Вильям Дзагоев: «Только отбросив появившийся за последние годы иждивенческий настрой жизни, мы сможем сами поднять свою экономику»
На фоне разворачивающихся событий на геополитической арене российские эксперты предсказывают нелегкие времена для экономики Российской Федерации. Санкции в отношении России, вводимые странами ЕС и США отразятся на устойчивости российской экономики. Учитывая тот факт, что Южная Осетия более чем на 90 процентов находится на дотациях России, эти прогнозы смогут повлиять и на внутреннюю экономику нашей Республики. О сегодняшнем состоянии экономики Южной Осетии и о том, каким образом, возможно, поднять ее на должный уровень в интервью нашей газете рассказал министр экономического развития РЮО Вильям Дзагоев.
– Вильям Юрьевич, как на сегодня можно оценить экономическое положение Республики?
– Реальный сектор экономики находится в зародышевом состоянии. 90 процентов тех предприятий, которые работали на полную мощь в советское время, были закрыты в связи с развалом СССР и многолетним состоянием войны. Все эти факторы внесли свои коррективы в работу предприятий. Сегодня от них остались производственные площадки, в виде заброшенных цехов. Ряду предприятий, таким как завод «Эмальпровод», завод «Электровибромашина» удалось сохранить потенциал, но и они являются убыточными. На этих предприятиях произведен частичный ремонт помещений, которые сдаются в аренду, что кое-как обеспечивает их заработный фонд. Хотя он должен напрямую зависеть от объема производимой продукции. Однако, тот ассортимент продукции, который выпускается сегодня, не пользуется особым спросом. Небольшой пример. Завод «Эмальпровод» закупил оборудование по производству эмульсионной краски – и не производит ее, закупил оборудование для производства сендвич-панелей, но и эти панели не производятся. Приобретенный пресс для производства профнастила не полностью задействован в работе. Поэтому говорить о том, что завод заработает на полную мощь, чтобы обеспечивать своих сотрудников заработной платой сложно. Старое оборудование, выпускающее продукцию вчерашней модели, не востребовано в виду того, что техника и технологии шагнули далеко вперед.
– Как можно исправить ситуацию с убыточными предприятиями?
– Идеальным выходом из замкнутого круга было бы привлечение потенциальных инвесторов, у которых есть желание и возможности вложить деньги в нашу экономику. Определенные переговоры в этом плане ведутся, но реальных шагов на сегодняшний день я не вижу. Инвестор пока не хочет идти сюда, по ряду объективных причин. Хотя законодательная база в плане защиты прав инвестора на сегодняшний день приведена в порядок – в апреле этого года Парламент принял соответствующий закон «Об инвестициях», по которому государство гарантирует инвесторам, что при условии вложения денег он получит прибыль, а государство будет защищать его интересы. В части законодательной в этом плане мы шагнули вперед. Таких законов нет даже в Российской Федерации. Ну, а примером успешного инвестиционного вложения в Южной Осетии можно назвать работу швейной фабрики БТК-4. Это успешное развивающееся предприятие, на котором задействованы несколько сотен человек, что, безусловно, дало нашим гражданам дополнительные рабочие места с хорошим заработком.
– Каков размер налогов с прибыли в государственную казну от этого предприятия?
