55 – это лишь две красивые цифры, за которыми новые горизонты и блистательные постановки

55 – это лишь две красивые цифры, за которыми новые горизонты и блистательные постановкиОна пришла в театр сразу после окончания актерского факультета – молодая, амбициозная, талантливая, с неподдельным желанием творить и покорять вершины искусства. Пришла и осталась. Навсегда. Потому что такие как она, для которых сцена по определению является призванием, отсюда уже не уходят. В театр приходят жить, проживать десятки историй, судеб и неповторимых образов. И этих образов, воплощенных на сцене, у нее уже около пятидесяти. Разных – от острых драматических до легких комедийных. И каждый раз это захватывающий дух полет, полное погружение в творческий процесс и невероятное удовлетворение от происходящего на сцене действа. Инга Сардионовна Гаджиты, Народная артистка РЮО – человек, который уже более трех десятилетий живет сценой, человек, не просто сопричастный к целой эпохе национального сценического искусства, а артист, вершивший вместе с родным театром его историю.

Она выбрала профессию осознанно и по зову сердца, хотя, по собственному признанию, несколько сомневалась в своих возможностях и предрасположенности к искусству. «Мне почему-то казалось, что высокая комиссия из Тбилиси, которая здесь, в нашем театре принимала вступительные экзамены, обязательно меня «зарубит», но искушение оказаться в числе счастливчиков было гораздо сильнее всякого реального осмысления своих возможностей, – вспоминает свои первые шаги на пути к сцене сама артистка. – Абсолютная самокритичность, которая, следует отметить, соответствовала реальности – мне казалось, все во мне противоречит тому, чтобы блистать на сцене – и внешность, и неумение выговаривать какие-то звуки, и вообще все. Но маститые мастера искусства, видимо, разглядели в моем несколько нестандартном образе именно ту искру, которая позволяет распознавать своего и среди своих, и среди чужих. И этот зеленый свет, зажженный передо мной отчасти авансом, не просто принес чувство удовлетворения. Он заставил меня поверить в себя и свои способности».

Ее поколение пришло в национальный театр в период его расцвета. Блистательная плеяда выдающихся мастеров сцены и бесценный опыт, который они передавали начинающим артистам – Инга Сардионовна с особенной теплотой вспоминает совместную работу с ярчайшими представителями старшего поколения. «Гаврил Таугазов, Иван Джиккаев, Ростик Чабиев, Ростик Дзагоев, Андрей Гельдиев – партнерство с такими выдающимися артистами, совместное участие в постановках – это бесценный опыт, своего рода уникальные мастер-классы, которые не может дать начинающему артисту ни один театральный ВУЗ, – рассказывает Народная артистка. – Мне кажется, главное, что они успели передать нам, своим преемникам в профессии – это негласный фарн, присущий осетинской сцене во все времена. Ну, а крестной матерью в профессии я считаю непревзойденную Людмилу Графовну Галаванову. Именно она была моим наставником, когда я только делала свои первые шаги на сцене. Ее слова долгие годы, да и сегодня, были для меня своеобразным ориентиром. Она любила повторять, что не имеет значения, кто и что говорит за кулисами, насколько тебя критикуют коллеги из чувства какой-то нелюбви или духа соперничества – сцена все и всех расставляет по местам, которые они заслуживают, величие и талант может определить только она и только она может обнажить бесталанность или бездарность. Но главным ее напутствием, конечно же, был призыв работать над собой. Всегда, в любом возрасте, пока артист дышит, пока он жив».

