Унылая Грузия с виртуальными обещаниями
Мы давно уже на страницах нашей газеты не обращались к теме Грузии, поскольку это соседнее с нами государство давно уже мало кого интересует в Осетии. Да и сейчас серьезного повода, по сути, нет. Поэтому сказанное ниже следует рассматривать, как некоторое снисхождение. Не более…
Известно, что каждый новый руководитель делает программное выступление, где обозначает свои планы на будущее. Что касается Грузии, то здесь чуть ли не главной темой таких спичей всегда бывает вопрос Южной Осетии и Абхазии и, естественно, в одном и том же контексте: «Будущее осетин и абхазов только в составе Грузии». Вот и очередной глава правительства Грузии Георгий Квирикашвили заявил эту тему на недавней встрече с проправительственной фракцией «Альянс патриотов». В очередной раз. Словно не было подобных рассуждений его предшественников. И вот этот деятель снова предложил рецепт возвращения абхазов и осетин в лоно Грузии. А слова сказанные, честно говоря, повеселили. Такое впечатление, что Грузия осталась в далеких 90-х. «Сегодня у нас есть единственный рычаг, который мы должны максимально использовать, это рычаг экономического развития. Мы должны сделать нашу страну экономически привлекательной, и постараться разморозить отношения. Для этого понадобится законодательная поправка или большее сближение между людьми. Единственное, что мы не сделаем, не будет никакого компромисса в контексте территориальной целостности и суверенитета. Мы готовы на все остальное, и у нас есть немало интересных предложений» – заявил премьер-министр... Веселые ребята, ничего не скажешь. У них есть чрезвычайно интересные инициативы и предложения к нам и нет никакого желания признания суверенитета РЮО J. И это говорится со всей серьезностью… Кстати, далее по тексту «Весь наш план направлен на предложения Абхазии и Самачабло…» Опа! Мы снова Самачабло! JНет, ребята, мы скоро даже Осетией не будем называться. Аланией. Славным именем наших предков, от упоминания которых у вас кровь стыла. Далее пассаж не менее интересен. «Мы, разумеется, не смиримся с теми шагами, которые делает Россия в отношении этих территорий. В частности, я имею в виду оформленные в последнее время договора, но, к сожалению, другого вооружения, кроме наших дипломатических шагов и плана экономического развития, у нас нет». Ну и далее традиционная оговорка по Фрейду. «Мы никогда не должны думать, что обратимся к военным формам. Мы должны осуществить более смелые инициативы максимально мирным путем в направлении восстановления доверия. Я не собираюсь продолжать ту рутину, в которой находились до сих пор. Это и есть мое сегодняшнее послание, которое я очень четко говорю» – заявил Георгий Квирикашвили.
Конечно, мы не собираемся зацикливаться на очередных прожектах грузинского руководства. Просто хотели повеселить читателей и лишний раз показать, что на юге ничего не поменялось. До торжества разума там еще далеко. Подобная риторика уже не раз опробовалась тем же Михаилом Саакашвили и ни к ничему хорошему, как правило, не приводила. Вообще, обещание определиться с Южной Осетией и Абхазией уже больше напоминает тантры, чем намерение претворить что-то в реальности. Единственное, когда власти Тбилиси решают что-либо сделать конкретное, то это бывает связано исключительно с тем, чтобы освоить западные транши.
Сегодня, в отличие от прошлых лет, тема территориальной целостности уже не является главной заботой грузинского общества. Безработица в стране продолжает зашкаливать, и если судить по итогам декабрьского социологического опроса Национального демократического института США (NDI), самым важным вопросом граждане Грузии считают именно создание рабочих мест. Второй по значимости национальной проблемой они называют бедность и третьей, видимо, по навязанной традиции – территориальную целостность страны. При этом по опросу, трудоустроенными себя считают всего 32% респондентов. Эх, вам бы самим внутри себя разобраться, интеграторы-объединители...
Вопрос занятости здесь, к слову, напрямую связан с колоссальным оттоком сельских жителей в крупные города Грузии и особенно – в Тбилиси. Вплоть до того, что многие села в Грузии опустели буквально полностью и дома там заколочены. Исход из сел остановить невозможно. Результат – крестьяне массово торгуют в городах Грузии всем, чем придется, но только не собственной сельхозпродукцией. Для Грузии, которая исторически является аграрной страной – это признак серьезного кризиса.
В этой ситуации грузинские власти большие надежды связывают с инвестициями в страну. Благодаря им сегодня удается поддерживать пока еще внешний лоск государства. Поэтому в этих условиях Тбилиси решил найти еще один источник поступления финансов в страну – зарубежные диаспоры. Пример Китая и соседней Армении, очевидно, дает на это надежды. Действительно, только в прошлом году, по данным Нацбанка, грузины, живущие в России, перевели в Грузию родным свыше 700 млн. долларов. Это существенная помощь, тем более что это помощь непосредственная – от человека к человеку. В стране, где были сознательно разрушены пенсионная и социальная система, это особенно важно.
С другой стороны, столь внушительный объем переводимых в Грузию средств создает у правительства иллюзию, что подобную ситуацию можно поддерживать еще достаточно долго, перекладывая социальные и, по сути, пенсионные расходы на «сваливших из страны граждан». Только проводить параллели с возможностями и желанием армянской диаспоры с грузинской в корне не верно. Представление о грузинах как о привязанных к своей Родине индивидуумах сильно преувеличено было еще советским кинематографом. Ностальгия у них, конечно же, проявляется, но желания возвращаться в «любимый Тбилиси» даже после троекратного исполнения песни «Тбилисо», как правило, не прибавляется. С годами «семейный» патриотизм и поток денег на малую родину становится меньше, зато появляется незлобивое высокомерие, по отношению к бедным родственникам на Родине.
Недавно, кстати, в канцелярии премьер-министра Грузии озвучили приблизительную оценку миграционных потерь с момента развала СССР – «полтора-два миллиона» при нынешнем населении страны в 3,7 миллиона человек. Отток населения из Грузии действительно огромен – это факт. При этом, то, что подавляющее большинство грузин уехало именно в Россию – также факт неоспоримый. И вот на этом фоне снова звучат очередные виртуальные, уже никого не интересующие посылы о возвращении абхазов и осетин… В подобное давно уже даже самые стойкие оптимисты-грузины не верят. А с другой стороны, ну чем еще можно «кормить» народ, если нет реального хлеба?..
Недавно, агентство «Интерпрессньюс» побеседовало с известным политологом и психологом Рамазом Сакварелидзе, который дал очень точное определение настроя населения Грузии в 2016 году – это «уныние». Причем граней у этого «уныния» множество, включая и российскую составляющую. А фантомные фобии руководства страны, касательно возврата «аннексированных» территорий РЮО и РА интересуют только само руководство и то, как единственный виртуальный способ демонстрации какой-либо деятельности.
…Жизнь осетин и абхазов в составе Грузинской ССР была тяжелой и несправедливой реальностью, которая сегодня воспринимается как кошмарный сон. И то время так и останется в смутных и далеких воспоминаниях.
Подготовил С.Остаев
Рубрика «Мнение Тбилисского региона»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.