Георгий Кабисов о возобновлении работы над проектом Мемориала защитникам Отечества и других своих планах

26-07-2022, 15:22, Интервью [просмотров 2622] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Георгий Кабисов о возобновлении работы над проектом Мемориала защитникам Отечества и других своих планахГазета «Республика» не раз ставила вопрос о необходимости создания в столице нашей страны единого монументального комплекса, который отразил бы героические и одновременно трагические страницы новейшей истории Южной Осетии, включая годы геноцида осетинского народа. Масштабный мемориал в стиле монументальной скульптуры, посвященный павшим защитникам Отечества и жертвам геноцида, будет иметь огромное идеологическое значение, отражать всю глубину уважения народа к памяти своих героев и признание за свободу и мир, достигнутые ценой тысяч жизней. Идея создания Мемориала более десяти лет назад возникла у Георгия Кабисова, а детальный проект выполнил талантливый художник, наш коллега и близкий друг Инал Джуссоев (Беге). Проект остановился на этапе, когда его финансирование уже было внесено в бюджет Республики. К сожалению, Инал скончался спустя несколько лет, а Георгию Кабисову пришлось пройти через многие годы тяжелых испытаний. Но сейчас Георгий Сергеевич готов заняться общественной деятельностью с присущей ему креативностью, а это значит, что, возможно, у прекрасного проекта Мемориала, в который было вложено столько сил и энтузиазма, появился шанс на воплощение.

 

– Георгий Сергеевич, очень рады вновь видеть Вас в нашей редакции, желаем Вам здоровья, успехов в восстановлении справедливости и возвращения к активной общественной деятельности.

– Спасибо. Пользуясь случаем поздравляю ваш замечательный коллектив и всех работников средств массовой информации Южной Осетии с Днем национальных СМИ.

– Сегодня хотим напомнить нашим читателям, что все эти годы газета не переставала говорить о Мемориале защитникам Отечества и Музее геноцида, особенно, в связи со 100-летием тех трагических событий. Расскажите, пожалуйста, как появилась идея этого проекта, и кто поддержал ее на начальном этапе.

– Это было сразу после августа 2008 года, когда мысли у всех невольно были связаны с пережитой войной. Помню, что для определенной идеи искал в интернете картинку, связанную с войной, перебирал фото разных известных монументов типа Мамаева кургана, тогда впервые и подумал, что Южной Осетии очень нужентакой мемориал. Не только как дань памяти, но и для того, чтобы было, что показать разным официальным делегациям, гостям Республики. Когда мы рассказываем им о событиях нашей новейшей истории, то стоит показать, через что прошел наш народ, как высоко мы ценим подвиг защитников. Я поделился с друзьями мыслями о том, чтобы построить не одиночный памятник, а сразу вот такой комплекс. Вообще я люблю все делать капитально, поэтому хотелось сделать солидный и в то же время уникальный памятник. Время было сложное – как раз в этот период, после войны, у нас были большие проблемы со связью, люди возвращались в Южную Осетию, количество жителей резко возросло, а антенн на тот период у нас было всего 14. Необходимо было строить несколько базовых станций, и мы договорились об этом со Ставропольским филиалом «Мегафона». Я поехал в Ставрополь, поговорил с руководителем филиала и, пользуясь случаем, изложил и свою идею о Мемориале. Здесь заинтересовались проектом и сказали, что готовы принять в нем участие и это еще больше окрылило. После возвращения в Цхинвал стал думать уже о практических шагах и первым делом обратился к художнику Иналу Джуссоеву, к Беге. Забрал его, пока даже без объяснения причин, как раз из вашей редакции, и мы поехали в Дубовую рощу.

– Сразу пришла в голову именно «Дубовка»?

