Взгляд из сердца: Азамат Куыдзеты о творчестве и важности его технической части
Южная Осетия не знает нехватки талантливых людей. Но им, к сожалению, часто не хватает признания. Азамат Куыдзеты – один из таких неограненных талантов: телеоператор с многолетним стажем, чьи репортажи многие зрители узнают уже по кадрам, по фирменным крупным планам; фотограф-любитель, мастерски передающий игру света и тени, нежность закатных лучей и дыхание горных вершин; и, с недавних пор, художник, рисующий цветными ручками необычные, фантастичные образы, замысловатые формы, полные крыльев и ярких глаз в глубокой тени. «Республике» удалось пообщаться с автором, который в поисках кадра всегда прислушивается к тому, что подскажет интуиция – или, если угодно, сердце.
О юности и начале
профессиональной деятельности
Родился я в селении Горет Цхинвальского района и первые годы жизни провел там. Перебрались мы в Цхинвал только когда мне пришло время идти в школу. Я поступил и окончил 11-ую городскую школу, но каждый год на летние каникулы все равно ездил в родную деревню – помогал деду по хозяйству, косил траву, следил за скотом... После школы очень хотел пойти на актерский факультет – я до сих пор очень люблю эту сферу и в детстве постоянно играл какие-то сценки перед соседями, переодевался, гримировался. Но в те годы – а это был 1999-ый – набор на факультет был лишь раз в четыре года, и мне вот с годом не повезло. Так что я подумал и решил идти на журфак. Об этом решении не пожалел – до сих пор с любовью вспоминаю своих однокурсников, своих преподавателей. Преподаватели у нас были великолепные – Гацыр Плиты, Зоя Битарты, Алла Джиоева... Когда я был на последнем курсе, как раз Алла Джиоева и Элина Бестаева посоветовали мне попробовать себя на телевидении. Так с тех пор тут и работаю.
О собственном взгляде и стиле
Многие мне говорят, что у меня какой-то свой взгляд, что мои кадры узнаются. Да, я чувствую кадр, но это на интуитивном уровне, как будто по наитию. Иногда меня просят объяснить что-то, помочь со съемками, а я не могу объяснить, как и почему я делаю. С фотографией то же самое. Безусловно, образование должно быть обязательно. Техническим аспектам профессии любого можно научить, той же репортажной съемке; но для развития, для какого-то уровня нужны определенные навыки. А чтобы эти навыки получить, нужно учиться – и в теории, и на практике. На ГТРК у нас бывают разные курсы и программы повышения квалификации для корреспондентов, для операторов; правда, я не ездил ни разу. Я только на съемки езжу (смеется). Поэтому сегодня иногда мне хочется что-тосделать, но я не знаю, как технически этого добиться. На YouTube, в интернете в целом можно многое увидеть, но профессиональное образование это не заменит.
О «Путешествии по родному краю»
Владимир Габаев – сколько лет я работаю на телевидении, больше всего удовольствия получил от работы с ним. Потрясающе интеллигентный, при этом легкий и приятный человек. Ему уже лет 70 было, когда мы начали работать, а энергии было побольше, чем у меня: я серьезно не мог угнаться за ним на съемках. Мы всегда работали без сценария – просто выезжали куда-нибудь, выходили из машины, я включал камеру и он начинал рассказывать. Полная импровизация. Иногда подшучивал над ним – не включал запись и минут через десять сообщал ему об этом (смеется). С выпусками этой передачи мы ездили на международный фестиваль «Спасти и сохранить» в Ханты-Мансийске. Там было множество участников очень высокого уровня, профессионалы с огромным опытом. Они думали, мы тоже такие крутые, а это были просто мы, с цхинвальского телевидения J... Вот они тоже потом очень удивлялись, как мы без сценария, без планов и подготовки работаем и при этом такую хорошую передачу делаем.
Всегда с теплом вспоминаю то время, и Владимиру Габаеву звоню до сих пор. Общаемся подолгу – ему всегда есть, чем поделиться, что рассказать. Я считаю, что заменить его невозможно. Наверно, если мы решим возобновлять передачу, это будет совсем другой формат – никто не сможет делать то, что делал он.
О техническом прогрессе и прочих нужных вещах
За прошедшие годы у нас мало что изменилось. Хотя нет, так неправильно говорить: изменилось многое, в первую очередь в техническом плане, но этого все равно не достаточно по сравнению с тем, сколько всего нового в мире.
У нас нет проблем с сотрудниками – все отличные ребята, грамотные. Но ни у кого из них нет профессионального образования. А я уже говорил, что это все-таки очень важно даже в такой, казалось бы, творческой профессии... Очень большую роль в работе телевидения играет техническая часть, именно она делает картинку, которая идет на экран.
