«Создавать счастье – дело жизни». Хетаг Багаев о своей профессии
Осетинская свадьба, являющаяся одной из составных частей национальных традиций, издревле считается важным аспектом в становлении новой семьи. Наши предки оставили нам в наследие множество свадебных обычаев, которые соблюдаются и по сей день, правда, претерпев определённые изменения. Среди новшеств в осетинской свадьбе можно назвать появление роли ведущего, который фактически управляет всем праздничным действом от начала до конца.
Одним из первых ведущих и организаторов свадеб в современной Алании является Хетаг Багаев. Его харизма, энергия и искренняя улыбка всегда создают атмосферу праздника и добра. Он ведет свадьбы как на севере, так и на юге Осетии, в Кабардино-Балкарии, Москве, Сочи, других городах. В интервью газете «Республика» Хетаг Багаев рассказал о своей первой свадьбе в роли ведущего, различиях в свадебных мероприятиях на севере и юге Осетии, своем отношении к югу Алании и многом другом.
– Хетаг, как нам известно, за плечами у Вас технический ВУЗ, но реализовались Вы в творческой и яркой профессии – ведущего различных торжеств и свадеб. Как Вы сами характеризуете Вашу деятельность, можно ли ее назвать делом жизни?
– Поступая в институт, я, признаться, и не думал, что стану ведущим, буду проводить различные мероприятия. Этого вообще не было в мыслях. Единственное, когда я поступал в ВУЗ, то говорил себе, что должен стать лучшим. В чем конкретно – пока не знал. Но настрой был именно таким. Ну а после – студенческая весна, КВН, выступления со сцены – все это в купе со школьным театральным кружком, видимо, сыграло определенную роль. В итоге я стал проводить различные мероприятия, что позднее переросло в дело жизни. По крайней мере, сейчас это то, чем я живу. Мне очень нравится создавать счастье. Хотя, еще раз повторю, ничего подобного не планировал. Поэтому, когда меня спрашивают – как я стал ведущим, как пришел к этому – я откровенно отвечаю, что не знаю, так случилось J...
– О становлении Вас, как ведущего, а позднее и организатора свадеб – возможно, Вы прошли какие-то курсы, профильное обучение?
– Ничего подобного, ни курсов ведущих, ни какие-либо мастер-классы. Хотя я знаю многих ребят, которые ездят на подобные мастер-классы в другие регионы России. Но, скажу прямо, нельзя сравнивать свадьбу в российском городе и у нас, в Осетии. Это абсолютно разные составляющие, разный уровень организации, разная сложность, разное количество гостей... Когда я начинал, то год работал бесплатно. Ходил, узнавал, смотрел, спрашивал, учился, набирался опыта. К примеру, звонил артистам, уточнял у них различные нюансы, вплоть до того, как они приезжают на место мероприятия, как выходят, где переодеваются... Так что – практика жизни и никаких мастер-классов по речи или актёрскому мастерству. Все на личном опыте. Нас и в КВН тоже особо ничему не учили, мастерства набирались сами. Был у меня еще небольшой опыт на MTV «Владикавказ», но канал, к сожалению, вскоре закрыли.
– Первые мероприятия, свадьбы и ответственность... Помните свою самую первую свадьбу в роли ведущего?
– Конечно помню. С годом, правда, могу ошибиться, но это был сад-ресторан «Империал» на проспекте Мира. Свадьба была моего друга. Он уже видел, что я вел другие мероприятия, и был уверен, что я справлюсь.А вот сам я не был настолько уверенным J, поэтому начал основательно готовиться, работать, продумывать и расписывать каждый шаг. Вроде прошло все хорошо, по крайней мере,мне так сказали J. После пошли другие свадьбы, которые в самом начале мы с моим другом, диджеем Михаилом Сиукаевым проводили вообще без ансамбля, вдвоем всю свадьбу...
– В итоге Вы нашли себя в данном направлении и занимаете ведущую позицию. Но что стоит за празднеством и что входит в обязанности ведущего и организатора осетинской свадьбы?
