«Drama æmæ comedy» – театральная кофейня, в которой живет искусство
Чуть больше двух месяцев назад в самом сердце Цхинвала в
здании Госдрамтеатра открылось новое культурное пространство «Drama æmæ comedy»
(Драма и комедия). В нем, как и водится, во время антрактов собираются театралы
за вкусным кофе и десертами. Но кофейня работает и в обычные «нетеатральные
дни». Отметим, что при театре практически всегда работало кафе, в разные годы
это была «Премьера», «Театральное» и вот «Drama æmæ comedy». Особенностью
нынешнего заведения является идея обогащения духовного мира посетителей
посредством искусства, которое, уверен основатель кофейни Эдуард Гаглоев, во
всем. Ведь стоит только захотеть, как человек даже обычную рутину может,
видоизменив отношение к ней, превратить в дело души. Вечера джазовой музыки, поэзии,
книги на полках, разговоры о важном и о простом, «Мамино печенье», манящее
вкусом детства, кофе, и, конечно же, люди творчества создают добрую атмосферу
кофейни. Актер Госдрамтеатра и основатель «Drama æmæ comedy» поделился с
газетой «Республика» о самой идее, о кофе, профессиях и о печенье, которое
стало фаворитом среди покупателей...
– «Drama æmæ comedy» олицетворяет собой как кофейню в театре, так и культурное пространство, коих в Республике фактически не было: живая музыка, поэтические вечера, книги, разговоры об истории театра и искусстве за чашкой кофе. Как Вам пришла мысль воплотить это в жизнь?
– Эта идея зрела у меня, наверное, с самого первого приезда. И главной целью является не открытие непосредственно кофейни. Основополагающим в «Dramæ æmæ comedy» являются музыка, поэзия, одним словом, все, что связано с творчеством. А остальное, что касаемо кофе, чая, пирожных, это уже второстепенно. Я прямо сказал ребятам, мы тут с вами богатыми не станем, и я не заработаю здесь много денег, хотя дай Бог, чтобы и в этом прогресс был налицо J. Но у нас другая цель – больше творчества, и чем его будет больше, тем и все вокруг будет прекраснее.
Признаться, шел я к этому решению сравнительно долго. Когда стал составной частью труппы Госдрамтетара, то узнал, что есть некое помещение, в котором можно устраивать творческие мероприятия. Но первый год мысли больше были связаны со сценой. После стал интересоваться предметнее, разговаривал как с бывшим директором театра, так и с нынешним. На тот момент на очереди были другие претенденты, которые хотели здесь открыть ресторан. А поскольку свои мысли для себя я еще окончательно не сформировал, то решил подождать, сказав, чтоесли вдруг кто-то откажется, то имейте в виду мою идею с кофейней. Прошло еще время, и вот мои мысли стали реализовываться. Где, еще раз повторю, основополагающей идеей является творчество. При этом каждый раз появляются новые мысли, новое видение того, что еще можно придумать, доделать, добавить. Библиотеки, к примеру, изначально не было в задумке вообще. На месте нынешних полок были стенды для национальных костюмов, но для меня они больше вызывали опасность, поэтому мы их убрали, и стали думать, чем восполнить образовавшееся пространство – так и пришла мысль, почему бы не библиотека. И теперь, благодаря гостям, наши книжные полки пополняются не абы какими, а именно стоящими книгами.
– Существует некий ажиотаж в связи с вечерами джазовой музыки, третью неделю желающих бывает больше, чем места в кофейне. В чем волшебство такого интереса у посетителей?
– В самом начале была мысль, что здесь будут проходить различные творческие вечера, но хочу, чтобы фундаментом стал джаз. Уже третью неделю устраиваются вечера с живой джаз-музыкой. В этом сыграло роль знакомство с Муратом Плиевым. Я ему предложил создать творческий коллектив и передавать атмосферу джаза жителям Республики – живая музыка, поют без фонограммы, если даже какие-то ляпы будут, это тоже интересно, это создает некую творческую изюминку.
И в эпоху тюнинга голоса у нас здесь всё будет идти вчистую и искренне. Уже сформировался состав музыкантов на вечера джазовой музыки, среди них Мурат Плиев, Валерий Кабулов, Алексей Козаев. Надеюсь, что они не разбегутся и этот состав останется. Но, возможно, еще к ним прибавится бас и саксофон. Опять же, все зависит от желания самих людей. Петь будут Мария Кодалаева, Залина Сапиева, Нина Гатикоева, если согласится Алла Кокион, другие исполнители, которые проявят к этому интерес.
Скажем, недавно ко мне подошла директор дома-музея Васо Абаева Мадина Остаева и предложила 15 мая, в день осетинского языка, провести здесь творческий вечер, посвященный семейству Хасиевых. Я был только «за». Да и любойжелающий может прийти, предложить, скажем, провести мероприятие, связанное с творчеством – я предоставлю площадку.Предлагаю выступать тут и начинающим музыкантам, у нас, можно сказать, есть здесь все условия – инструменты, сцена, главное, должно быть желание…
– Какое влияние данное пространство, да и в целом подобные места, могут оказывать на молодежь, где можно не только выпить кофе, но и обогатиться духовно, прикоснуться вживую к искусству, истории театра, почитать книги, послушать живую музыку, увидеться с артистами театра, возможно, проводить долгие беседы?