– Сразу. И знаете, почему? В свое время я хотел там построить базовую станцию для «Мегафона», и когда поднялся на место, то первым делом оценил прекрасный вид сверху на город. Станцию тогда не построили, но картинка, что называется, отложилась в памяти и сразу всплыла при обдумывании места для будущего Мемориала. Когда оказались с Иналом на этой возвышенности, и я рассказал ему, как вижу этот комплекс, он уже мысленно все представил. Обещал набросать предварительный эскиз, пока без конкретных деталей – основные моменты, ступени, бассейн, мемориальные плиты, и мы втянулись в работу. После Инал добавил нартских воинов, и Мемориал уже стал прорисовываться четче. Попросил, чтобы воинов он изобразил крупными, чтобы человек, поднимаясь по ступеням между ними, чувствовал их величие и строгий взгляд сверху. Потом еще владикавказский скульптор Таймураз Зангиев подал нам некоторые идеи, и мы стали потихоньку его дорабатывать. К примеру, по бокам расширили площадку, чтобы, если смотреть сверху, с птичьего полета, весь комплекс получался бы в форме креста. Посередине бассейн с водой, поверх которого, в центре, аланский солярный знак – свастика, с вечным огнем. Вода здесь тоже уместна, у осетин принято посвящать родники погибшим. На плитах вокруг центрального элемента – имена и фамилии погибших защитников Отечества за все годы нашей борьбы за независимость, начиная с 1989 года, включая российских миротворцев и военнослужащих в августе 2008-го. При этом, по проекту, для симметрии с одной стороны необходимо было выкорчевать деревья, а с другой – наоборот заложить новые посадки. Уже после на прилегающей к будущему Мемориалу территории был запланирован Пантеон выдающихся деятелей Южной Осетии. А по предложению тогдашнего госсоветника Президента Жанны Зассеевой в проекте Мемориала был предусмотрен еще и подземный зал, в котором планировалось создать Музей геноцида 1920 года.

– Когда задумывался Пантеон, его так и представляли – рядом с Мемориалом, чтобы получился единый комплекс. В итоге Пантеон получил воплощение раньше, а на месте Мемориала был установлен крест, и потом еще дважды закладывали камень с табличкой, что здесь будет построен мемориал.

– Да, так получилось. Мы заказали макет Мемориала во Владикавказе, я повез его в Ставрополь, и когда руководители «Мегафона» увидели его, то сразу подтвердили свое участие. В октябре 2011 года в Южную Осетию приехал Генеральный директор компании «Мегафон» Сергей Солдатенков, мы повезли делегацию в «Дубовку», на месте объяснили проект и заложили тогда камень под будущее строительство. Там же Солдатенков озвучил и сумму вклада «Мегафона» под будущий мемориал в 50 млн. рублей. Правительство РЮО, в свою очередь, заложило под проект 60 млн рублей. Оставалось найти еще около 20-30 млн, чтобы покрыть всю стоимость.

– 20-30 млн это уже с учетом подземных помещений для музея?

– Вся работа по реализации проекта была оценена в 137 млн рублей. Сюда входило и создание помещений для музея, но их обустройство надо было оценивать отдельным проектом. Мы представляли его так: в музее должен быть полумрак, там не предусмотрены окна, экспонаты подсвечиваются снизу, т.е. нужен специальный дизайн, чтобы впечатление соответствовало назначению.

Проект Мемориала надо было осуществлять незамедлительно, но получилось совсем не так, как мы ожидали. Проект не был окончательно утвержден, но зато в тот период срочно нашлись 570 млн рублей на очистные сооружения на южной границе с Грузией и 270 млн на то же самое – в Ленингорском районе...

– Кстати, когда несколько лет назад вопрос о Мемориале был поднят нами еще раз на заседании Правительства, то министр строительства сказал, что на том месте в Дубовой роще проходят газовые коммуникации и переносить их проблематично.

– Когда мы разрабатывали проект Мемориала, то разговаривали и с газовиками, и эту газовую трубу без особых сложностей можно перенести так, чтобы она обходила Мемориал сбоку. Более того, эти работы уже были заложены в стоимость проекта.

– Место для Мемориала действительно выбрано идеально. Здесь близко расположен т.н. переезд, где геройски в августе 2008-го погибли А. Багаев и А. Джиоев, чуть дальше в свой последний бой вступила группа омоновцев, здесь же поворот к «Верхнему городку» российских миротворцев, кроме того, трасса, которая ведет к Зарской дороге, то есть, Мемориал находится в самом центре этих памятных мест.

– Согласен, выбранное место больше соответствует задуманному плану. Мы уже обговорили многие вопросы с инженерами, строителями. На выделенные деньги могли купить трактора, бетономешалки и другую технику, которая потом осталась бы в государственном пользовании, потому что брать их в аренду было крайне невыгодно. Здесь, кстати, предусмотрены скамьи, чтобы люди могли присесть, поговорить, вспомнить друзей, пожилые люди могут отдохнуть во время памятных мероприятий… Как я уже сказал, изначально стоимость проекта была оценена в 137 млн. рублей. Потом не знаю, кто стал распускать слухи, что требуется 300 млн или даже больше, думаю, это делалось специально, чтобы создать негативное отношение и требовать деньги на что-то другое.

