Государственный ансамбль «Симд»: на пути к былому величию

7-04-2014, 18:43, Интервью [просмотров 6183] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Государственный ансамбль «Симд»: на  пути к былому величиюДостояние нации, жемчужина национального искусства, один из двух, наравне с театром, главных столпов юго-осетинской культуры – наш «Симд», наша общенациональная гордость и в то же время трепетная любовь к величественности собственного культурного наследия. Основан «Симд» был в далеком 1938-ом выдающимся Борисом Галаевым, на волне нахлынувшего всенародного интереса к культуре и искусству народа. Все эти годы, несмотря на непростые условия жизни южных осетин, ансамбль творил и развивался, создавая все новые и новые шедевры национального искусства, из которых в числе прочего десятилетиями создавался золотой фонд осетинской культуры. «Симд» за свою семидесятипятилетнюю историю успел пережить многое – годы становления, когда по крупицам собирался материал на основе национального фольклора и закладывались основы традиций национального танцевального искусства, уже потом годы процветания и невероятного творческого подъема, ну и, наконец, годы безвременья и упадка. Все эти трудности, испытания эпох, взлеты и подъемы он пережил с достоинством и верой в собственную значимость, понимая насколько важно нации уже само его существование. Исторический путь госансамбля был сложным, со множеством тяжелых лет, значительная часть которых пришлась на последние два десятилетия. О периоде тяжелого безвременья здесь сегодня предпочитают забыть, коллектив если и хочет оглядываться назад, то только лишь с ностальгией по славному прошлому, с целью обращения к былым прославленным традициям. Сегодня «Симд» – это большой коллектив, творческий, талантливый, разносторонний, стремящийся к вершинам искусства. Уже три года Государственный ансамбль «Симд» возглавляет художественный руководитель Сергей Шавлохов. До приезда в Южную Осетию он долгое время работал во Владикавказе руководителем Государственной филармонии ансамбля «Арт», потом балетмейстером в ансамбле «Алан». Получив приглашение возглавить юго-осетинский ансамбль, Шавлохов дал согласие не раздумывая, поскольку к «Симд»-у у них в семье отношение всегда было особенное, его отец когда-то, в бытность Худруком ансамбля Хазби Гаглоева, был танцором прославленного коллектива. С приходом нового руководителя, следует отметить, перспективы развития ансамбля стали приобретать визуальные очертания. Гастроли, частые выступления – все это можно заносить в актив развития ансамбля, вдобавок к тому, помимо явных признаков активной деятельности, у «Симда» просматривается и желание идти вперед, находясь в постоянном поиске творческих изысков. Обо всем этом в нашем интервью.  

 

– Сергей, насколько Ваши представления о Государственном ансамбле «Симд», о его профессионализме и творческом уровне развития соответствовали тому, что Вы в конечном итоге увидели?

– Я увидел коллектив талантливый и работоспособный. Забегая вперед, скажу, что в нашем ансамбле есть такие танцоры, подобных которым я не встречал и на Севере Осетии лет десять, наверное. Но, самое главное, в коллективе присутствует какой-то особенный дух. Есть, конечно, и люди случайные, но так и должно быть, это нормально для любого большого коллектива. Много молодежи очень способной и талантливой, особенно мужского пола, которые имеют фактически неограниченные возможности в искусстве танца, но, по тем или иным причинам, в основном, материальным к нам не идут.

– Весьма хорошая традиция, которая имела место в работе госансамбля в советское время – гастроли по районам Республики. Долгое время об этом говорилось, но только сейчас мы стали наблюдать первые результаты подобной деятельности. Ансамбль побывал в Ленингорском районе, в Цинагарской зоне, будете ли продолжать подобные выезды?

– Это была идея нового директора нашего коллектива Рустама Дзагоева. Действительно, мы уже побывали с концертной программой в ряде населенных пунктов нашей Республики. В планах – охватить и другие районы. В ближайшее время наш администратор проедет по районным и сельским Домам культуры, чтобы на месте выяснить, насколько имеющиеся на местах площадки соответствуют нашим требованиям, сколько артистов может уместиться на сцене во время выступления и т.д. На сегодняшний день по степени массовости у нас больше артистов задействовано в парном танце «Симд». Десять пар танцуют этот танец, но не всегда для этого соответствует сценическая площадка, на которой приходится танцевать. В идеале, в «Симд»-е должны быть задействованы шестнадцать пар, однако в Республике нет сцены, где бы столько людей полноценно исполнили танец. Хочется, чтобы все было красиво, полновесно, поскольку это Государственный ансамбль,  и  разного рода отговорки, что нет условий и т.д. не всегда поддаются объяснению.  И,  тем  не  менее,  приходится ограничивать желание к «размаху». Когда мы выезжаем за пределы страны, где сцена позволяет нам развернуться, мы танцуем «Симд» двенадцатипарный.