Национальное телевидение – это лицо, визитная карточка государства. Зритель должен восхищаться, должен видеть уровень, качество, транслируемое его должно затягивать... И в том, что касается оборудования, качество должно быть на первом месте – пусть лучше количество страдает. И вообще, нашему телевидению сильно не хватает внимания. Раньше, в 90-х, когда телевидение только зарождалось, отношение к нему было совсем другое, было огромное уважение, все понимали важность ТВ. А сейчас отношение, как к чему-то проходному.
Об ограничениях
У маленького города много плюсов, но и ограничения он накладывает. Меньше и ресурсов, и самого населения... Хотя все же странно – был же раньше энтузиазм, мы же все помним первые годы телевидения, и независимое ТВ, и телеканал «Арт»... Не было ни техники, ни камеры, ни возможностей. Но какие вещи снимали!
Сейчас ситуация меняется. Мое поколение в какой-то мере зажатое, скованное, мы выросли в 90-ые, юность пришлась на 2004 и 2008 годы. Но у нас был энтузиазм, мы хотели творить. Сейчас у нас молодежь совсем другая, да, у них есть размах, мышление, надежды. И многие из них побывали за пределами Южной Осетии – а это ведь тоже очень важно, это дает опыт, расширяет кругозор. И, конечно, спокойствие огромную роль играет: когда государство много лет живет мирно, это дает возможность задумываться о творчестве. У нас эта мирная жизнь только началась, мы только вздохнули чуть. И именно сейчас, казалось, засучи рукава, включи фантазию и созидай… Но желания у многих нет, искры, все только на словах…
О фотографии и рисовании
Я никогда не снимаю фотографии по какому-то плану: не ищу кадр. Иногда вечером пройдусь по городу, или поеду в деревню или в горы и что-то замечу... не могу объяснить, как выбираю, что снять, а что пропустить. Это происходит интуитивно – так же, как и с постановкой видеокадра. Иногда все складывается – и свет, и тени, и ракурс, и тогда сразу понятно, что надо снимать, что получится хорошо. Для меня фотография – это хобби, небольшое увлечение, но заниматься этим профессионально я не планирую. Все-таки больше видео люблю.
То же самое касается рисования. Я раньше никогда не рисовал, во всякому случае, не так, как сейчас. Да, иногда делал карикатуры, шаржи на сотрудников – всех, кажется, перерисовал за эти годы J. Но сейчас рисую иначе, подход другой: у меня не бывает какой-то идеи, плана, желания нарисовать что-то конкретное. Сажусь за бумагу, беру в руки ручку и начинаю водить... а потом что-то из этого получается. Конечно, с профессиональной точки зрения мои рисунки никакой критики не выдерживают: ни композиции, ни правильных пропорций... И вообще в классическом смысле слова я рисовать не умею. Вот попроси меня зарисовать эту беседку, где мы сидим – не смогу. Но сам процесс меня успокаивает. Как будто выпадаю из реальности и ни времени, ни усталости не чувствую. Я только недавно стал рисовать, чуть больше года – и не могу сказать, почему. Может, даже скоро брошу – смотря как сердце подскажет.
О мечтах
Сейчас я работаю в основном на репортажах, хотя и авторские передачи снимаю. Не люблю жанр интервью – чисто с точки зрения операторской работы он мне кажется скучным, там для меня мало задач. Поставил камеры и стоишь... Но, если бы была возможность, я бы сделал интервью с Эммануэлем Любецки – он снимал «Выжившего», «Сонную лощину», «Древо жизни»... Очень мне нравятся его работы. К тому же он много и умно использует естественный свет, а я это люблю. И со многими другими операторами, режиссерами тоже бы пообщался. Тут если начать перечислять, долго будет...
Когда-то мечтал снять свой художественный фильм. Сейчас это желание тоже осталось, конечно, но как-то его стало меньше, что ли... или старею я все-таки J. Художественное кино – это очень сложно, это совсем другие масштабы, время, затраты... Документалку я бы сделал тоже с удовольствием – о Южной Осетии, масштабный фильм-знакомство; или серию фильмов о простом человеке. О пастухе, к примеру, о водителе автобуса, о сапожнике, о деревне... Такие истории всегда зрителю интересны, всегда отклик находят, и снимать их тоже всегда интересно. Не обязательно ведь показывать что-то грандиозное и большое, чтобы тронуть зрителя.
Фотографии Азамата тому подтверждение – на его снимках много крупных планов, много деталей, много скрытых форм, едва различимых в тенях под уличным фонарем или, наоборот, четко видных на фоне яркого заката. Умение видеть красивое в повседневных мелочах – несомненный признак таланта, и мы только можем пожелать Азамату успехов, вдохновения и возможностей достижения поставленных целей. И очень хочется увидеть снятый им фильм. Причем, сама эта идея уже настраивает на качество.
Александра Цховребова
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.