Хореограф Ацамаз Тедеты: «Очень важно, чтобы в каждой школе Республики предмет осетинской хореографии был обязательным. Это даст очень хороший результат». |
Осетинский танец – это хранитель истории и величия, это выражение чувств и благородства, это дух и колорит народа. Есть выражение, что танец – любимая метафора мира. Но осетинский танец ничто иное, он хранит в себе все о жизни осетин, передает эти сведения из поколения в поколение... Осетинские танцы у всех вызывают восторг и восхищение, а «Симд» является сокровищницей осетинской культуры.При этом само ощущение принадлежности к аланскому народу должно закладываться с детских лет. Хореограф и танцор Ацамаз Тедеты рассказал газете «Республика» о роли своего отца в жизни и творческой деятельности, своем пути, об ансамбле «Сармат» и победах на всероссийских фестивалях.
– Каждый человек, который связан с танцем, имеет корень начала творческой деятельности. Расскажите, из чего состоит Ваша история и повлияло ли на это то, что Ваш отец Сослан Тедеты, помимо основной профессии, также занимался народными танцами? – Рос я в семье в первую очередь военного и медсестры. Отец в силовых структурах Республики всю жизнь, а мама до сих пор работает в больнице директором по сестринскому делу. Но, безусловно, то, что отец на протяжении десятилетий занимается национальными танцами, и то, что я воспитывался в семье, где национальный дух присутствует в принципе во всем, не могло не сказаться. Кроме того, я учился в Лицее искусств, где также царила творческая атмосфера. Здесь необходимо было выбрать одно из направлений, и я отдал предпочтение хореографии, являлся участником школьного ансамбля. Что же касается уже более профессионального уровня, то это, конечно же, приглашение в Государственный ансамбль «Симд» с моим одноклассником Аланом Джиджджоевым. Мы тогда учились в девятом классе. На тот момент руководителем ансамбля был ныне покойный педагог, которого я глубоко уважаю – Биченов Геннадий Шевидович, который работал вместе с супругой Валентиной Георгиевной. Помню, мы себе казались тогда такими взрослыми J, нам уже платили по 900 рублей. По окончании же школы отец мне сказал, что пора делать выбор. Предложение было поехать в ГИТИС на балетмейстерский факультет. В итоге, я и Георгий Келехсаев отправились в Москву. В этом решении я благодарен своему отцу, а также содействию на тот момент министра культуры Дзудцова Тамерлана Ефимовича и министра образования и науки Джиоевой Аллы Алексеевны. Учились мы достойно. Сперва было тяжело, так как мы придерживались до этого сугубо кавказского направления. А надо было начинать фактически с нуля. В современном мире хореограф должен знать и танцы народов Кавказа, и танцы народов мира, иметь о них самое широкое представление. Я поступил в 2007 году, окончил ГИТИС в 2012 году. Дипломная работа – «Семь братьев Газдановых» – была встречена положительно. Действо проходило на сцене здания Совпрофа, в театре на тот момент пока не было возможности его поставить. И в 2012-м году, после защиты диплома, началась моя профессиональная деятельность. Работал я во многих местах с 2012 по 2024 годы. В 2012 году мне предложили работу в университете. Я взялся за возрождение ансамбля после долгого «молчания». Эта была инициатива тогдашнего министра образования и науки страныГассиевой Натали Константиновны и ректора Кокоева Теймураза Исаковича. Это были первые шаги, а они, как правило, всегда даются тяжело. Но потом, с опытом стало легче. Самая главная проблема была в том, что не было костюмов, площадки, где проводить занятия, не было музыкантов. Но со временем все появилось. После ректором стал Тедеев Вадим Ботазович, который с большим энтузиазмом продолжил поддерживать ансамбль. Мы гастролировали, побывали в таких городах, как: Элиста, Сочи, Москва, Санкт-Петербург, выступали в Крыму. Сейчас у меня свои ансамбли. Один юношеский, другой детский. – «Сармат» – ансамбль, который из раза в раз с триумфом возвращается с всероссийских фестивалей, конкурсов. Расскажите про Ваш ансамбль и почему выбор пал на название «Сармат»? – Я руководил двумя юношескими коллективами. Один назывался «Арвырон», другой «Сармат». И получилось так, что из двух нецельных я создал цельный. Почему именно «Сармат»? В Южной Осетии есть ансамбли «Скифы», «Аланы», вот и решил, что должен быть и ансамбль «Сармат».Кстати, в свое время такое же название носил и ансамбль ЮОГУ. С «Сарматом» у нас уже было 12 поездок. Конечно, руководство страны нам помогает, спасибо ему огромное. Но хочу добавить то, что основной груз всё равно приходится на родителей, они оказывают большую поддержку. Буквально сейчас готовимся к поездке в Санкт-Петербург на фестиваль «Алые паруса», куда повезем четыре танца. Детей в ансамбле достаточно. Если брать общее число, то доходит до 120 человек. Работать очень интересно. При этом надо быть хорошим психологом, ведь каждый подросток индивидуален. Что касается репертуара, то он разнообразный: «Симд», «Хонга», «Горский», «Аварский», «Девичий», дуэтно-сюжетный на базе «Хонга», Абхазский танец. И репертуар, конечно же, будет пополняться другими танцами. Самое сложное в работе то, что, доводя ансамбль до хорошего уровня, начинаются девятый, десятый, одиннадцатый классы, времена, когда все убегают к репетиторам, и приходится начинать всё заново. Этим летом мы были в Абхазии. Повезли целый блок танцев. На протяжении десятилетий такого не было – совместного концерта