Абхазия. О предстоящих выборах Президента и некоторых параллелях
В связи с предстоящими президентскими выборами в Абхазии, события в этой дружественной нам стране снова привлекли к себе внимание. Впрочем, внутриполитическая жизнь братской причерноморской республики всегда вызывала повышенный интерес в Цхинвале. И это неудивительно, ведь судьбы двух народов – абхазского и юго-осетинского – так похожи.
Прагматичность компромисса
Выборы Президента должны состояться 25 августа, хотя по установленным законодательством срокам, они должны были пройти 23 июня текущего года. Но сроки были смещены по ряду причин объективного характера.
В самом начале о своем участии в выборах объявил действующий президент Рауль Хаджимба. В свою очередь, блок оппозиционных партий и движений выдвинул своего кандидата – Аслана Бжания, который в свое время возглавлял службу государственной безопасности Абхазии и уже имеет опыт участия в президентской гонке – на выборах 2014 года Бжания также баллотировался, но уступил действующему президенту, набрав 35,9%голосов против 50,6% у Р.Хаджимба.
Эти два кандидата являются главными претендентами на победу. Однако ход президентской кампании отметился необычной интригой. 18 апреля 2019 года состояние здоровья Аслана Бжания резко ухудшилось. Его срочно госпитализировали в больницу в Сочи, но не смогли поставить диагноз. Оттуда абхазского политика уже в бессознательном состоянииперевезли в московскую больницу. 2 мая оппозиционеры из Общенационального движения по защите государственности Абхазии провели пресс-конференцию, где впервые предположили, что Бжания могли отравить. 16 мая семья политика получила результаты независимой медицинской экспертизы из лаборатории в Мюнхене. В документах утверждалось, что в организме политика нашли тяжелые металлы: ртуть и кадмий. В результате объединенный оппозиционный блок потребовал перенести выборы на ноябрь из-за того, что его кандидат в президенты Аслан Бжания тяжело заболел (а по версии оппозиции, мог быть отравлен). Президент Рауль Хаджимба поначалу отказался. Тогда в республике начались демонстрации, у здания Парламента проходили акции протеста, были перекрыты дороги, в Сухуме остановился городской транспорт... Компромисса удалось достичь – выборы были назначены на 25 августа, воскресенье.
В настоящее время Центризбиркомом Абхазии зарегистрировано десять кандидатов, которые могут принять участие в голосовании. ЦИК страны огласил и численность избирателей – 117 тысяч человек. Голосование будет проходить на 152 избирательных участках, в том числе, за пределами Абхазии – в Москве,Черкесске и Турции.
Непростая ситуация вокруг президентских выборов в Абхазии складывается не в первый раз. Серьезный политический кризис произошел в 2004 году. 3 октября в результате голосования с небольшим перевесом поддержку электората получил С.Багапш. Этот результат оказался неожиданным, поскольку Р.Хаджимба поддерживали действующий президент В.Ардзинба и российское руководство. ЦИК признал победу С.Багапш, а Верховный суд страны подтвердил это решение. Но с этим не согласились сторонники Р.Хаджимба. В ночь на 29 октября в здание Верховного суда ворвались сторонники проигравшего кандидата и вынудили суд отменить прежнее решение и вынести новое о проведении повторных выборов. В свою очередь,сторонники Багапш заняли здание Абхазской государственной телерадиокомпании, а чуть позже взяли штурмом помещение бывшего Абхазского областного комитета КПСС, где все годы независимости работало высшее руководство республики (администрация президента и кабинет министров). При захвате от случайного выстрела погибла 78-летний доктор филологических наук Тамара Шакрыл.
В те дни Сухум фактически полностью контролировался сторонниками абхазской оппозиции. Улицы совместно с сотрудниками милиции патрулировали члены военизированной организации «Амцахара», объединяющей ветеранов грузино-абхазской войны и поддерживающей С. Багапш. Страна оказалась на грани открытого гражданского противостояния. Но в результате переговоров, длившихся несколько дней, была достигнута договоренность о проведении в январе 2005 года новых выборов, в которых Багапш будет баллотироваться в президенты, а Хаджимба– в вице-президенты.
