Грузинские миражи или осетинские реалии
Порой хочется забыть о существовании такого государства как Грузия. Но не удается. Вечно на той стороне государственной границы что-нибудь да придумают. Там никак не могут принять действительность и все еще грезят территориальными мечтами, доставшимися от союзного времени. При этом все советское отрицая, кроме полученных разными ухищрениями территорий. «Отрезвление» проходит скачками. После чего выливается в очередную театральную инсценировку. Особенно если рядом оказывается представитель Запада.
Вот и намедни в Тбилиси в очередной раз вдруг возмутились реальностью – существованием грузино-осетинской государственной границы. И повредили пограничные указатели на ряде участков линии разграничения. А точнее на одном определенном участке. А именно в районе прохождения нефтепровода Баку-Супса.
Наша газета уже не раз писала о том, что по территории Ленингорского района у селения Орчосан проходит небольшой отрезок нефтяной трубы, по которой качается нефть из Азербайджана в грузинский порт. Основная часть его проложена по Грузии, но нитка трубы, протяженностью 1600 метров, пролегает по полям селения Орчосан.
Заявления последовали со стороны властей Грузии, но более всего протестовала оппозиция и НПО. Каждую из сторон можно понять. Тбилиси опасается, что британская нефтяная компания (владелец нефтепровода) может высказать претензии по поводу ситуации, когда ей, возможно, надо будет договариваться еще и с юго-осетинской стороной. А это не только потеря имиджа и части денег за транзит, но формальная легитимация РЮО. Оппозиция же получает еще одну возможность для критики властей и шанс получить бесплатный пиар. Последней возможностью она и воспользовалась в полной мере. Помимо заявлений в СМИ, представители грузинской оппозиции устроили флеш-моб у грузино-осетинской границы. Правда, в этот раз протестные акции были радикализированы. Группа протестующих повалила два пограничных указателя, и устроила на них пляски, в прямом смысле этого слова.
Раньше пограничные знаки уже становились предметом внимания со стороны грузинских экстремистов. Их не раз обстреливали, повреждали. Но в этот раз уголовно наказуемые действа были проведены демонстративно. В акции активное участие приняли грузинские журналисты, что уже является недопустимым действием для сотрудников СМИ. Наверное, в Грузии забыли, что журналист персона не только защищенная, но и нейтральная. Впрочем, для грузинских журналистов это положение давно стало фикцией. Особенно явно это проявилось в период грузино-осетинского противостояния, когда работники СМИ Грузии, и, прежде всего телевидения, были активными участниками провокаций. Тогда, к примеру, прославилась корреспондент «Имеди» некая Тиникашвили, которая закидывала камнями машины российских миротворцев. И делала это в прямом эфире.
Действия грузинских представителей получили осуждение в российском МИД-е и югоосетинской стороны. Надо отметить, что в среде юго-осетинской общественности сетовали на бездействие пограничников в отношении вандализма грузинских экстремистов. Но, возможно, в Грузии и надеялись, что пограничники поколотят или, на худой конец, задержат нескольких участников акции. Тогда бы это придало проведенной провокации большую яркость и внимание на Западе. А так повредили несколько железных конструкций, которые можно восстановить через несколько дней. И никакого героизма. Впрочем, такая постановка вопроса тоже проблема о двух концах. Ведь безнаказанность, как известно, порождает новые действия. И грузинская сторона может посчитать подобное как вседозволенность. Не случайно же в интернет-сообществе даже высказывалось пожелание заминировать пограничные указатели, чтобы это отвадило желающих портить государственное имущество. Но, думается, достаточно будет даже просто установить сигнальные мины или знаки «МИНЫ». Уверяем вас, что грузинские протестанты, среди которых большинство тбилисской рафинированной молодежи, даже близко не решатся подойти к пограничным баннерам J.