– Абсолютно все, как говорится, от «А до Я», все организационные вопросы, куда входит множество пунктиков, каждый из которых важная нить в успешной свадьбе: увидеться с заказчиками, услышать их, прописать так, как они видят действо. Всех артистов держать на связи, подготовить для них условия, чтобы в зале было комфортно для выступлений, все подготовить, всем все рассказать. И в день свадьбы также всесторонний контроль, появление артиста на площадке, проверка аппаратуры, спецэффектов, антуража, оформление фото, видео-съемки, машины... У меня вся свадьба в голове бывает прорисована, нужно за всем проследить, учесть многиеаспекты. Тем более на свадьбе бывают всегда какие-нибудь форс-мажоры – опаздывает невеста, опаздывает артист, еще что-то, и с этим нужно оперативно справляться и менять что-то по ходу. Люди-то видят картинку, как всё хорошо, как ведущий улыбается, веселится, одни танцуют, другие поют. А внутреннюю работу они не видят, хотя её очень много.
– То есть импровизация – это часть Вашей деятельности?
– Без этого никак. Бывает продуман «скелет» мероприятия, последовательность, все остальное – что я буду говорить, на что обращать внимание, какова будет реакция собравшихся – я никогда не знаю. Прихожу на свадьбу и там уже на месте всё происходит. Первый мой выход я всегда прощупываю. Где-то закину шутку, посмотрю, как реагируют. Отреагирует, скажем, правая сторона, начинаю работать туда, уже потом переходя на другую сторону. Конкурсы также бывают построены на скелете. Что будет происходить дальше, мы узнаем уже по ходу конкурса. И, соответственно, комментируешь, делаешь атмосферу, развиваешь, шутишь...
– Речь кувæга и Ваша работа, они как-то перекликаются, не бывает разногласий между вами?
– У осетин всегда бывают эти разногласия J, но мы выделяем время для старшего, кто открывает торжество за столом, как полагается традиционно, а потом уже в работу вступаем мы. Но мы не мешаем друг другу, а, надеюсь, наоборот, дополняем друг друга J.
– В Южной Осетии позднее, чем на Севере, зародилась тенденция приглашать ведущего на свадьбу. Вспомните, когда Вас пригласили впервые в Цхинвал вести свадьбу и как она прошла?
– Тут точную дату тоже не вспомню, но в Южной Осетии до того, как меня пригласили на свадьбу, я работал на государственных мероприятиях, скажем, на «Последнем звонке». Свадьба же проходила в банкетном зале «Виктория». А выездной ЗАГС мы провели у водохранилища Зонкар. Вернулись обратно в зал, свадьба в полном разгаре, много людей, в общем, все было хорошо, спокойно. Но в какой-то момент, когда люди танцевали и началась «европейская часть», которую мы обговариваем с заказчиками, вдруг подходит мужчина, просто разворачивает колонку одной рукой, другой рукой вырывает оттуда провода и говорит, чтобы мы все это остановили. Мы остались в шоке. Я поворачиваю голову на диджея, у которого 6 человек в один момент что-то просят разное. В тот момент, признаться, мы не понимали, что нужно делать, но заказчики среагировали и решили это J.
– Часто выступаете в роли ведущего на свадьбах юга Алании?
– Зовут часто, но не всегда, к сожалению, получается, поскольку и на севере загруженность высокая, порой прописано бывает на несколько месяцев вперед. Кроме того, зимой из-за дороги стараемся не выезжать, в этот период мероприятия находятся в зоне риска – можем не успеть, застрять в дороге, бывают сложности и с аппаратурой. Главное – время, человек в дороге устает, а мы на площадку должны выходить отдохнувшими.
– Существует ли какая-то градация между свадьбами юга и севера Алании – в поведении людей, свадебных традициях?
