическом поле олигарха Иванишвили страна фактически разделилась на две части, объединившись вокруг этих персон. Сейчас у власти находится «Грузинская мечта» Иванишвили, а ее главным противовесом является «Национальное движение» Саакашвили. Несмотря на серьезные разногласия, обе партии заявляли, что вступление в Евросоюз для них является первостепенной задачей. При этом все проблемы каждая партия сваливала на своих оппонентов.
Тем временем в декабре социологи из американского Национального демократического института опубликовали доклад, согласно которому 62% грузин считают, что ни одна из партий не защищает их интересы. При этом, если в отношении внутренней политики и большой части внешнеполитической деятельности власти и оппозиция сильно расходятся, то в отношении Южной Осетии и Абхазии они едины во мнении. Это, в частности, касается вопроса передачи России госдач «Пицунда», что в самой Абхазии было воспринято неоднозначно. Данная тема стоит на повестке дня давно и противников этой идеи в Апсны достаточно. Но в декабре на внеочередном заседании Парламент Абхазии утвердил передачу России этого рекреационного объекта. Председатель Заксобрания Лаша Ашуба заявил, что многие переживали из-за этой сделки, но в итоги и власти, и оппозиция смогли найти общий язык и обо всем договориться. В частности, согласовали изменение координат объекта и невозможность передать его третьим лицам. При этом сделка может бытьрасторгнута, если ее выполнение будет наносить ущерб суверенитету Республики, а также угрожать безопасности, либо противоречить абхазскому «публичному порядку».
Тем не менее, абхазская оппозиция, протестовавшая против такого решения, назвала сделку «позорной». «Независимая газета» приводит слова бывшего уполномоченного по правам человека Асиды Шакрыл: «Произошло самое страшное, чего мы могли ожидать. Депутаты растоптали Конституцию и законы. Они нарушили все, что можно было нарушить». Есть мнение, что решение Парламента стало сигналом к тому, что «Абхазия будет постепенно терять свой суверенитет».
Примечательно, что представители Грузии фактически присоединились к абхазской оппозиции, правда, по собственным мотивам. «Решительно осуждаем очередной захват земель россиянами на грузинских территориях и их политику ползучей аннексии. Сильная общественная реакция, которую мы наблюдаем вокруг передачи Бичвинта (грузинское название «Пицунды» - прим. ред.), является прямым результатом продолжающейся оккупации. Я призываю международное сообщество к решительной и срочной реакции», – заявила президент Грузии Саломе Зурабишвили.
«Оккупационный режим Сухума удовлетворил просьбу России и передал курорт Бичвинта, полностью пренебрегая волей грузинского и абхазского народов. Такие решения незаконны. Вместе с нашими абхазскими соотечественниками мы должны вернуть себе нашу землю», – объявил лидер партии «За Грузию» Георгий Гахария.
Агрессия Грузии давно уже ничем не прикрывается, и в Тбилиси, по сути, только выжидают удобного момента для новых военных походов на Абхазию и Южную Осетию.
Батрадз Харебов
От редакции. Все мы прекрасно понимаем, что Грузия, кто бы ею не руководил, никогда не успокоится в отношении юга Осетии. Реваншистские планы здесь строились всегда, еще со времен царской России – не случайно в историографии есть такое понятие, как карательные экспедиции. После был совершен геноцид осетинского народа 1920 года, в советский период в отношении юга Осетии проводился т.н. «культурный геноцид», а в 90-х годах новая агрессия, в которой август 2008-го года также стал составляющей грузинского реваншизма. Собственно, и сейчас в Тбилиси давно готовы к очередной агрессии, но сдерживающим фактором здесь выступает Россия. Однако, по мнению ряда экспертов, еще одна война в регионе неизбежна. Она может произойти через год, через пять или десять лет. Все зависит от текущей геополитики... Мы также уже не раз писали, что пока у нас под боком такой кровожадный сосед, мирного житья осетинам не будет. Поэтому если и грянет новая агрессия, то она должна привести уже к распаду Грузии. При котором Азербайджан возьмёт свое, Армения свое, Турция свое, а к Осетии, наконец, вернется как минимум Тырсыгом. В ином случае спокойствия на Кавказе не будет. Другое дело, что распад Грузии не обязательно может начаться с конфликта в Осетии (еще одна война окончательно истощит наш народ), а, скажем, с давних притязаний того же Баку на азербайджанские земли в Грузии. Здесь на протяжении десятилетий периодически вспыхивают межнациональные конфликты, а Алиев, после Карабаха, считает себя собирателемнациональных территорий…
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.