– По условиям инвестиционного соглашения с БТК-4 руководство завода пока налогов с прибыли государству не платит. Это тоже преференция инвестору. Они платят только подоходный налог с заработной платы, а по условиям соглашения освобождены от уплаты налогов, пока не укрепятся и не встанут твердо на ноги. Сырье завозится сюда извне, на месте готовится продукция и вывозится на территорию России. Транспортная составляющая довольно таки высокая. Поэтому пока мы налогов с прибыли с БТК-4 не требуем. Сейчас на предприятии планируется расширение производства, что опять даст дополнительное количество рабочих мест нашим гражданам. Но предприятие столкнулось с проблемой отсутствия желания среди местного населения работать. Хотя условия работы хорошие. Заработная плата от 17 тысяч рублей. Но люди не хотят идти работать. И это реальная и серьезная проблема, с которой нам приходится сталкиваться, так как мы планируем создавать рабочие места в ближайшем будущем. Посмотрите, на строительной площадке Южной Осетии задействованы выходцы из Средней Азии. Они пересекают несколько тысяч километров, и кормят свои семьи, зарабатывая деньги здесь. Если бы эти деньги оседали у нас, то они аккумулировались бы в наш бюджет. Это называется принцип мультипликации. Но на сегодняшний день наше население не горит большим желанием работать на стройке. Многие мигранты находятся у нас нелегально, но мы, в какой-то мере, вынужденно закрываем на это глаза. Потому что, будем откровенны, если бы не они, наши местные строители не выполнили бы установленный план работ из-за… неорганизованного рабочего дня. Понятно, что за последние два десятка лет, этот период безвременья и состояния перманентной войны, в сознании людей произошел какой-то надлом. Но мы уже седьмой год живем в мире. И нашу жизнь, нашу Республику кроме нас никто нам не обустроит. Кроме того, проблема состоит и в рабочих специальностях среднетехнического персонала. Причем эта проблема наблюдается во многих сферах – в строительстве, в земледелии, в скотоводстве... И этот «пробел» надо решать в короткий срок.
– Сегодня у нас наблюдается развитие фермерского хозяйства, но цены на местную сельхозпродукцию довольно высокие. Есть ли возможность реализовывать местную продукцию через государственные магазины, что бы позволило установить средние цены на сельхозпродукты?
– В 2015 году будет сдана в эксплуатацию молочно-товарная ферма, строительство которой идет в селе Аунеу. Строительство фермы предполагалось еще в Инвестпрограмме на 2011 год, однако было заморожено из-за отсутствия финансирования. С началом финансирования строительных работ на 2015 год, строительство будет завершено, и мы введем ее в эксплуатацию. Государство вложило в строительство не малые средства. Здание уже готово. Осталось оснастить его оборудованием. Это государственное предприятие на 500 дойных коров, где предполагается открытие 80 рабочих мест. Молочно-товарная ферма модульного типа, будет производить широкий спектр молочных продуктов. Аналогичную ферму я посетил в России. Мы видели, как работают там люди круглые сутки. Ферма не закрывается ни на час. Переработка молока в разный спектр продуктов идет круглосуточно. При этом заработная плата в России в сельском хозяйстве тоже не очень высокая. Это невозможно переложить на сегодняшние реалии в Южной Осетии. Если это государственное предприятие будет работать должным образом, то мы сможем обеспечить наше население качественной, экологически чистой продукцией по доступным ценам.
На сегодня 95 % продуктов питания мы завозим извне, в том числе мясо, овощи и фрукты. Имеющиеся внутри Республики фермерские хозяйства и частные подворья реализуют свою сельхозпродукцию на месте. Сбыт для продукции у нас колоссальный. Россия наш стратегический партнер, но при этом мы сами должны наполнять нашу доходную часть бюджета. Конечно, одной такой государственной фермой мы не заработаем большие средства, но это будет определенный шаг в сфере развития экономики.
– Какую помощь сегодня государство может оказать развитию малого и среднего предпринимательства?
– Сегодня для наших предпринимателей созданы хорошие условия для развития своего дела. Налог на ввозимый товар из России равен 1,5 процентам. Это мизерный налог, но даже его многие предприниматели не хотят уплачивать, считая, что такой налог бьет по их карману. Сегодня у государства нет средств, чтобы помогать предпринимателям в полную мощь. Но в 2015 году ожидается финансирование тех проектов, которые будут одобрены российскими специалистами. Ряд подобных проектов уже был одобрен нашим государством и они были переправлен на рассмотрение в Россию. Среди проектов есть бизнес-планы на создание парникового хозяйства, интенсивного садоводства и скотоводства. Я думаю, что если хотя бы пять проектов будут утверждены и профинансированы Инвестагентством, то это станет очень хорошим подспорьем в сфере сельского хозяйства. Это реальный сектор экономики и хороший толчок для развития малого и среднего предпринимательства. Здесь находится тот резерв, который может использовать много людских ресурсов. Надеюсь, кризис, о котором так много сегодня говорят, не подкосит наши планы.
– Может ли Южная Осетия сегодня поставлять на российский рынок тот небольшой спектр продуктов, который производится внутри?