– В обычаях есть некоторые различия, отличительные моменты. Впрочем, они есть и в самой Северной Осетии, различия между обычаями носителей двух диалектов.Свои сложности есть везде. Во всем остальном мы все одинаковые, ведь мы один народ J. Кроме того, часто бывают свадьбы, когда жених, допустим, с севера, а невеста с юга Алании, или наоборот. Или свадьба в первый день проводится во Владикавказе, а на второй день невесту забирают в Цхинвал. Всегда есть свои нюансы, но это обычное явление.
– Вы говорили о форс-мажорах, об импровизации на свадьбе, поделитесь и смешными историями, уверены, Ваша копилка опыта ведения и организации свадеб полна ими.
– Когда меня это спрашивают, клянусь, я всё забываю J. Смешного бывает много и что-то выделить сложно. Смешные моменты бывают во время организации, во время проведения самой свадьбы… Сейчас даже не вспомню. К примеру, смешно бывает, во время розыгрыша букета невесты – скажем, говоришь, чтобы девочки по очереди выходили, брали шоколадки из коробочки или конверты с именем и отходили. По очереди. Говоришь раз, два, три, и тут все бегут J. И ты с этим ничего не поделаешь J. При этом у каждой свадьбы свои веселые, добрые моменты, и всего, честно, не упомнишь...
– Бывает ли, что Вас заставляют выпить на свадьбе?
– О, это постоянно. Проходишь, тебе кричат, отвечаю, что не пью. Но секунду спустя стакан у меня в руке, а сколько я его буду держать, мне работать надо, как-то удается отмазаться. Но бывает, что подойду и выпью с гостями, что скрывать. Такой небольшой грех случается J.
– У Вас уже большой опыт в проведении праздничных мероприятий. Присутствует ли еще какое-то волнение перед очередным выходом?
– Конечно. Любое мероприятие, пока ты не выйдешь, не начнешь, это внутренняя тревога. По другому никак. Ведь это большая ответственность. Но когда я выхожуи уже слышу аудиторию, чувствую ее, волнение проходит само. Бывает, сильно нервничаю, бывает, поменьше, но нервничаю всегда. Ведь необходимо найти контакт с людьми, а они все разные. Есть мнение, что в нашей профессии нет никаких сложностей – пришел, потанцевал, подурачился и ушел. Но все далеко не так просто. С другой стороны, если наша работа так видится со стороны, и определенные нюансы не заметны, значит, мы с ней справляемся J.
– Сколько примерно свадеб, мероприятий за Вашу карьеру Вы уже провели? И остаетесь ли в дружеских отношениях с клиентами?
– Сколько свадеб я провёл? До прошлого года у меня было более семисот мероприятий, думаю, сейчас эта цифра уже близка к тысячи… Остаюсь ли в дружеских отношениях с женихом и невестой? Да, со многими. Мы видимся, здороваемся, со многими общаемся семьями, общаемся близко. Я люблю человеческое отношение ко всему. Правда, иногда бывали такие заказчики, которые говорили, вот мы тебе платим, делай, что мы тебе говорим. В ответ – вот ваши деньги и до свидания. Некоторые свадьбы проходят просто, провёл, спасибо, и идем дальше. А с некоторыми продолжаем общение.И это здорово!
– Вы провели столько свадеб, но не женаты?
– JСапожник без сапог, как говорится. Я очень хочу семью, я очень хочу свадьбу, не знаю, когда это произойдет. Но все обязательно будет! Наверное, пока всех не женю, а потом уже сам J. Видимо, всему свое время.
– А у вас много родственников в Южной Осетии?
– Мама Залина Остаева родилась в Цхинвале, тогда город еще носил название Сталинир. Но она была еще маленькой, когда семья переехала на север. Однако родственников с маминой стороны в Южной Осетии много. Что касается Багаевской линии, то здесь родственников немного, хотя есть однофамильцы, с которыми мы знакомы, общаемся, видимся, пересекаемся часто. А так я очень люблю приезжать на юг Осетии. Здесь несколько другая природа, своя атмосфера и люди какие-то особенные. Несмотря на все перенесенные тяготы и войны. А люди это самое главное!
Элина Багаева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.