И Инга Гаджиты всегда работала на разрыв, как будто оголяя каждое нервное окончание, как будто на износ, каждый раз как в последний. Вместе с тем, она никогда не стремилась к славе, хотя вереница запоминающихся ярких ролей на сцене нашего национального театра предполагала повышенное внимание к ее персоне. Цхинвальский зритель помнит все ее роли, которые она воплотила на сцене и в благополучные 80-ые, и в суровые 90-ые. Тогда в осажденном городе на сцене храма искусства она играла подряд во всех тогдашних комедийных постановках. Этот период работы прикрепил к артистке амплуа комедийной актрисы, несмотря на то, что многолетнее преданное служение Мельпомене проявило ее талант практически во всех жанрах драматургии. Она не подразделяет свои актерские работы на успешные и малозначимые, на любимые и «проходные». «Я помню все свои роли, даже самые первые на нашей сцене и каждая из них мне по-своему любима и близка, потому что я над ними работала, потому что я не спала ночами, мучительно переживая за каждую реплику, за каждую мизансцену со своим участием, – говорит Народная артистка. – Другое дело, что те роли, которые мне труднее всего дались, несколько обособленно расположены в моем актерском багаже. Пока в своей творческой работе я выделяю две вершины, две роли, которые, на мой взгляд, удались более всего. Это роль Иветы в трагедии «Мамаша Кураж» и Павлы Петровны в «Женитьбе Бальзаминова», причем, первую я считаю лучшей своей работой, переиграть которую пока что мне не удалось. Впрочем, нет особого значения, роль главная, второго плана или вовсе участие в массовой сцене. Великолепное драматическое произведение Владимира Ванеева «Хилачы фидар» – в начале 90-ых известный режиссер Геор Хугаев ставил этот спектакль с нашей труппой сразу после первой грузинской агрессии на севере Осетии. В этом спектакле я играла в массовке. Казалось бы, роль незначительная. Но тяжелая эмоционально. Она запомнилась навсегда. В мизансцене, когда обороняющимся в крепости враг перекрывает воду, чтобы замучить их жаждой и, тем самым, заставить сдаться, был невероятно сильный эмоциональный момент. Посланник из вражеского стана приходит к этим измученным людям, которые уже предупреждены своим старшим о предстоящем визите. Наказ старшего – не подавать виду, насколько они измучены жаждой. Задача, поставленная режиссером, схожая – все участники массовой сцены смеются, демонстрируют беспечность. Все смеются – я плачу. Навзрыд. Потому что именно так я прочувствовала этот момент. Я всегда действую на сцене по своему внутреннему ощущению и только режиссер может указать мне на то, в какой момент нужно остановиться».

В настоящее время все мысли Инги Сардионовны связаны с новой работой, в которую ей придется окунуться уже в ближайшее время. Режиссер Тамерлан Дзудцов предложил ей роль Матери погибших на войне семерых братьев Газдановых в своей постановке «Ныййарæджы кадæг», которую театр планирует восстановить к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Ныййарæджы кадæг» – один из лучших спектаклей последних лет, с несравненной и легендарной Людмилой Галавановой в главной роли. Теперь Тамерлан Дзудцов предложил эту роль Инге Гаджиты. «Лукавить не буду, у меня присутствует определенный мандраж от предстоящей работы, – говорит Народная артистка. – «Ныййарæджы кадæг» ставится на нашей сцене не впервые. Это спектакль, который несет в себе огромные смыслы. И, прежде всего, потому, что именно через него мы приближаемся к возрождению национального самосознания. Людмила Графовна блистательна и фактически недосягаема. Я готова и к тому, что будут определенные сравнения, параллели. Конечно, будет сложно, но легких путей в творчестве я никогда не искала. Это то, чего я жаждала все последние годы – серьезной драматической роли, за которую будет не стыдно прежде всего перед собой. По внутренним ощущениям – это именно моя роль. Роль, которую я могу не просто по-актерски прочувствовать. Это то что мне близко по пережитому, по внутренним ощущениям. Война и ее разрушительные последствия для меня не пустой звук. Эти ощущения у меня на поверхности. Я очень скупая на эмоции, но внутри это целый сгусток всевозможных эмоций. В случае с этой работой я опасаюсь, как бы эмоции не перехлестнули стержень, и поэтому режиссеру нужно меня держать в определенных рамках. Я жду этой работы и одновременно ее боюсь. Думаю, с Тамерланом Ефимовичем мы сможем добиться нужного результата».

