Сармат Зассеев и его мемориал памяти жертв Ередской трагедии

17-01-2022, 15:35, Интервью [просмотров 2190] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Сармат Зассеев и его мемориал памяти жертв Ередской трагедииВ новейшей истории Южной Осетии немало трагических страниц, большая часть из которых приходится на 90-ые годы. Жизнь в разрушающемся мире, постоянное ожидание нападения врага, сменяющие друг друга трагедии... Но среди всех злодеяний, творимых грузинами в то время, особое место занимают Зарская трагедия, когда, кажется, вся Республика содрогнулась от сотворенного беспредела, и Ередский захват с последующими истязаниями и казнью невинных людей. Захват, пленение, избиение, поджог и живое захоронение. Может ли человек пожелать другому человеку такого, а тем более сделать? Но на земле Осетии 30 лет назад такое творили грузины. Не боясь ни осуждения, ни порицания, ни божьего наказания. Двум этим трагическим событиям новейшей истории Южной Осетии возведены мемориальные комплексы по проектам заслуженного художника Южной Осетии, директора Художественного училища Сармата Зассеева. Первый памятник уже давно установлен на Зарском пригорке, второй, посвященный Ередским событиям, пока находится во дворе Художественного училища. Сармат Хазбиевич известен в Республике не только как руководитель учебного заведения, а, прежде всего, как автор памятника Зарской трагедии и умелый скульптор.На днях мастер в интервью газете «Республика» рассказал о том, как шла работа над мемориалом, посвящённом жертвам Ередской трагедии.

– Около года назад, находясь по рабочим вопросам в Министерстве культуры, мне стало известно об инициативе властей по увековечиванию памяти жертв Ередской трагедии. Эта поистине тяжелейшая страница нашей истории. Предыдущая работа по монументу жертвам Зарской трагедии далась мне эмоционально очень тяжело, поэтому изначально я не думал участвовать в этом проекте. Но мысленно я не раз возвращался к этой теме. Меня одолевали разные мысли, я даже брался за карандаш, делал наброски... Над темой трагедии трудно работать, ведь это ответственность перед жертвами трагедии, передисторией Республики. Постепенно я погрузился в работу, стал больше изучать подробности того периода в целом, фактически вновь пережил все перипетии того непростого времени и вскоре нащупал необходимую основу возможного памятника.

– Известно, что Ередская трагедия забрала жизни двенадцати человек. Они все на памятнике?

– На памятнике действительно 12 человек. Их можно отчётливо разглядеть, хотя мы не старались запечатлеть конкретные лица людей, это собирательный монумент в память о них.Я пытался понять мысли и действия людей, который знают, что обречены на неминуемую гибель. Все люди по-разному принимают свой конец, кто-то противится неизбежному, другой зовет на помощь, третий борется, а иные просто ломаются… Как известно, после истязаний их облили бензином и подожгли. А когда отдикой боли некоторые из несчастных стали приходить в сознание, их всех засыпали землей… Живьем… Впоследствииместные жители рассказывали, что еще долго из под земли доносились стоны и хрипы несчастных… Поэтому мы решили изобразить людей, пытающихся вырваться из земляного плена, который сковал их. Явыделил центральную фигуру, которая образно бьет набат. Но не по своей загубленной жизни или измученной плоти, это их фӕдис об Осетии и о ее будущем. Они не просят пощады ине ждут снисхождения, это их крик, зов к стране... Данный мемориал не только свидетельство кровожадности и алчности грузин. Это напоминание потомкам.

– Вы сказали, что за время работы над проектом изучали события Ередской трагедии. Что Вы знали, покане взялись за работу, и что Вам открылась вновь?

– О данной трагедии знают все, но в 1991 году мне было всего 13 лет. Многие подробности я не знал. К примеру, мне было известно, что их пытали и после заживо похоронили, но то, что перед этим их ещё и подожгли, для меня стало ужасающим откровением. Не знал и то, что в плену у этих нелюдей были также дети и женщины, которые тоже были жестоко избиты…

– Вы получили заказ от Министерства культуры на изготовление памятника или автора выбирали в ходе конкурса?

– Был конкурс. Я, правда, не знаю, кто ещё был в числе конкурсантов, но из Министерства культуры мне позвонили и сообщили, что комиссия с участием родственников погибших одобрила мой эскиз памятника. Надеюсь, что мемориал таковым признает и народ. Над возведением памятника мы работали вместе с моим другом и коллегой, заслуженным художником РЮО Робертом Хубаевым. Позже к нам на помощь пришли Народный художник Тамерлан Цховребов и художник Ацамаз Техов.

Еще раз повторю, работа была трудной. Когда мы только приступили, то пока собрали большой массив, из которого стали потом вырисовываться контуры и очертания. А когда стали лепить лица и эмоции, я сдался.... Я неделю не мог подходить к памятнику, мучился кошмарами… Мы работали почти год. Приближается очередная годовщина трагедии – 18 марта. Пока на реализацию проекта не выделено финансирование, но если все бюрократические вопросы будут решены, то мы успеем к годовщине. Ведь еще необходимо на месте соорудить массивный постамент.

– Место мемориального комплекса уже определено?

– Не окончательно. Пока нет единого мнения. Они сами были перезахоронены в Згудерском кладбище, но Мемориал, скорее всего, будет установлен на месте их гибели. И не в низине, куда они были сброшены и захоронены, а около дороги, чтобы он хорошо просматривался и служил вечным напоминанием тех трагических дней.

– Вы почти завершаете работу над Мемориалом жертвам Ередской трагедии. Какой следующий проект?

– Следующий фронт работы очень интересен. Все подробности пока говорить не хочется, но отмечу, что это идея, проект редактора «Республики» Андрея Кочиева. Он долгое время отстаивал его реализацию. Министерство культуры поддержало эту инициативу и теперь постепенно мы приступили к его воплощению. Проект является созданием Аллеи национальной славы перед Центральной библиотекой им. Анахарсиса, которая будет состоять из бюстов ориентировочно восьми представителей нашей «золотой» интеллигенции начала прошлого века. Над первым бюстом мы уже работаем – это автор проекта Рукского тоннеля Рутен Гаглоев. Следующий, по всей видимости, будет другой яркий представитель того времени Бидзина Кочиев. Но сначала будет произведена закладка самой Аллеи. Что же касается лично моих проектов, то я, как и прежде,мечтаю возвести памятник покровителю Алании небесному Уастырджы… Так что фронт работы большой, идей не меньше, главное – необходима поддержка.

Фатима Плион

Фото автора

Сармат Зассеев и его мемориал памяти жертв Ередской трагедии
Сармат Зассеев и его мемориал памяти жертв Ередской трагедии
Сармат Зассеев и его мемориал памяти жертв Ередской трагедии
Сармат Зассеев и его мемориал памяти жертв Ередской трагедии


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно