Историк Гиви Гатикоев о политических событиях, предшествовавших геноциду осетинского народа

28-11-2023, 12:28, Интервью [просмотров 373] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Историк Гиви Гатикоев о политических событиях, предшествовавших геноциду осетинского народаДля того, чтобы ясней представлять ситуацию, в которой был совершен геноцид осетинского народа в 1920 году, большое значение имеет понимание внутриполитической ситуации не только в Осетии, но и в России. Борьба политических партий и фракций отзывалась эхом во всех землях империи, в том числе и в Южной Осетии, где национально-освободительная и революционная борьба приблизили осетинский народ к объединению в рамках единой Осетии, но мечта так и не была осуществлена. О нюансах событий тех лет, причинах и следствиях принятых судьбоносных решений – наш разговор с заведующим кафедрой всеобщей истории ЮОГУ, профессором, кандидатом исторических наук, Гиви Гатикоевым, автором монографии «Южная Осетия в борьбе за национальное самоопределение».

 

– Гиви Романович, как на Южную Осетию проецировалась ситуация в России, сложившаяся после Февральской революции 1917 года, когда борьба между партиями переросла в ожесточенную войну?

– В России в 1902 году образовалась партия Социалистов-революционеров (эсеров), наиболее многочисленная и самая влиятельная социалистическая партия, наследница «народников». Вслед за ними в 1903 году после раскола РСДРП образовалась большевистская партия, партия рабочих, она распалась на две части – меньшевиков и большевиков. Все три партии были социалистические, но пути достижения социалистических целей были разные. Меньшевики, в отличие от большевиков, считали проведение социалистической революции преждевременным, поэтому во время Октябрьской революции выступили против. После этого эти две партии стали злейшими врагами. Все эти партии появились и в Грузии, меньшевики возглавили государство, под их руководством нарастала шовинистическая истерия в стране. В 1917 году появились эти партии и в Южной Осетии.

– Насколько самостоятельны были юго-осетинские партии?

– У наших меньшевиков были связи с грузинскими. Большевики разорвали с ними отношения, эсеры тоже. Кстати, в одно время эсеры имели больше влияния, чем меньшевики и большевики. Когда в Южной Осетии назревали восстания 1919 года, юго-осетинские эсеры связались с российскими эсерами, рассчитывая с их помощью создать правительство в Южной Осетии. Также и большевики стали сотрудничать с российскими большевиками. И, поскольку российские фракции враждовали между собой, здесь происходило то же самое. До октябрьской революции на юге Осетии преобладало влияние осетинских меньшевиков. Даже на Первом съезде делегатов Южной Осетии в июне 1917 года в селении Дзау доминирующую роль играли меньшевики и эсеры. Решения съезда делегатов не выходили за рамки требований буржуазно-демократической революции, однако не все требования Дзауского съезда соответствовали постулатам меньшевистской политики. В его постановлении было продекларировано: «Если кавказские народы получат территориально-национальные автономии, то осетинам, объединенным в одну национальную единицу, предоставляется право свободного самоопределения». То есть делегаты отчетливо высказались за объединение Осетии.

– Мы можем утверждать, что в самом начале осетинские меньшевики все же были настроены проводить интересы Осетии?

– Решения Первого съезда вызвали резкое неприятие со стороны меньшевиков Грузии, меньшевизм с самого начала отрицал право наций на самоопределение и выступал за культурно-национальную автономию. А поскольку меньшевики Южной Осетии не скрывали своих связей с грузинскими меньшевиками, народ отошел от них и примкнул к эсерам. Но и те потом потеряли влияние. Меньшевики все же вели соглашательскую политику, их устраивала автономия в составе Грузии, и тут об объединении Осетии уже говорить не приходилось. Поэтому многие из осетинских меньшевиков навсегда прекратили контакты с ними, но некоторые, грубо говоря, «спелись» с грузинскими меньшевиками, фактически предали Южную Осетию, хоть и придерживались социалистических идей. Они считали, что Южная Осетия может добиться права на самоопределение и социальных преобразований в рамках грузинского государства. Большевики же не допускали того, чтобы Южная Осетия была в составе Грузии.

Здесь снова надо исходить из ситуации в России, где власть постепенно переходила в руки большевиков. Царской России уже не было, Февральская революция выделила Закавказье в особый регион. Вначале Закавказье управлялось Особым Закавказским комитетом, созданным Временным правительством, а после Октябрьской революции – Закавказским комиссариатом. На короткое время Грузия вошла в состав Закавказской федерации, которая очень скоро распалась. 26 мая 1918 года Грузия объявила создание независимого государства, во главе с меньшевиками. Положение Южной Осетии стало еще более опасным, но меньшевики в Южной Осетии не имели прочной опоры, поэтому не смогли создать здесь партийные организации. Революционные выступления Южной Осетии 1918 года окончательно развели народ с меньшевиками. Воспользовавшись падением рейтинга меньшевиков, эсеры сменили их в руководстве Национального Совета Южной Осетии, но действия эсеров часто носили непредсказуемый характер. К примеру, в 1919 году эсеры обратились к миссии Антанты на Кавказе с просьбой установить протекторат над Осетией. В Меморандуме говорилось, что Осетия считает необходимым для защиты своей самостоятельности просить союзные державы взять ее под свое покровительство. Расходы союзного государства, протекторат которого будет установлен, эсеры предлагали возместить правом на использование местных природных богатств. Фактически эсеры давали возможность для введения в Южную Осетию войск интервентов, пытаясь тем самым обеспечить хоть какие-то гарантии национального выживания. Таким образом, руководство национально-освободительным движением в Южной Осетии окончательно переходит к большевикам. Как писал активный участник этих событий Ч. Бегизов: «Борьба за массы против меньшевиков и эсеров шла в течение 1918 года и до половины 1919 года и закончилась полной нашей победой». Вот такой был политический расклад, если коротко, хотя все, конечно, было гораздо сложней.

– Острым остается вопрос разделения понятий национально-освободительного движения и политической борьбы. Как они сочетались?

– Борьбу с царским самодержавием и затем с меньшевистской Грузией надо разделить на две части. На первом этапе борьба носила народно-освободительный характер, а потом уже национально-освободительный. Период народно-освободительной борьбы относится к XIX веку, когда не было еще политических партий. Национально-освободительнаяборьба велась уже в начале ХХ века, когда, собственно, и появилась нация с развитием капитализма.

– Народно-освободительная борьба носила чисто классовый характер, как Вы говорите в Вашей книге? Или все же там присутствовал национальный момент?

– До 1918 года действительно велась совместная борьба против царского самодержавия и грузинских помещиков. В августе 1917 года в селении Ортеу был создан «Союз революционных крестьян», который возглавил освободительное движение во всей Южной Осетии, в его составе были как осетины, так и грузины. Но пропаганда работала активно, грузин запугали, что осетины отберут их земли, виноградники, все их имущество, и это имело результат – уже в период геноцида те самые грузины из «Союза революционных крестьян» участвовали вместе с грузинской регулярной армией в уничтожении осетин, об этом есть конкретные данные.

– У «Союза крестьян» были вооруженные отряды, в которых было много вернувшихся с фронта солдат. Там должны были быть и грузинские крестьяне, готовые стрелять в грузинских помещиков. Так?

– Да, борьба велась совместно, всеми методами. В 1918 году повстанцы в Корнисском районе разгромили вооруженный отряд местных князей, после чего меньшевистские власти направили туда карательный отряд из 200 солдат. Повстанцы выкинули их оттуда, и начальник экспедиции К. Казишвили направил свой отряд в село Еред. Он созвал население на митинг и обрушился с гневной речью на грузин: «Вы грузинские солдаты, хотите вместе с осетинами погубить независимую Грузию? 118 лет Россия терзала Грузию по вине осетин, они помогали русским покорить Кавказ. А ведь осетины – пришельцы, мы приютили их на нашей земле!». Так что национализм грузин сыграл решающую роль, и на следующем этапе борьба велась уже национально-освободительная.

– Установление советской власти в Грузии было неизбежно, Красная армия пришла бы, независимо от участия осетин в революции, но каково было бы наше положение, если бы осетины не сопротивлялись включению их в состав Грузии?

– Если бы осетины не воевали так активно, Южная Осетия не получила бы и автономии. Мы остались бы на второсортном положении, и уж точно сейчас у нас не было бы независимости. Грузины сами признают, что именно осетины позволили России утвердиться пока в Осетии, потом в Грузии. Если бы мы не боролись, осетины были бы постепенно ассимилированы Грузией.

Наша выдающаяся интеллигенция, которую истребили в 1937 году, изначально добивалась объединения Осетии и вхождения в состав России, но события развивались иначе, хотя даже получить автономию было не так легко. Иногда говорят, что нас «засунули» в Грузию, на самом деле не так просто все произошло, шла очень серьезная борьба в руководстве. У грузин были очень серьезные позиции в верхушке советской власти – Орджоникидзе и другие, Сталин и сам считал себя грузином. В нашей исторической литературе, к примеру, говорится, что юго-осетинскую вооруженную бригаду накануне геноцида в 1920 году направила на заведомо обреченную войну советская власть.

