Археология – наука строгая и точная
Владислав Габараев: «Не менее важно отстоять страну в мирное время»
Мы продолжаем нашу рубрику «экс», в которой предлагаем вниманию читателей беседы с бывшими руководящими работниками или видными общественными деятелями страны, которые на заре становления государственности РЮО внесли весомый вклад в развитие Республики, сыграли в ее судьбе определенную роль.
Послевоенные годы во всех без исключения странах часто становятся решающими в сохранении суверенитета, в удержании ситуации от сползания к анархии или перехода к бесконтрольной тирании власти, в строительстве основ экономики на руинах и преодолении хаоса. Владислав Николаевич Габараев – один из тех, кому выпало лично участвовать во всех исторических событиях на пути становления Республики – и в боях за ее свободу, и в попытках создать базу экономической самостоятельности, и в сложнейших ситуациях внутренних конфликтов в государстве, когда одно неверное решение могло повлечь за собой необратимую катастрофу.
Ирбег Маргиев об осетинских оборонительных сооружениях, национальных святилищах и легендах, в которые нужно верить
Сармат Зассеев о необходимости госзаказа, возрождении парковой скульптуры, Мемориале жертвам Зарской трагедии, творениях своего отца и идеях, предложенных «Республикой»
Ренат Кабулов о значении и красоте традиций, связанных с культом коня и смысле их воссоздания в сегодняшней Алании
«Сарматы использовали две породы – ферганскую, соответствовавшую задачам тяжелой кавалерии, и малорослую, резвую, с трудом поддающуюся одомашниванию лошадь, которую использовали для вольтижировки лучников, охоты и путешествий. Alanus ueredus – конь, на котором император Адриан любил поохотиться на кабана, скача по холмам и болотам Тускии, – вероятно, относится к этой второй породе… Ферганская порода как нельзя более поддавалась дрессировке, слушалась команды, подаваемой голосом или музыкальными инструментами, например барабаном. Лошадь горячая, но в то же время не слишком впечатлительная и раздражительная. В общем, «интеллигентная» лошадь».
Франко Кардини, «Истоки средневекового рыцарства».
Инал Плиев: «Мы можем лишь слегка прикоснуться к краям тайны творчества»
Инал Плиев – один из тех цхинвальцев, кто может легко и с достоверностью рассказывать новейшую историю Южной Осетии. Он свидетель и участник многих важных событий, которые еще не нашли отражения в воспоминаниях очевидцев. Каким-то образом получается, что он всегда в эпицентре – там, где требуется слово журналиста, политический анализ, репортаж из-под обстрела или строка поэта. Инал был руководителем пресс-центра осетинской части Смешанной контрольной комиссии и был на службе в тот момент, когда на Цхинвал упали первые снаряды в августе 2008 года. Он вместе с другими журналистами сразу после войны рассказывал миру на пресс-конференциях в Риме, Брюсселе и Берлине о том, что произошло в Южной Осетии. Инал любит поэзию и безупречно владеет осетинским языком. Он, конечно, пишет стихи, но никому их не показывает, потому что их сюжеты имеют свойство сбываться, как он признался. Но его переводы на осетинский язык произведений русских, болгарских и испанских авторов, а также песен о Великой Отечественной войне заслужили признание читателей и слушателей.
Раритетная коллекция Роланда Бекоева, сыгравшая свою роль в защите Отечества
Понятие «коллекционер» часто отсылает нас к малопривлекательным литературным образам: Гобсеку, Скупому рыцарю или уже вовсе к Коллекционеру (Фаулз), Парфюмеру (Зюскинд) и другим современным хоррорам, а также – к крупнейшим мировым аукционам «Кристис» и «Сотбис», откуда по частным коллекциям расходятся предметы искусства за баснословные деньги, на которые можно накормить половину голодающей Африки. При этом, социология, исследуя коллекционирование, как мировое явление, строго отделяет его от простого накопительства предметов, имеющих художественную ценность и отражающих хороший вкус владельца. Вроде бы, наличие таких людей говорит о финансовой состоятельности общества. Но когда составление определенной коллекции происходит в условиях, далеких от идеальных, с несоразмерными уровню жизни затратами, то здесь уже речь идет о всепоглощающей страсти к приобретению предметов, вызывающих восхищение коллекционера. Эту страсть исследователи характеризуют как любовь.
Роланд Борисович Бекоев (настоящий сталинирец, и тут уж ничего не поделаешь!), коллекционер с огромным стажем, насчет любви согласен полностью: «Каждая вещь имеет три цены: ее техническое совершенство, функциональность (для чего она создана) и эстетическое воздействие на человека, его чувства. Старинные охотничьи ружья в моей коллекции радуют мне сердце», – говорит он. Личность человека формируется в определенных культурно-исторических условиях. Поэтому коллекция говорит не только об образовании и воспитании ее владельца, но и политических событиях эпохи. Так, почему именно охотничьи ружья, откуда пришла к Роланду Бекоеву эта страсть?