– Много лет подряд работа Государственного ансамбля «Симд» подвергалась критике, причем зачастую довольно беспощадной. Критические замечания в большинстве своем касались репертуара ансамбля, в укор коллективу и, в частности, художественным руководителям ставилась зачастую непонятная для несведущих людей аргументация об использовании чуждых осетинскому танцу элементов…

– Не знаю, с подобного рода критикой в открытую не сталкивался, но вынужден сам признавать определенные недоработки в сфере национального искусства. Причем, зачастую эти ошибки носят характер не единоличностный, а в какой-то степени массовый. И дело не в персоне конкретного художественного руководителя. Государственный ансамбль не может позволить себе «раздувать» репертуар непонятными номерами в погоне за количеством. В каждом номере, образно говоря, должно быть какое-то зерно, какой-то элемент национального колорита, несущий в себе глубокий смысл того агъдауа и фарна, о которых мы, осетины, за последние десятилетия изрядно подзабыли. Вот, к примеру, в последних своих постановках мы стали использовать один интересный элемент, когда мужчины-танцоры еще до того, как пребывают на сцене отдельно от женщин, танцуют с завернутыми рукавами. После того, как идет элемент приглашения партнерши, рукава спускаются прямо в процессе танца. Мы тем самым еще раз подчеркиваем уважительное отношение к женщине, которое культивировалось у наших предков. Посмотрит подобные элементы на сцене зритель, не знакомый с культурой осетин, и сделает определенные выводы о традиционной культуре народа. Поэтому в каждый танец необходимо привносить что-то такое, что было бы ориентировано не только на зрелищность, но и на процесс ненавязчивого воспитания и прививания традиций народа через искусство танца. На таких, образно говоря, зернах, из которых, в общем-то, в конечном итоге словно из пазлов складывается общая картина, мы должны прививать любовь к своей культуре.

– Создается впечатление, что каждый новый хореограф, каждый новый художественный руководитель работает с коллективом отчасти интуитивно, ведь, по большому счету, четко представленного пособия о «наполняемости» осетинского танца, о содержании смысловой составляющей нет. Классическое образование хореографа, полученное пусть даже в лучшем ВУЗе, еще не гарантия глубоких познаний в национальной культуре, поскольку национальный танец это, как  Вы  сами отметили, гораздо большее, чем просто яркое представление на сцене. Это носитель духовности нации и здесь каждый промах, допущенный по причине поверхностности знаний в собственной культуре, воспринимается особенно скептически…

– Серьезных исследовательских работ по части национальной хореографии у нашего народа, к сожалению, нет. Вы правы, это существенно осложняет работу хореографов, работающих с национальными коллективами. На мой взгляд, сегодня осталось очень мало тех, кто располагает глубинными познаниями в фольклоре. На заре образования ансамбля в «Симд»-е работали выдающиеся мастера искусства, которых, как известно, консультировал выдающийся знаток осетинской культуры, гениальный Махарбег Туганов. Он оставил кое-какие заметки, касающиеся национальных танцев, которые особняком выделяются в методических пособиях об осетинском национальном танце. Но большинство пособий не отвечают требованиям хореографов. Есть, к примеру, книга автора Григуровой под названием «Симд», в которой описывается постановка танца. Так здесь описаны все движения на сцене, из какой кулисы должны выйти танцоры, в каком направлении должны двигаться по сцене, как должны уйти со сцены, описывается сопровождающая музыка, но ни одной пометки о смысловой составляющей, что значит то или иное движение, носителем каких скрытых традиционных смыслов оно является и т.д. И большинство имеющейся на сегодняшний день литературы, к сожалению, является наглядной демонстрацией приведенного примера. Мы наблюдаем поверхностные знания в национальном искусстве, особенно в среде молодежи. И работы в данном направлении даже не просматривается. Между тем, крайне необходимо открытие отдельной школы или факультета, где молодежь могла бы не только учиться танцевать, но и изучать историю искусства, каждого танца. У осетин в древности были и культовые, и боевые танцы. Мы будем сейчас выстраивать свою программу таким образом, чтобы все эти элементы искусства древности воплотить на сцене и, тем самым, заставить зрителя не только аплодировать зрелищности, но и задумываться о смысловой составляющей через понимание того, насколько величественна нация, имеющая подобное историческое наследие. Все вокруг развиваются, взять хотя бы наших ближайших соседей из северокавказских регионов. В плане искусства национальные республики России сегодня очень сильно развиваются, это мы видим, когда выезжаем на гастроли. Нам нельзя отставать, тем более, что статус Государственного ансамбля ко многому обязывает. У нас есть, что показать, чем гордиться. И это достояние нужно уметь преподносить и зрителям других национальностей.

– Тем более, когда появилась возможность показывать свое мастерство и за пределами Южной Осетии. Чего стоят только гастроли в Никарагуа. В годы своего процветания Государственный ансамбль очень часто гастролировал. Осетинскому «Симд»-у рукоплескали во многих зарубежных странах. Возможно, успех и был одним из факторов, которые заставляли ансамбль развиваться. Однозначно, есть желание вернуться к былым гастрольным традициям, но каковы факторы, мешающие осуществлению подобных перспектив?