– Как была сформирована бригада? Почему южные осетины вступали в нее, а не создавали свои формирования?

– На юге были формирования повстанцев и красных партизан. В марте 1920 года решением Кавказского краевого комитета РКП(б) был создан Юго-осетинский революционный комитет, перед которым была поставлена задача объявить советскую власть и сформировать вооруженный отряд. С установлением Советской власти на Северном Кавказе, приближением Красной армии к границам Грузии меньшевистское правительство направило в горную Южную Осетию воинские части, чтобы перекрыть перевалы. Они двигались к перевалам, разоружая население, что вызывало решительное сопротивление населения. Началось очередное восстание. В конце концов, красные партизаны арестовали меньшевистского комиссара и всю милицию. 300 бойцов повстанческого отряда перекрыли подступы в Рукское ущелье и на протяжении одного месяца отбивали яростные атаки меньшевистских войск. 6 мая 1920 года в селении Рук состоялось расширенное заседание Юго-Осетинского Ревкома с участием представителей Кавказского краевого комитета, на котором решили: «…объявить советскую власть пока в Рукском районе и присоединиться к РСФСР…». Расчет был на поддержку революционного выступления со стороны Красной армии, но положение Советской России значительно осложнилось в результате начавшейся войны с буржуазно-помещичьей Польшей и наступлением белогвардейцев генерала Врангеля. Боевые формирования с Кавказского направления отправлялись на Западный фронт. В самой Грузии всеобщее вооруженное восстание, к которому призывал Кавказский краевой комитет, было сорвано. В этот непростой момент 7 мая 1920 года меньшевистская Грузия и Советская Россия заключили мирный договор, согласно которому признали границы царской России и обязались не вмешиваться во внутренние дела друг друга. То есть, формально Советская Россия согласилась, что Южная Осетия является частью Грузии, поэтому вооруженные формирования не могли находиться здесь. Боеспособные парни ушли на Север, где как раз создавалась военная бригада. В результате договора Советская Россия получила возможность перебросить войска с Кавказа на польский фронт. Меньшевистская Грузия же получила признание суверенитета над территорией, которую считала своей, а значит – право применения вооруженных сил против мятежной Южной Осетии. Известная нота В. Чичерина, наркома иностранных дел России правительству Грузии относительно того, чтобы Грузия отозвала свои войска из Южной Осетии, не возымела никакого действия, а вступление Красной армии в Южную Осетию явилось бы нарушением договора. Между тем кровавые злодеяния грузинских карателей продолжались, осетинским партизанам остро не хватало оружия. В этих условиях в ночь на 1 июня 1920 года Юго-Осетинская бригада, еще не полностью укомплектованная, под видом тактических занятий выдвинулась из Владикавказа и через несколько дней тремя колоннами перешла Рукский, Зикарский и Мамисонский перевалы.

– И вошла в Южную Осетию, понимая, что втягивается в неравный бой с превосходящими силами противника… Все же похоже на то, что это было специально сделано руководством Советской России.

– Сталин поручил Орджоникидзе убедить повстанцев не спешить с выступлениями и сохранить силы для ближайшего будущего. Чтобы исполнить приказ Сталина, Орджоникидзе распорядился отобрать у повстанцев 40 станковых пулеметов и поместить их в оружейный склад, рассчитывая, что разоружение удержит их от этого шага. То есть, Кавказский краевой комитет приказывает Ревкому Южной Осетии провозгласить советскую власть и готовиться к вооруженному восстанию. Однако в первые же дни после заключения российско-грузинского мирного договора ЦК РКП (б) приказывает Кавказскому краевому комитету ни в коем случае не поднимать вооруженное восстание. Это предписание не было доведено до сведения Юго-Осетинского ревкома. Они не знали, поэтому готовились прорваться через хребет на помощь своим родным и близким. К этому моменту советская власть уже была прочно установлена во всей Терской области при самой активной роли в этой победе повстанцев и партизан Южной Осетии. Итак, бригада прибыла в Южную Осетию и под командованием участника Первой мировой войны, полного кавалера Георгиевских крестов Мате Санакоева ранним утром 6 июня развернула наступление на селение Дзау, где находилась передовая группировка меньшевистских войск. В результате сокрушительного удара было убито 200 солдат, 500 человек было взято в плен, захвачено оружие и боеприпасы. В тот же день продвигавшиеся с севера повстанцы вместе с партизанскими отрядами Корнисского и Оконского районов вошли в Цхинвал. 8 июня 1920 года в Южной Осетии была провозглашена советская власть.