Если бы на этот проект Правительство выделилоте средства, которые обозначило еще в самом начале, то строительство давно было бы завершено. Но в итоге в центре города, на месте бывшего кинотеатра «Фидиуæг», появился другой, менее масштабный мемориал, К тому же больше «ориентированный» на события августа 2008-го годаПочему так произошло? Вашему проекту в конце-концов отказали или решили просто отложить его?

– Никто не отказал, просто перестали, может сознательно, вообще говорить о нем. Когда при Леониде Тибилове были заложены те самые 60 млн рублей на строительство Мемориала в рамках Инвестпрограммы, там не конкретизировалось, где именно он будет построен. Хотя Тибилов сам закладывал камень под будущий Мемориал на Тбетской возвышенности. Потом почему-то решили, что наш проект дороговат и в итоге построили другой в центре города...

– Расскажите подробней об участии Инала Джуссоева в проекте.

– Когда я начал Иналу рассказывать о своей идее, он буквально загорелся работой, сказал, что накидает эскиз. Я думал, что на это уйдет несколько дней, но он позвонил уже на второй день и начал расписывать свое видение. Сказал, что статуи могут изготовить в Ставрополе, успел даже созвониться с ними и узнал, что отлить одну статую обойдется в 300 тысяч рублей. А когда будет изготовлена одна форма, то все остальные будут уже дешевле. Высота статуй три-четыре метра, плюс постамент, поэтому вкупе они будут смотреться внушительно. Беге отдельно изготовил эскиз этого воина-нарта, который стоит, склонив голову, опираясь на меч. Что касается плит, то они будут изготовлены из красного мрамора. Гравировка, кстати, на мраморе делается специальным лазерным аппаратом, закрепив его на плите, так что надписи можно делать на месте…

– Значит, проект строительства Мемориала возобновляется? Что Вы предпримете для начала?

– Необходимо официально обратиться к Президенту, премьер-министру, с предложением продолжить работу по Мемориалу, представлю им все документы и имеющиеся наработки. Главное принять принципиальное решение. Но работу нужно довести до конца, проект заслуживает, чтобы его осуществили. И я очень благодарен руководству «Мегафона» за поддержку проекта, это придало нам уверенность.

– Как Вы вообще относитесь к тому, чтобы объединить все огромное множество памятников, посвященных павших защитникам Отечества, в один центральный мемориал?

– У нас, действительно, много одиночных памятников, и этому есть объяснение – война охватила всю страну, каждую улицу города, памятные знаки стоят фактически на каждом шагу, на тротуарах, и за ними часто нет ухода. И по этой причине также необходим один объединяющий мемориал. При этом здесь должен быть свой штат, который будет следить за чистотой и порядком. Кстати, для Мемориала, который построили в центре города – неправильно выбрано и место, он оказался как бы зажат, нет необходимого простора. Да и помню, в одно время «Республика» справедливо предлагала использовать эту территорию для расширения площадей Национального музея, которому есть, что показать, но очень многие экспонаты держатся в запасниках.

Наш проект – это Мемориал защитникам Отечества, Музей геноцида и Пантеон выдающихся деятелей, то есть целый мемориальный комплекс, современный и солидный. Информация будет разделена по событиям, по этапам, к примеру, 1989-1992, 2004, 2008 годы, и, таким образом, фамилии в списках будут расположены не в алфавитном порядке. Здесь же по нашему замыслу будут проходить и все памятные мероприятия. Для удобства, кстати, у входа можно установить QR-код, набираете разыскиваемую фамилию, и приложение показывает, на какой плите, в каком ряду находится фамилия разыскиваемого человека.

– Георгий Сергеевич, мы рады, что Вы возвращаетесь к активной общественной жизни, что у Вас еще в ближайших планах?

– У меня было три проекта, о которых я мечтал, чтобы они осуществились: Мемориал, Сырх дзуар – Красная церковь (приятно, что этим вопросом уже занимаются), и электронное табло на площади. Планировал установить табло размером 6х12 метров перед въездом на улицу Хетагурова. На нем можно показывать мероприятия, которые проходят на площади, например, парад, чтобы всем было видно, а не только тем, кто находится в первом ряду. Сюда можно выводить трансляции с сессий Парламента, когда обсуждается какой-либо важный вопрос, экран будет очень актуален во время выборов... Идей много и, думаю, сил для их воплощения тоже хватит J. Но параллельно мне надо решать и некоторые другие вопросы, чтобы восстановить свое честное имя.

– Еще раз желаем Вам успехов. Спасибо за беседу.

Инга Кочиева

Георгий Кабисов о возобновлении работы над проектом Мемориала защитникам Отечества и других своих планах

Архивное фото. Георгий Кабисов на макете Мемориала объясняет особенности проекта

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Популярно