Инга Гаджиты – из поколения артистов нашего театра, которые успели насладиться творчеством в период расцвета нашего театра, они же пережили с ним период безвременья, их же принято считать основной опорой, которая сможет поднять сценическое искусство на вершину его возрождения. И главное, чего ждут жадные до работы артисты – новых ролей, новых постановок. И новых режиссеров, которые смогут вдохнуть в национальное сценическое искусство новую жизнь. «На протяжении многих десятилетий работы в театре у меня есть уже свой перечень великих, не побоюсь этого слова, режиссеров, – рассуждает Инга Сардионовна. – Я считаю, что Анатолий Азаревич – великий режиссер, Котэ Сурмава – великий режиссер. Есть начинающие режиссеры с задатками великих. И мы о них еще услышим, я в этом не сомневаюсь. У них есть видение, которое не дано некоторым обывателям, которые думают, что они режиссеры. На самом деле последние – простые постановщики. Режиссер – это немного другой статус. Как бы отдельные мои друзья коллеги не обижались. Режиссер видит мир не черно-белым, а во всем многообразии его оттенков. Пока у нас в театре единственный режиссер – Тамерлан Дзудцов. И я ему желаю, чтобы он по новой взошел по лестнице на трамплин. Это ему всегда удавалось. Думаю, удастся и сейчас».

Народная артистка считает, что труппа изголодалась по сумасшедшей, в хорошем смысле этого слова, режиссуре. «Нам нужна новая креативная неповторимая энергетика на нашу сцену. Сгусток, вобравший в себя непереводимый фарн, мастерство и какую-то особенную ауру, которую полтора десятилетия на-зад будто сдуло сквозняком, должна вновь вернуться на нашу сцену, – говорит Народная артистка. – И основу этой энергетики должны заложить новые имена в режиссуре. Валиев Гиви – амбициозный режиссер, который хочет воплотить свои замыслы на нашей сцене. Режиссер с совершенно сумасшедшей энергетикой. Я мечтаю с ним поработать. Должно быть интересно, когда режиссер формирует спектакль и умеет собрать энергетику в центр сцены. Гиви это умеет. Яновский также себя хорошо завизировал. У них глубина восприятия шикарная. Мне кажется, наше руководство должно начать работу по приглашению режиссеров… Последние несколько лет я часто думаю над тем, что я делаю в театре. Таких мыслей не было даже в самые сложные годы. Конечно, ни при каких обстоятельствах я уходить из театра не буду. Но творчество здесь не то, которое хотелось бы видеть. Мы не можем быть на уровне сельского клуба. Это мое мнение, на которое я имею право. Я полагаю, что Тамерлану Дзудцову надо помочь, поскольку один человек, будь он тысячу раз гениален, не справится с тем объемом работы, который нам предстоит преодолеть на пути к возрождению сценического искусства»...

В канун своего большого юбилея Инга Гаджиты полна творческих планов и энергии. Осмысливая пройденное и настоящее, у Народной артистки неизменна вера в будущее театра, на сцене которого она воплотит еще не одну роль. Потому что эта любовь, любовь к сцене, расположившаяся в сердце уже в ранней юности, так и стала для нее единственной. Только здесь – ее мир, только здесь ее сердце бьется учащенно. «Еще много чего хочется воплотить на сцене, – делится планами наш юбиляр. – При этом многие работы, о которых я мечтала, скажем, двадцать лет назад, уже невозможно сыграть в моем случае на сцене. Но хочется сыграть в постановке по произведению Владимира Ванеева – гениального драматурга, к творчеству которого наш театр обращался в прошлом и будет обращаться в будущем. Потому что равных драматургии Ванеева нет. Я также очень люблю Гарсию Лорка. С удовольствием бы, скажем, его Йерму воплотила, ведь Лорка удивительно чувствует женскую природу. Миссис Гофорт бы сыграла в «Фургон с молоком здесь больше не останавливается» Теннеси Уильямса. У меня даже есть практический опыт его перевода... Но пока это только планы и профессиональные мечты, в исполнение которых я разучилась верить на протяжении всех последних лет творческого безвременья».

Инга Сардионовна называет прошедшие годы временем упущенных возможностей и захлебнувшихся амбиций. И, тем не менее, не считает свое время упущенным. И в самом деле, что такое 55 лет для артиста? Всего лишь две красивые цифры, за которыми новые горизонты, большие профессиональные достижения, интереснейшие роли и блистательные постановки. И, конечно же, нескончаемые овации, которые приносят Артисту не просто истинное удовлетворение, но и заставляют двигаться вперед. С юбилеем Вас, Инга Сардионовна! Достойных долгожданных ролей!

Рада Дзагоева


Опубликованно: 02-12-2019, 23:24
Документ: Интервью > https://respublikarso.org/interview/2832-55-eto-lish-dve-krasivye-cifry-za-kotorymi-novye-gorizonty-i-blistatelnye-postanovki.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад