Гана Яновская и ее мир прекрасного
Дело, в котором она не просто нашла себя. Это именно то, чем ей хочется заниматься дальше. Развиваться, совершенствоваться и при этом искать в нем, фотоискусстве, отдушину. Когда-то она мечтала стать журналистом. Окончила факультет журналистики, устроилась на телевидение и вела свои авторские программы. Следом в профессиональной биографии Ганы Яновской отмечены и работа на известном ресурсе «Эхо Кавказа», и должность специалиста по связям с общественностью в аппарате полпреда Президента по вопросам постконфликтного урегулирования, и преподавательская деятельность в ЮОГУ и, наконец, должность пресс-секретаря Президента РЮО. Яркая, неординарная и обаятельная Гана в каждом из перечисленных направлений успела отметиться индивидуальностью, коммуникабельностью и особой работоспособностью. Теперь, по ее собственному признанию, перспективы и возможности роста, связанные с журналистикой, остались в прошлом. Ее сфера интересов изменилась в корне. Увлеченность фотоаппаратом в ее случае нельзя считать случайностью. Об этом, фотоискусстве, ставшем для нее профессией и источником заработка, и о перспективах собственного дела она рассказала в интервью нашему изданию.
– Наверное, фотоаппарат был привлекателен для меня всегда. По крайней мере, мне нравилось снимать фотографии к своим сюжетам, когда я еще работала на «Эхо Кавказа». Да и позднее, в бытность уже пресс-секретарем Президента, меня тянуло снимать небольшие сюжеты, особенно на выездах, когда глава государства посещал села Республики. Бывало, возьму фотоаппарат у нашего фотографа и увлекаюсь картинкой – снимаю стариков, детей, природу... В этихфотографиях было столько жизни, столько естественности и смыслов... Потом я почему-то их переносила в рабочий компьютер и в свободное время рассматривала. И дома, в редкие выходные, увлеченно снимала детей на фотоаппарат, просто для домашнего архива, тем не менее, подбирая удачные кадры и ракурсы...
– Пять лет в должности пресс-секретаря Президента, опыт работы в команде первого лица и органах государственной власти. Тем более неожиданной можно считать твою дальнейшую сферу деятельности. И, тем не менее, сегодня Гана Яновская – фотограф.
– Ну, так получилось, что после смены власти и с уходом Леонида Тибилова с поста Президента я осталась без работы, если не считать ограниченное количество часов, которые вела и продолжаю вести на факультете журналистики в ЮОГУ. Скажу откровенно, попытки устроиться на работу в госорганы были. Наверное, с течением времени уже бессмысленно говорить о том, в какие структуры я попыталась «постучаться», но так получилось, что везде я столкнулась с отказом. Посидев дома несколько месяцев, я уже четко осознавала, что амплуа домохозяйки, которая дни напролет готовит, провожает утром детей в школу, а потом ждет их возвращения – не для меня. Человек, привыкший к определенному темпу, образу жизни, когда ты ежедневно в контакте с огромным количеством людей, не может чувствовать себя комфортно лишь в масштабах своего дома. Идеи о том, чем же дальше заняться, были разные, но конкретные контуры вырисовались лишь при мыслях о фотографии. Сказать, что я четко себе представляла, как буду работать в этом направлении, невозможно. Но уже после первой фотосессии я для себя поняла, что хочу и буду заниматься этим делом. Первыми моими работами стали фотографии знакомых молодоженов, которым фотосессию я просто подарила. Как сегодня помню свое появление на их свадьбе в качестве фотографа и кучу вопросов о моей новой сфере интересов от знакомых и даже малознакомых людей. Почему-то всех интересовало, как человек, занимающий еще совсем недавно высокую государственную должность, осознанно пошел на то, чтобы подрабатывать фотографом на свадьбах. Но лично для меня в этом удивительного было мало, поскольку перспективы освоения нового ремесла были гораздо более важны, чем какие-то, скажем так, местечковые стереотипы. В общем, после той, первой свадьбы, первого заказа все и закрутилось. Мои работы появились в социальных сетях, и, возможно, впечатлили потенциальных невест. Заказы на фотосессии стали поступать один за другим. Скажу честно, впервые взяв за свою работу деньги, было немного не по себе, поскольку так или иначе со многими потенциальными заказчиками была знакома лично. Но труд есть труд, чей бы он ни был, поэтому очень скоро моя работа стала приносить определенный заработок. Вместе с этим пришло и понимание, что для успешной работы в условиях конкуренции надо параллельно заниматься и саморазвитием. В первое время, да и позднее, я консультировалась со многими известными фотографами, работающими в различных изданиях по всей России, изучала информацию в интернете. Кроме того, мне сильно помогал и супруг, который и сам всегда увлекался фотографией.
– Потом уже пошли и индивидуальные фотосессии, и детские, и семейные. Теперь в копилке работ фотографа Ганы Яновской уже школьные альбомы, которые, думается, наиболее востребованы на сегодняшний день...
– Со стороны может показаться, что фотосессия – это что-то легкое и несерьезное. Но на самом деле, здесь требуется и выдержка, и терпение, тем более, когда речь идет о работе с детьми. Из всего перечисленного наиболее сложным направлением, конечно, являются школьные фотосессии. Я стала заниматься этим, когда данное поле уже было занято, то есть в Цхинвале уже были люди, которые занимались подготовкой виньеток, и следует признать, занимались неплохо. Поэтому изначально было понятно, что хуже чем они, ты не можешь себе позволить сделать. Если тебе доверяют, то это накладывает двойную ответственность. А доверяли мне почти все и почти сразу. Возможно, отчасти свою роль сыграло и имя, которое было на слуху, и прежнее место работы. В первый год я сделала всего три альбома – для двух классов и одной группы в садике. Теперь заказов стало больше. Если фотограф востребован, это и есть признание качества его работ. Поэтому стараюсь не просто делать свою работу на уровне, но и совершенствовать ее и дальше.