Схожести и отличия
Особенностью политической конструкции в Абхазии является существование поста вице-президента. Он избирается одновременно с президентом. Кандидатуру вице-президента предлагает кандидат в президенты. На эту должность может быть избран гражданин не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Таким же требованиям должен соответствовать и кандидат в президенты. При этом президентом страны может быть избран только человек абхазской национальности, тогда как для вице-президента достаточно иметь гражданство Абхазии. Имеется и ценз оседлости – 5 лет, причем это понятие указывается достаточно условно и не прописано так детально, как в юго-осетинском законодательстве. Кроме того, в нашей стране возрастная планка ограничивается только 35 годами, предельного срока по годам нет. Так что в Южной Осетии в отличие от Абхазии кандидатом в президенты может стать и почтенный пенсионер. Вообще, в конституционном законодательстве Абхазии есть немало особенностей, которые могут заинтересовать юго-осетинского читателя. Например, здесь в табеле о рангах Парламент стоит выше, чем Президент. Во всяком случае, в тексте Основного закона страны положения о Парламенте идут раньше полномочий Президента. Это мы к ситуации уже в нашей Республике 2011 года, когда в результате политического кризиса у нас не был избран президент и во главе страны оказался премьер-министр, человек, не являющийся гражданином РЮО – В.Бровцев.
Не все четко, на первый взгляд, и в Абхазии. Так, вроде не понятно, в каком статусе на сегодня в Апсны находится Р.Хаджимба, ведь его полномочия де-юре должны были закончиться сразу после намеченных на 23 июня президентских выборов. А так как выборы перенесены, статус его в переходный период не определен. Но это ощущение возникает, если иметь ввиду юго-осетинские реалии, у нас «пересменка» идет сразу же после выборов. По абхазскому выборному законодательству же избрание главы государства проводится за два месяца до истечения срока полномочий действующего президента Абхазии. То есть после того, как новый президент избран, «старый» может руководить страной еще пару месяцев. Так что в этом плане Р.Хаджимба «в законе».
В отношении народных избранников у наших стран больше схожести. Депутаты абхазского парламента – Народного собрания – работают в законодательном органе на профессиональной основе, получая за свою работу денежное вознаграждение. При этом им возбраняется заниматься «любой иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности». Кроме того, в Конституции Абхазии есть статья, которая вызывает свой интерес – «Депутаты Парламента не могут быть связаны императивным мандатом» (статья 40). Здесь необходимо пояснение. Сегодня различают две основные категории мандата депутата. Общепризнанное конституционное право признает «императивный» и «свободный» депутатский мандат. Императивный мандат депутата представляет собой правило, в соответствии с которым избранный член представительного органа связан наказами голосовавших за него граждан и ответственен перед ними в ходе осуществления всей своей деятельности. Вместе с этим закреплена возможность досрочного отзыва тех, кто не оправдал надежд избирателей. Принципиальным отличием«свободного» мандата от «императивного» является независимость и не подконтрольность (во всяком случае, юридическая) депутата перед своими избирателями: депутат не связан в своей деятельности наказами избирателей; при исполнении своих обязанностей не связан никакими поручениями; депутат не обязан отчитываться перед избирателями и не может быть отозван.
Еще пара моментов
Выборы выборами, а причерноморская республика живет и другими проблемами. В Абхазии в самом разгаре курортный сезон, от которого местные жители стараются получить максимальные дивиденды. Из России в страну можно попасть автомобильным транспортом или электричкой. Но, возможно, в скором времени в Сухум будут и прямые авиарейсы. В правительстве страны заявили, что сухумский аэропорт получил статус аэропорта совместного базирования и ему присвоен четырехбуквенный код URAS. То есть абхазский аэропорт, как и в советские времена, «приписан» к ростовскому воздушному пространству, о чем свидетельствует буква «R» в аббревиатуре, а буквы «А» и «S» обозначают – Абхазия и Сухум. И если в Абхазии эта новость вызвала приятное удивление, то в соседней Грузии – очередной вал обращений к международному сообществу. Официальный Тбилиси заявил, что не допустит возобновления международных рейсов из Абхазии. В любом случае для восстановления инфраструктуры аэропорта, которая была разрушена во время войны с Грузией понадобится год-два. Но, главное, что инвестор уже найден.
И еще один момент, связанный с Абхазией. В выборный период одной из центральных тем стал вопрос целесообразности и перспективы добычи здесь нефти. Вопрос этот торпедирует в первую очередь экс-президент Абхазии Александр Анкваб. Сам он, по причине возрастного ценза, не участвует в выборах (в декабре емуисполнилось 66 лет), но поддерживает Аслана Бжания. Правда идея добычи нефти в обществе принимается в штыки по причине вреда экологии. Но насколько этот вопрос серьезен, станет ясно уже после выборов.
С.Остаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.