– У нас с Россией подписано соглашение «О режиме торговли», согласно которому, мы можем ввозить на территорию Республики товары без экспортных товарных пошлин. Соответственно, Южная Осетия также может при должном оформлении документов ввозить свою продукцию на территорию России. Из-за того, что наши предприниматели завозят продукты со стороны России с НДС, и еще мы накладываем НДС, получается увеличение стоимости товара. Это наша нерасторопность. На примере ГСМ, ввозимого без пошлин, мы ощущаем важность этого соглашения. Сегодня цена на топливо у нас дешевле, чем в той же Северной Осетии. В процесс ратификации соглашения «О торговле» включился наш Президент, благодаря которому договор заработал. Сегодня в рамках этого договора мы утвердим вопрос битума, который нам необходим в укладке асфальта, и который будет ввозиться уже без НДС. Соответственно, это снизит конечную стоимость асфальта. Что касается поставок нашей продукции на внешний рынок, то при соблюдении санитарно-эпидемиологических норм, которые выдвигает РФ, с определенным перечнем документов, это вполне реально. К примеру, если мы хотим начать поставку своей минеральной воды, то Багиатский наливочный завод должен получить и пройти сертификацию этой воды. Насколько мне известно, уже есть дилерское соглашение завода с одним из предпринимателей, который уже собрал весь необходимый пакет документов. Он зарегистрировался в пакетном бюро РФ, соответственно, получена и торговая марка, позволяющая экспорт минеральной воды в Россию. Насколько наша минеральная вода будет востребована в России, сказать сейчас сложно, поскольку рынок надо завоевывать. При этом увеличивать мощности. Та же проблема, если говорить об экспорте, с осетинским сыром. Это наш бренд, но он в малом количестве. Мы не можем на сегодня фактически даже свой рынок покрыть. В той же Северной Осетии производство сыра уже налажено. Мы же пока не можем конкурировать на промышленной основе даже с Северной Осетией.
Сейчас в министерстве экономики разрабатывается Инвестиционный паспорт Южной Осетии. То есть идет сбор информации о потенциале Республики. В чем Южная Осетия может быть конкурентоспособной по отношению к другим сопредельным территориям. Мы должны показать, какой у нас потенциал в развитии сельского хозяйства, туризма, в промышленном производстве. Многих предприятий уже нет, но площадки остались, инфраструктура сохранилась. Это уже что-то. Мы должны потенциальному инвестору показать, что у нас не все так плохо и должны сформировать тот инвестиционный климат, который бы стал привлекательным для инвестора. Вот это и есть инвестиционный паспорт, который может сначала привлечь инвестора, затем заставить его сюда приехать, где он на месте сможет осмотреться и определить для себя сферу вложений.
– Как отразятся западные санкции, вводимые в отношении России, на нашей экономике и степени финансирования Республики?
– Сложный вопрос, поскольку наша Республика на 90 процентов находится на дотациях России. Поэтому если у донора Южной Осетии возникнут проблемы, а они возникнут, то это отразится и на нас. Слава Богу, что Россия устойчивое государство, и она не сворачивает свои социальные программы. Но каждый из нас в СМИ видит, что ситуация на геополитической арене не стабильна. Однако, на сегодня Россия тем не менее свои обязательства выполняет. Мы со своей стороны мало делаем для того, чтобы сами наполняли свой бюджет.
Я не могу сказать, что будет с экономикой России, это трудно прогнозировать. Мы видим, что цены на нефть падают, рубль по отношению к доллару дешевеет. Экономика России – экспортно-ориентированная экономика, основанная на энергоносителях, львиную долю пополнения российского бюджета которой составляют доходы от энергоносителей. Если количество доходов от реализации энергоресурсов падает, то соответственно это вызывает озабоченность и кризисную ситуацию. Универсального рецепта поднятия экономики нет.
Другое дело, что и мы сами не стоим крепко на ногах. Более того, привыкли к постоянной помощи, к тому, что Россия нас прокормит. Но нам надо самим начать двигаться. Только так, отбросив иждивенческий настрой жизни, мы сможем поднять свою экономику. Только общими усилиями и заинтересованностью в общем деле сможем возродить и экономику, и национально-духовную составляющую нашего народа.
Мария Котаева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.