– Еще в годы обучения в Москве мы с ребятами часто заходили, особенно зимой, в кафе, где была много книг, много творческой атмосферы и, может быть, даже это стало неким толчком для того, чтобы здесь тоже создать что-то в этом плане. Что дает это для молодежи? Во-первых, это своего рода, знакомство с творчеством. Лично я считаю, что чем бы человек ни занимался, не важно, тракторист он, водитель, пекарь или юрист, что-то его должно связывать с творчеством. Это необходимо. Когда я еще учился, к нам приходили ребята, которые были уже состоявшимися в жизни, и бизнесменами, и юристами, и присутствовали на тренингах по актерскому мастерству. Я их спрашивал, зачем им это надо, ведь они зарабатывают, уже состоялись в жизни, добились определенных высот, и в ответ слышал, что это их раскрепощает, общение с творческими людьми обогащает. Думаю, и у нас нужно постараться проводить те же мастер-классы по актерскому мастерству, по вокалу, по журналистике – так или иначе это тоже некое творчество. Потому что чем ближе люди будут к творчеству, я думаю, тем они будут добрее. Нужно пробовать. Собрать людей и сделать пробный вариант. Если что-то не получается, вместе подумать, как это можно улучшить. Даже если не получится, люди пообщаются, а если, скажем, 6-7 людям из 10 нравится какая-то задумка, то уже назначим день, когда реализуем идею.
Самый хороший момент для любых начинаний – утро, люди собрались, посидели, поговорили друг с другом, с актерами и режиссерами, которые тут часто бывают. Скажем, группа позанималась йогой, и после пришла сюда попить чай и уже обсуждать какие-то аспекты. Говорю же, все это происходит спонтанно, и, думаю, в этом есть что-то особенное.
– Ожидаются ли мероприятия или идеи, которые носят национальный характер, скажем, вечера поэзии осетинских поэтов, юбилейные даты?
– Да, конечно. Есть задумки проводить вечера осетинской поэзии. Каждый человек может выбрать любимые строки наших поэтов и прочитать их. Кроме того в планах проводить вечера наших поэтов отдельно, скажем, вечер Коста, Исидора Плиева, Хаджеты Таймураза, Гриса Плиева, других видных осетинских поэтов. С национальным уклоном можно прочитать и прозу под аккомпанемент, скажем, Мурата Плиева.
– Читают ли в кофейне книги? Или эта тенденция пока чужда?
– Да, есть у нас ребята, любители книг, которые приходят, хоть и не часто, но читают. Скажем, на днях была гостья, которая спросила, возможен ли обмен книг – буккроссинг, но этот момент нами пока не рассматривался. В большинстве, конечно, люди еще не приучены к подобному, но, думаю, со временем, книги не только просто так будут лежать на полках.
– Варить кофе, создавать рецепты напитков, пробовать миксовать разные сорта – это искусство.
– Для меня любое занятие, чем бы я ни занимался, своего рода – творчество. Рисовать – искусство, читать – искусство… И всё, что связано с кофе в том числе. Образно, я что-то убираю или добавляю, и получается уже совершенно новый вкус. Конечно, в любом напитке уже есть основополагающий фундамент, но если что-то добавить новое, то получается порой интересно. Поэтому создавать различные вкусы кофе – тоже творчество. На данный момент у меня есть один микс кофе, про который все спрашивают, но я его никому не говорю. Буду стараться внести в меню и другие фирменные напитки, в которых бы все ингредиенты сочетались и при этом это нравилось кофеманам города.
– Что нужно сделать, чтобы молодежь проснулась, чтобы молодые люди стали вкладываться в свою жизнь, в образование, спорт, даже в хобби, и начать жить в том числе и для души.
– Проснуться, больше ничего. Я не говорю, что я какой-то новатор. Нет. На самом деле в жизни я очень скептически отношусь к профессиям. Но я не хочу заниматься чем-то одним. Помню, я как-то устраивался на работу и перечислял места, где работал до этого. И мне сказали, что я везде попробовал себя, но нигде не нашел. Но у меня не было цели найти себя где-то, в чем-то. Я просто хотел все попробовать, набрать некий гараж знаний и навыков. Думаю, молодым людям необходимо вливаться в новые профессии, познавать, расширять свои возможности, знания, навыки, не останавливаться на одном. Тогда у них будут появляться возможности реализовывать то, чего не хватает обществу. Но самое главное – они будут Жить.
– Витрина кофейни, помимо различных десертов, состоит из печенья, которое буквально раскупается на глазах.
– «Мамино печенье» J… оно простое, но нравится всем, и, действительно, часто приходят именно за ними. Мама как-то посоветовала мне попробовать это печенье для кофейни. Поначалу я продавал его в контейнерах, но что-то не шло, пустил поштучно и теперь оно продается успешно, есть уже свои любители. Попробуйте, думаю, Вам тоже понравится J.
Элина Багаева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.