Конечно же, в Грузии прекрасно понимают, что никакие акции протеста не изменят уже статус-кво. Работы по обустройству государственной границы продолжатся и начались далеко не сегодня. «Вы что, думаете, что чем больше мы будем здесь кричать, тем быстрее граница сама передвинется обратно?», – высказала единственно трезвое мнение в какофонии всеобщей истерии вице-спикер грузинского парламента Манана Кобахидзе.
Тем не менее, Грузии еще раз удалось привлечь внимание своей и зарубежной общественности к вопросу «российской оккупации». В этой связи вызывает сожаление, что юго-осетинская сторона ни на уровне официальных структур, ни в среде неправительственного сектора не поднимает вопрос осетинских территорий. А ведь и в Арцевской зоне, и в Знаурском районе есть немало территорий, которые в свое время (советский период) отошли сопредельным районам Грузии. В свое время с целью оптимизации обработки сельхозугодий земельные участки по устной договоренности между руководителями районов передавались из одного совхоза другому. И, как вы понимаете, не всегда в пользу юго-осетинских хозяйств. Так, в 70-х годах часть поливных земель Велитского совхоза отошла селению Тахтидзир Карельского района Грузии. Сегодня «по умолчанию» они оказались на территории Грузии и с ними в придачу и виноградники жителей селения Гвиргвина, которые также оказались за линией государственной границы. Надо говорить об этом? Конечно же, надо! Эти земли осетинские. Пусть в Тбилиси не расслабляются.
Однако вопрос надо поднимать шире. Наша газета постоянно говорит о необходимости исторической реинтеграции исконно осетинских земель в ущелье Тырсыгом и Кобийской котловины, которые волею судеб оказались в составе Грузии. Безусловно, данный регион очень важен для Осетии. Во-первых, ущелье Тырсыгом имеет, прежде всего, стратегическое значение, так как граничит с Южной и Северной Осетией. Это ущелье один из очагов формирования осетинского народа. Здесь расположена одна из важных святынь Осетии, одна из легендарных слез Бога – святилище «Таранджелос». Святилища «Реком», «Мыкалгабыр» и «Таранджелос» являются триипостасью традиционной религии осетин. Только вТырсыгоме в 13 селениях проживали представители 70 фамилий. Отсюда родом Герой Советского Союза С.Коблов, Герои Социалистического труда А.Абаев, Б.Четоев и В.Кокаев, академик Т.Берозов и др. Кудское ущелье (Хъуды ком) расположено в верховьях р.Арагви и всегда считалось частью Центральной Осетии. Отсюда родом классик осетинской литературы С.Гадиев. Здесь же формировалась одна из ветвей грузинских феодалов, которую основали представители осетинского царского рода Сидамоновы – арагвские эриставы. Не меньшей известностью у осетин пользоваласьиКобинская котловина, откуда родом известный осетинский ученый языковед Васо Абаев…
Все эти территории, хотя и были разделены горными отрогами, составляли одно сообщество, объединенное общностью языка, культуры и обычаев. Однако сегодня грузинские власти вообще отказывают осетинам в праве проживания, например, в том же ущелье Тырсыгом. Они договорились до того, что осетины, оказывается, вообще не жили в ущелье, а, якобы, только пригоняли сюда пасти скот на лето. В таком случае это уникальное явление – пастухи, строящие башни и святилища на летний сезон.Кроме того, здесь немало и археологических памятников. В частности, на правом берегу р. Суацис, протекающей по ущелью, обнаруженонадгробие с аланской надписью 1326 года. Да ивообще, вся топонимика здесь имеет осетинское происхождение: реки, горы, ущелья...И нет ни одного грузинского памятника археологии старше прошлого столетия.
Данная важная часть этнической территории Осетии в свое время стала подарком советской власти большевистской Грузии. Ведь до 1922 года ущелья Тырсыгом, Кудыком, и Кобийская котловина считались неотъемлемой исторической территорией именно Южной Осетии. Например, в документе об административном делении Южной Осетии в число 20 районных и сельских объединений юга Осетии входил и Кобийский район. Однако уже в 1922 году в границы вновь образованной Юго-Осетинской Автономной области не вошли ни Тырсыгом, ни село Коб. Вне территории Осетии остались и места расселения осетин в соседнем им Душетском районе Грузии, которые рукой советских картографов в Тбилиси оказались в пределах грузинского района.
Единственной причиной, по которой все эти земли не вошли в состав Осетии, объяснялась на тот момент отсутствием прямого транспортного сообщения, хотя в горных ущельях немало троп, по которым раньше передвигались люди. Но для того времени этого было достаточно, чтобы разделить народ. Ведь считалось, что страна Советов – единая семья и границы дело условное. Поэтому все последующие попытки представителей севера и юга Осетии вернуть исторические земли в состав пусть и союзной Осетии не приводили к успеху. Ну, а после того, как в 1936-1938 гг. большевики расправились с представителями национальных движений, интеллигенцией, поднимать этот вопрос многие десятилетия уже никто не решался.
Часть территорий отпала и на западе Южной Осетии. В 1922 году только упорство жителей Синагур и Теделет не позволило оставить эту часть национальной территории вне Южной Осетии. И тогда грузинские приватизаторы предполагали передать эти осетинские села в Онский район Грузии. Впрочем, это им все же удалось в отношении небольшого ущелья, в котором расположено селение Иры-хъæу.
Честно говоря, тут слово за нашими историками, которые давно уже должны были подготовить соответствующую документацию как для наших переговорщиков, вооружив их неопровержимыми фактами и «территориальными» козырями для ведения диалога, коль уж Грузия отрицает все советское, так не раз издать монографии по исконным территориям Осетии для общественности. Не говоря уже о том, что следует вообще как мантру с завидной периодичностью твердить и поднимать территориальную тему, чтобы она впитывалась уже на подсознательном уровне. Как вы думаете, откуда старшее поколение знает и помнит, что земли Осетии-Алании простирались до Мцхета и почему столица юга Осетии, древний Цхинвал, спустя столетия оказался прифронтовым городом?..
В этом отношении заслуживает уважение организация «Дарьял», активисты которой борются за возвращение ущелья Тырсыгом в состав Осетии. Сегодня есть люди, которые ставят этому обществу в вину то, что осетин больше не пускают в ущелье Тырсыгом. Мол, власти Грузии так реагируют на политическую активность представителей «Дарьяла». Действительно, в ущелье уже не могут попасть выходцы из Тырсыгома, проживающие в России, фактически сегодня в ущелье уже нет осетин. Однако напомним, что власти Грузии не пускают осетин и в другие районы страны и вместо сетования надо воспользоваться даже этой ситуацией. Ведь Тбилиси, ограничивая доступ людей в свои исконные места проживания, нарушает основополагающие права человека на выбор места жительства. А если этот регион является его местом рождения или прежнего проживания, то это вообще материал для Гаагского суда. Уверены, что такая статья в законодательных положениях западной юриспруденции найдется. Заодно в очередной раз проверим насколько беспристрастна западная демократия. Но, в любом случае, говорить об исконных территориях Осетии необходимо.
Понятно, что восстановление исторической справедливости дело перспективное и сложное. Но в соседней Грузии и в среде мирового сообщества должны знать, что ничто не забыто. И эти ребяческие глумления сопредельной стороны над баннерами с обозначением РЮО не более, чем каприз несносного ребенка. Мы же, четко отвечая на подобные текущие моменты, всеобъемлюще должны говорить о наших исконных территориях, которые для нас являются наследием предков. Говорить и идти к этому. Перенести проблему далеко за пределы последнего инцидента. Минимизировать его суть. Поскольку, после воссоздания спустя века, пусть и частично, аланской государственности, вылившееся в признание независимости юга Осетии, возвращение исконных земель системно «прихватизированных» Грузией как в царское, так и советское время однозначно является национальной идеей №1. Пусть на ее реализацию и уйдут десятилетия.
С.Остаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.