– Драматические события того самого заседания перед провозглашением советской власти в Рукском ущелье известны. И формулировка в решении Ревкома: «Вынуждены подчиниться…». Кому должна была подчиняться осетинская бригада?

– Один из крупных революционеров Ф. Махарадзе, который был членом Кавказского краевого комитета, оправдывался позже: «Мы не думали, что эта директива – приостановить наступление – не дошла до осетин. Краевой комитет думал, что этот вывод сделают сами товарищи, руководящие отрядом… восстание с самого начала оказалось обреченным на гибель». Четких однозначных свидетельствтого, что это было сделано специально, нет, однако большинство членов Краевого комитета были грузины. Которые, используя партийную составляющую, решали в первую очередь свои националистические вопросы в отношении осетин.

– «Южной Осетии отвели роль громоотвода», – сказал Мате Санакоев.

– Фактически да. Какова роль Кавказского краевого комитета? Они ведь были большевики, но, еще раз, большинство там были грузины. Наши историки и участники тогдашних событий небезосновательно говорили, что осетин подставили, бросили в костер войны.

– Как Вы считаете, план, который предложил Мате Санакоев – продолжить победоносное шествие осетинской бригады с взятием Гори, был действительно недостижим?

– У грузин была сильная армия, они в это время воевали с Арменией и Азербайджаном за территории, которые не поделили между собой. Но в условиях событий в Южной Осетии заключили мир с этими странами и отвели войска. Мате был военным руководителем, а А. Джаттиев и другие – политическими, за ними было главное право принятия решений. Они решили, что надо укрепить границу, чтобы не впустить грузинские войска, а вторгаться вглубь территории Грузии не имеет смысла, потому что восстание в Грузии сорвано и осетинскую бригаду там некому поддержать. Мате был царским офицером, прекрасным военачальником, уверенным и сильным, поэтому он хотел продолжить наступление на пике победы осетинской бригады, «с налета занять Гори; по линии Закавказской железной дороги до Сурамского тоннеля разрушить железнодорожные мосты, паромы через Куру и укрепить проходы; объявить всеобщую мобилизацию; ударить в тыл частям меньшевистских войск в Дарьяльском ущелье, установив связь с городом Владикавказом, а затем начать наступление на противника в Онском районе». Но руководство отвергло этот план. С Мате даже взяли расписку, что дальше Цхинвала он не пошлет ни одного бойца. Трагическая развязка дальнейших событий хорошо известна.

– План был блестящий. К сожалению, вместо наступления Мате Санакоеву пришлось руководить осетинскими отрядами, которые сдерживали наступление грузинских войск, чтобы беженцы могли успеть перейти через хребет.

– Да, статистика жертв говорит о том, какая это была страшная трагедия. Очевидцы рассказывали, что ущелья буквально сотрясались от рыданий людей, от рева скота, который в какой-то мере удалось забрать с собой. Описано множество фактов, когда матери бросали своих детей в бушующие реки и сами за ними бросались с круч, чтобы не попасть в руки грузин и не подвергнуться жестоким пыткам... Когда в 1921 году Красная армия начала наступление и вошла в Грузию через Крестовый перевал, а осетинские повстанцы и красные партизаны – через Рукский и Зикарский перевалы, они находили замерзшие трупы беженцев, чаще всего детей. Они хоронили их, хотя теряли очень много времени, но другого выхода у них не было.

– Почему Трусовское ущелье и Кобская котловина оказались отрезаны от образованной в составе Грузии Юго-Осетинской автономной области?

– Из состава исторической Осетии были изъяты значительные территории. Часть их отошла к Казбекскому, а другая – к Душетскому районам. Мы потеряли примерно четвертую-пятую часть осетинских земель. При этом известно, что изначально грузины не соглашались ни на какую форму автономии для осетин. Вопрос решался болезненно, столицей автономии они требовали сделать Дзау, а не Цхинвал. Потом уже встал вопрос о границах автономной области. Они четко обозначены в декрете об образовании Юго-Осетинской автономной области – от села к селу, от высоты к высоте. Наши настаивали, чтобы Душет, Тырсыгом, Коб остались в составе Южной Осетии. Но эти территории достались грузинам даром, на основании волюнтаристского решения.

 

Инга Кочиева

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30