По следам Ильфа и Петрова или наши реалии глазами классиков
Как известно, классики советской сатиры и юмора Илья Ильф и Евгений Петров начинали свой творческий путь с фельетонов. При этом, несмотря на то, что этот трудный, а иногда и опасный журналистский жанр (недаром сейчас он стал стремительно вырождаться) жестко привязан к месту и времени. Кстати, когда перечитываешь первые советские фельетоны, ильфо-петровскую сатиру, диву даешься, насколько она современна и как будто с нас любезных списана.
Несколько примеров. В далеком 1933 году великие пересмешники писали: «Еще несколько лет назад Москва гордилась одним лишь километром усовершенствованной мостовой. На этот километр люди специально ездили кататься, фотографии этого километра печатались в газетах, а кинооператоры снимали в этом месте урбанистические кадры из американской жизни». Не правда ли наш сегодняшний Цхинвал напоминает Москву 80-летней давности? Вспомните, как мы все радовались, когда после тотального траншеирования города, по улице Героев заасфальтировали первые сто метров дорожного полотна, что около здания Пожарной команды. Хоть раз в день промчаться по этому чудесному свидетельству цивилизации считал обязательным каждый уважающий себя автовладелец, даже если такой маршрут представлял собой изрядный крюк. Здесь прогуливались почтенные отцы семейства с чадами. При этом последним назидательно напоминали, что если те будут себя примерно вести и хорошо кушать, то потом будут ходить только по таким дорогам. J Сюда, в самый главный для них день, приходили новобрачные (были случаи). Почетные гости какое-то время также первым долгом отмечались на ул. Героев. Но вскоре твердое покрытие появилось и в паре другой мест, что очень воодушевило горожан. А затем нас и вообще предупредили, что скоро такие вещи перестанут быть экзотикой и мы станем жить как все, никакого эксклюзива.
Те же Ильф и Петров впоследствии вернулись к теме дорог уже в романе «Золотой теленок», вбросив клич: «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству». Вот и у нас с дорогами худо-бедно начали справляться, а вот разгильдяйства все еще в избытке хватает. Оттуда то и все беды.
Однако вернемся к творениям Ильфа и Петрова. Речь идет о собственном благосостоянии. Во времена классиков было сложнее. Сейчас в условиях рынка можно заняться (безнаказанно) вещами, за которые раньше сажали в кутузку – спекуляцией, предпринимательством, оказанием сомнительных услуг, использованием коррупционных схем. Но тут необходима особая жилка. Есть еще и такие штучки для быстрого и гарантированного обогащения, как «распилы» и «откаты». Но к этой кормушке допущен очень узкий круг людей.
Новые времена породили новые возможности. К примеру, возможность обогащения через образованные различные фонды. И это, по сути, вовсе не расхищение, а скорее их вольное распределение, махинации с разного рода списками... И выглядит все вполне законно и весьма современно. К примеру, система кредитования известна давно и используется повсеместно. А вот беспроцентный кредит – это уже юго-осетинское ноу-хау. Кредит сам по себе определяет процент, и если последний равен нулю, то, пардон, это уже что-то иное. Причем, некоторые кредитополучатели, кажется, ни о каком возврате и не думают. По крайне мере, госсоветник Президента РЮО Радион Сиукаев, которому поручено вернуть хотя бы часть средств, оказался в сложном положении, потому что не знает, как это сделать. Ну а народ в свою очередь пока задается вопросом: каким критериям нужно соответствовать, чтобы оказаться в числе «патриций»?
Есть и еще один источник доходов, причем вполне законный. И о нем дальновидные Ильф и Петров также знали достаточно хорошо. Еще в далеком 1929 году они писали: «С командировочными и суточными доходы его составляли рублей четыреста в месяц». И далее: «Денег не хватает, – со вздохом говорил Портнищев, – может командировку внеочередную взять с целью выявления недочетов союзного аппарата на периферии. Придется взять». И поехал Портнищев выявлять недочеты, а вернувшись… взял в аренду целую мельницу… Ушлый читатель уже догадался, о чем пойдет речь. У любой уважающей себя конторы есть в бюджете статья «Командировочные расходы». И у каждой она сугубо индивидуальна. Кто определяет критерии и из чего они складываются – вопрос сложный. Если раньше отчет о командировке был предельно прозрачный – фиксированные суточные, дорожные, ночлежные, то теперь все это зависит от местных условий, времени, ну и так далее. Поэтому бухгалтерам значительно проще выдавать некую фиксированную круглую сумму и не погружаться в сложную и необязательно правильную арифметику. Ну а в условиях нашей Республики, когда все повязано на России, без командировок просто не обойтись. К тому же в условиях международного признания визиты на всех уровнях – дело обязательное. Сидя на месте больших дел не сделаешь. Но у всего есть разумный предел. Когда командировочный, образно говоря, возвращается домой только для того, чтобы продлить командировку, и через месяц-другой от-правится вновь, то это уже симптом. Когда на командировочные приобретается недвижимость – это уже патология. А вы говорите аренда мельницы…
Ну и последнее. Своих Ильфов и Петровых хватает и в наше время. К примеру, недавно, как известно, вдруг решили восемь дней в году именовать Волгоград Сталинградом... Этакое креативно-компромиссное решение. Но если временное переименование дозволено целым городам, то с простыми улицами дело должно обстоять еще проще. Почему бы не дать возможность почтенным, а главное – состоятельным людям несколько раз в году пожить на улице названной в их честь. А за это те пусть приведут улицу в божеский вид. Впрочем, на практике пока это плохо получается. Скажем, есть в Цхинвале улица, носящая имя футбольного тренера Валерия Газзаева. Однако обустроило ее руководство Республики к открытию, на которое сам «именинник» не приехал, и точно не собирается следить за ее состоянием. Есть у нас и улица имени Юрия Лужкова. Но Юрий Михайлович «утратил доверие» и сейчас перебивается медом и мемуарами, а его правопреемник Сергей Собянин вряд ли согласится вести борьбу с канавокопателями за улицу, названной в честь экс-главы Москвы. Еще две улицы Цхинвала носят имена здравствующих и благополучных землян. Это первые лица России В.Путин и Д. Медведев. Но вот незадача – улицы, названные в их честь, еще не успели вскопать. Тут надо бы подсуетиться, а то вдруг и они, не дай Бог конечно, «утратят доверие». Ну а пока суть да дело, самые отчаявшиеся горожане предлагают использовать радикальные меры, а именно: запретить чиновникам ездить на автомобилях. Тогда, мол, те поймут, что дороги надо уважать. А там и людей подспудно тоже… Честно говоря, было бы классно и даже классически. Да и приемные дни не надо было бы назначать – вопросы и встречи с горожанами можно было бы проводить по пути. Причем как на работу, так и обратно домой. Глядишь и понимать народ лучше станут. Как там говорилось – будь ближе к народу… Добавим – пройдись по улицам пешком… Ну а те, кто захочет избежать встречи с населением, будет вынужден приходить на работу пораньше, этак в семь утра, а уходить за полночь. Что тоже неплохо – ведь вынужденно повысится продуктивность труда. Ну а если все равно будет протирать штаны – то и решение на поверхности – увольнение. Так что, все довольны. Ну, или почти все…
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.