– Теперь, когда охвачен фактически весь спектр услуг, которые может предложить современный фотограф, скорее всего, появляются мысли о расширении возможностей. Это касается и технической стороны, и профессионального роста...
– Безусловно. У меня уже есть своя фотостудия, хотя полноценной ее назвать невозможно даже с натяжкой. Я просто арендую небольшую комнату в Доме быта на улице Лужкова. Работать в ней весьма сложно, поскольку помещение не приспособлено для такого рода деятельности. Но пока приходится выкручиваться. Что касается расширения технических возможностей, то почти два года, которые я пока что занимаюсь фотографией, я только и делаю, что вкладываюсь в технику. Совсем недавно купила современный фотоаппарат, объективы, световые приборы. Я понимаю, что для дальнейшей успешной деятельности фотографа, работы которого будут отвечать современным требованиям, наличие соответствующей технической базы является первостепенным. Что касается профессионального роста, то, безусловно, будут и курсы повышения квалификации, и участие в краткосрочных мастер-классах за пределами Южной Осетии. Ведь предела совершенству нет и учиться можно бесконечно. Тем более, что мне это нравится.
– Твои работы, которые можно увидеть в соцсетях, без преувеличения, узнаваемы. Это фотографии со своей, непохожей на других, душой с минимальным использованием фотошопа. Ты специально стараешься использовать современные средства обработки фотографии по минимуму?
– Безусловно. Мне кажется, существует очень тонкая грань в использовании средств обработки фотографии, нарушив которую она может потерять не просто естественность, но и определенную живость. Очень часто мне говорят – сделайте меня красивой, при этом настаивая на том, чтобы я убирала и мелкие морщинки, и корректировала черты лица. Зачастую в желании получить красивое фото, многие настаивают на своем. На мой взгляд же, главное – правильно выставить свет и выбрать нужный ракурс. Где-то естественно напрашивается фотошоп и я его, естественно, применяю, но перебарщивать с ним не стоит. К примеру, есть градация возраста, когда женщина переходит от молодости к зрелости, появляются морщинки, которые, на мой взгляд, красят женское лицо. В таких случаях я настаиваю на том, чтобы оставить некоторые живые особенности лица. Люблю индивидуальные портреты, снимать черно-белые фотографии...
– А еще среди обилия твоих работ весьма пестро представлены съемки на натуре, на лоне природы. И каждый раз, рассматривая итоги твоей работы, приходит понимание, что это не просто красивые фотографии – это отдельные цельные сюжеты, для каждого участника твоей фотосессии свой, не похожий на других. Это тоже одна из особенностей твоего профессионального почерка? Ты видишь человека и вместе с тем представляешь, каким он будет на будущих фотографиях?
– Это, без преувеличения, бессонные ночи. Первое, что я прошу у будущих героев фотосессии – это фотографию или селфи, которые я пока разглядываю и уже сама прихожу к мыслям о том, какую композицию, какой сюжет для него, для нее или же для них придумать. К назначенному для съемок времени я уже бываю с четким видением всей концепции сюжета. Сложно работать с мужчинами, которые не всегда соглашаются с твоим видением будущих фотографий, сложно заставить их позировать. Впрочем, не только мужчины капризничают. Характер проявляет и слабый пол, но все это мелочи по сравнению с тем, насколько сильным может быть чувство удовлетворения от итогов работы, когда ты понимаешь, что вариант, на котором ты изначально настаиваешь, понравился и самим участникам фотосессии.
– Очень много в твоих фотографиях архаичного реквизита – старые чемоданы, игрушки, старые стационарные телефоны, стулья, потрепанные книги. Это тоже часть твоих личных предпочтений?
– Мне кажется, я стала сборщиком старого барахла J. Часто «конфискую» старые предметы у знакомых, у друзей, и все это собираю у себя в студии. Думаю, предметы старины придают фотографиям какой-то особенный лоск. При этом иногда ты думаешь одно, а конечный результат получается совсем другим. В процессе работы с участниками фотосессии приходит много мыслей. Сюжет становится богаче, интереснее. И еще раз повторю, очень сильно мне помогает муж. Он выстраивает свет, помогает с техникой, в которой он разбирается лучше. Словом, у многих есть помощники за деньги, а у меня поддержка рядом .
– Одним словом, на уже вполне освоенное поле ты пришла всерьез и надолго?
– Да! Мне кажется, именно в увлечении фотографией я нашла себя, раскрыла в себе определенные способности, о которых, возможно, раньше и не подозревала. Теперь в планах расширить дело, которым я увлечена. Мечтаю увеличить студию, масштабы которой пока не позволяют мне развернуться как мне хочется. И я думаю, что это у меня получится и когда-нибудь вы услышите о собственной фотостудии Ганы Яновской, которая открылась в Цхинвале. Работы и сейчас много, но мне кажется, что я от нее не устаю, хотя зачастую приходится «пахать» по 20 часов в сутки. Очень много времени уходит на обработку фотографий, которые к тому же надо продвигать и посредством социальных сетей – а на это времени совсем не остается. Пока есть ограничения и в изготовлении печатной продукции, поскольку альбомы приходится заказывать за пределами Республики, во Владикавказе или Ростове. А это тоже дополнительное время. Надеюсь, что в будущем получится приобрести и это оборудование. Конкуренция на данном поле большая, но это даже лучше, ведь она порождает качество. А работы, как показала практика, хватает для всех фотографов. Было бы желание и соответствие уровню запросов тех, кто в наших услугах заинтересован.
Рада Дзагоева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.