детских коллективов Абхазии и Южной Осетии. Концерт так и назывался – «Дружба». Мы отработали очень хорошо. Спасибо Тарба Омару Арвелодовичу, руководителю абхазского ансамбля «Кавказ» за внимание и радушный прием. Сейчас работаем над тем, чтобы летом следующего года уже абхазский ансамбль приехал к нам, в Южную Осетию, и мы дали здесь совместный концерт. – Вы говорите про взаимодействие с абхазским детским ансамблем. Как обстоят дела со взаимодействием между детскими танцевальными коллективами севера и юга Алании? – Мы можем поработать совместно, тем более на север выезжать намного легче, так же как и им к нам. Хорошая мысль, над которой надо поработать. – В последнее время можно часто услышать суждение, что некоторые хореографы в осетинские танцы заимствуют движения и элементы из культуры других народов. Как устранить эту практику и что Вы об этом думаете? – Вопрос спорный и в каждом случае индивидуальный. Мы, например, не заимствуем. Я за чистоту национальной хореографии. Другое дело, что техника танцев кавказских народов, стиль близки друг другу. По крайней мере, стали сильнее похожи в последние десятилетия. Ведь раньше только осетины выходили в танце на пальцах ног. Сейчас эту технику многие переняли, кто-то лучше, кто-то хуже, выдают за свой танец, хотя всем известно, что именно осетины дали Кавказу танец на пальцах ног. – Вы сами также работали в Государственном ансамбле песни и танца «Симд»… – Я думаю, что в этом мире у каждого свой путь. И каждый идёт своими методами. Я считаю, что самое главное – быть в гармонии с самим собой. Не важно, как там и что. Это уже мелочи жизни. Я здоров, у меня семья, всё хорошо. Есть любимая работа. А значит, будем двигаться дальше. – Как Вы находите фестивали для ансамбля? И какие на данный момент награды уже есть у «Сармата»? – На самом деле, на «Алые паруса» я повез университетский ансамбль, организаторы нас запомнили, и теперь сами приглашают за год вперед поездки, а мы выбираем более оптимальные варианты. При этом так получается, что чаще выступаем на фестивалях, чем по Республике. Нас лучше знают за пределами Южной Осетии. Но, с Божьей помощью, мы это исправим. Планируем после Нового года дать концерт в Цхинвале. Что касается наград, то их достаточно, начиная от Гран-при и заканчивая третьим местом. Это, кстати, было для нас ударом, но оно – третье место – единственное. Остальные награды у нас только первые места. И не было еще такого, чтобы мы приехали без наград. – Газета «Республика» уже многие годы продвигает важную инициативу о том, чтобы в школьную программу с первого класса в обязательном порядке были введены во всех учебных заведениях страны уроки осетинских танцев. Однако она игнорируется, хотя плюсов здесь огромное количество. – Это прекрасная мысль. Если вы пройдете по улице Октябрьская, то там есть баннеры, на одном из которых написано: «Не считай себя осетином, если ты не знаешь хореографию, песни и язык своего народа». И это в наше время очень актуально. Так что я однозначно поддерживаю вашу идею. Очень важно, чтобы в каждой школе Республики предмет осетинской хореографии был обязательным. С теоретическими и практическими занятиями. Это даст очень хороший результат. У нас было немало сильнейших хореографов, но среди них, в первую очередь, необходимо назвать Владимира Михайловича Хетагурова, Гаглоева Хазби Федоровича, Шавлохова Мэлса Мухтаровича, Кабисова Аслана Григорьевича и вместе с ними Биченова Геннадия Шевидовича, которые многое сделали в становлении и развитии осетинской хореографии. Их труды не должны быть напрасны. – Какие шаги нужно предпринять к тому, чтобы мы уже начали бережно относиться к своему языку, истории, культуре? Чтобы молодежь знала, помнила, была вовлечена и влюблена во все, что идентифицирует нас как потомков древнего величественного народа? – Это идеология. Основа основ. Работа должна вестись повсеместная – дома, в школе, в руководстве. При этом для молодёжи также немаловажно, думаю, будет и поощрение, в любых его проявлениях. Мы просто не занимаемся этим направлением. А на войну проблемы списывать уже не получается давно. – У Вас за плечами 12 лет работы в качестве хореографа, за это время Вы работали и со взрослыми и с детьми – с кем легче и почему? – С детьми, потому что они впитывают все, как губка. Элементарно, если им движение показывать, они его делают коряво, неправильно, но стоит их выправить, и они это запоминают, даже по ощущениям. А если уже взрослому человеку, осознанному, сформировавшему себя, начинать это всё объяснять, то он начинает думать обо всём – локоть так, глаза сюда, и начинает теряться, ему бывает намного сложнее. С детьми же для меня работать одно удовольствие. – Участников коллектива Вы готовите в Государственный ансамбль песни и танца «Симд»? – Не только готовлю. Там уже немало ребят, с которыми я работал. Участники ансамбля «Сармат» тоже перейдут туда. – Что важнее в танце – техника или всё же любовь к тому, что ты делаешь, эмоции и посыл души в танце? – Я думаю, что танец в большей степени это все же эмоция и любовь. Глаза должны гореть, потому что если сердце, образно, стучит в такт национальной мелодии, то над техникой как раз-таки можно поработать через эти эмоции. И все обязательно получится. – Благодарим за беседу, пусть любовь к осетинской хореографии, которая в Вас есть, зажигает все больше сердец молодого поколения!
Элина Багаева
Опубликованно: 18-11-2024, 15:09 |
Вернуться назад |