– Опять-таки, пресловутая финансовая сторона. И дело не в том, что государство не в состоянии организовать гастроли,  финансовые средства на гастрольную поездку, на мой взгляд, можно изыскать. Но, вынужден признать, сегодня мы не готовы к тому, чтобы выехать с полноценным гастрольным туром. Меня очень часто спрашивают, почему мы не выступаем чаще, почему мы не можем показывать сольные концертные программы. Каждому не объяснишь, что для этого у нас есть вполне конкретные объективные причины. На сегодняшний день в репертуаре ансамбля только семь полноценных танцев. Несколько танцев по аланской тематике мы начали готовить только сейчас. На все это, т.е. для представления на суд зрителей готовых полноценных танцев требовались серьезные финансовые затраты, нам необходимы дорогостоящие костюмы, наличие которых для нас весьма и весьма проблематично. Для того, чтобы пошить хороший аланский костюм, необходимы солидные финансовые средства. Если ты ставишь серьезный исторический танец, который тем более представляет Государственный ансамбль, нельзя экономить на костюмах. Государственный ансамбль – это солидный уровень, этакий пример для других, менее «статусных» коллективов. Артисты Госансамбля в чем попало на сцену не должны выходить. К примеру, аланская кольчуга – это множество элементов железа, а потому материал, очень часто предлагающийся при пошиве костюмов в качестве альтернативы, напоминающий по своей структуре больше рыбную чешую, со множеством блесток и прочей неуместной броскости, для нас неприемлем. Если мы беремся за серьезную историческую постановку, то и подход ко всему должен быть соответствующий, поскольку зачастую детали не менее важны, чем основная составляющая, т.е. хореографическая сторона. У нас, к сожалению, за последние десятилетия и на севере, и на юге привыкли к этому неуместному блеску и изобилию всевозможных вышивок в «обмундировании» наших хореографических коллективов. Это нам не присуще, тем более мужчинам. Артист, представляющий на сцене аланского воина, исполняющий героический, воинственный танец не может затмевать зрительный зал причудливым, а то и вульгарным блеском своего костюма, он должен затмить его мастерством исполнения, прочувствовать и донести до него исторический смысл, поскольку именно танец является одним из главных носителей исторического наследия. Сейчас мы нашли людей, которые могут работать с железом. Работать мастера будут с нашими эскизами, которые тщательно изучались специалистами. Это очень дорогостоящий труд, но Глава государства Л. Тибилов оказывает нам всяческую поддержку, финансирование ансамбля на текущий год обещают в полном объеме, а потому мы надеемся, что итог работы будет впечатляющим. Мужская часть аланского танца у нас уже почти готова, в ближайшее время к своей части работы приступит и женская часть коллектива.

– В былые времена «Симд» имел в своем распоряжении и собственный оркестр. Нет ли планов о возобновлении работы оркестра и тем самым оживить одну из преданных забвению прошлых традиций?

– Мы договорились с руководителем хора и оркестра народных инструментов при администрации города Цхинвал Ниной Валиевой о сотрудничестве. Четыре новых музыкальных инструмента мы должны ввести в нашу программу. Народ стал забывать инструменты, которые считались исконно осетинскими, их сегодня уже редко кто вспоминает. Наш ансамбль приобрел и дыууадæстынон фæндыр. Будем работать не только над постановочной частью, но и над музыкальной составляющей. Подготовим программу и представим ее следующим образом: представление начинает аланская тематика, а завершающий номер – современный «Симд». Наша программа должна демонстрировать этапы развития нашего народа, как по цепочке должны сменяться номера, представляющие разные эпохи. Думаю, это станет серьезным событием в жизни национальной культуры.

– Вы долгое время работали с хореографическими коллективами Северной Осетии, знакомы с уровнем их подготовки не понаслышке. У нас очень часто прибегают к параллелям с теми или иными ансамблями и зачастую это сравнение не в пользу наших коллективов. А вот, к примеру, в Чечне, в Ингушетии так, а у нас не так сильно развито искусство и т.д… Можете хотя бы отчасти согласиться с подобными утверждениями?

– На самом деле это всего лишь слова и не более. Наш «Симд» на сегодняшний день не уступает никому. Мы уже два раза принимали участие в фестивале «Мир Кавказу». Все государственные ансамбли северокавказских регионов принимали участие в этом фестивале. Конечно, вольно или невольно идет сравнение, а кто же лучше? Ко мне подходили и руководители ансамблей и выражали свое восхищение работой нашего коллектива, да и жюри довольно высоко оценило наши номера. Кто бы что ни говорил, но «Симд» развивается, он, как говорится, держит «марку». Все вышеперечисленные трудности – это внутреннее недовольство собственной работой, основанное на побуждении сделать еще лучше, для зрителя же «Симд» должен блистать во всем великолепии, будь то на Родине или где-нибудь на гастролях…

 

Рада Дзагоева

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Популярно