Асиат Наниева: «Сегодня в литературе, как и в науке, к сожалению, нет новых имен. И в такой ситуации, говоря прямо, народ дичает…»

20-05-2019, 12:58, Интервью [просмотров 1790] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Асиат Наниева: «Сегодня в литературе, как и в науке, к сожалению, нет новых имен. И в такой ситуации, говоря прямо, народ дичает…»Уже более пятидесяти лет она неустанно трудится на ниве осетинской литературы. Проза, вышедшая из-под ее пера – эмоциональная, чувственная, зачастую противоречивая, умеющая сопереживать, возносить, наполнять всей палитрой характеров – ее почерк узнаваем своей простотой и в то же время насыщенностью красок. Асиат Ивановна Наниева – детский писатель, прозаик, публицист, член Союза писателей Осетии, заслуженный работник культуры, лауреат многих литературных премий. Волевая женщина с сильным характером, несмотря на солидный возраст продолжающая уверенно идти по выбранному в далекой юности пути. Десятки рассказов, новелл, повестей женщины-писателя нашли свое достойное место в огромном поле современной осетинской прозы и позволили ей по праву занять свое место на литературном небосклоне. «Удовлетворение от собственного творческого наследия, конечно же, присутствует, – признается Асиат Ивановна. – Но оно несколько омрачается думами о будущем нашей литературы, когда мое поколение, оглядываясь назад, не видит за собой последователей, новых молодых писателей, способных продолжить литературную деятельность, основы которому заложили гениальные осетинские писатели начиная с Великого Коста». О непростой деятельности писателя-женщины, о себе, настоящем и будущем осетинской литературы в ее интервью нашему изданию.

– Работать, как и многие представители моего поколения по жизненной необходимости, я начала довольно рано. Отец, прошедший Великую Отечественную, вернулся с фронта живым, но с многочисленными тяжелыми ранениями, которые серьезно подорвали его здоровье и стали причиной смерти уже спустя два года после Победы. Мне тогда было всего семь лет. Мама, оставшись с тремя сиротами, работала не покладая рук фактически круглые сутки. Желание помочь ей справляться с бытовыми трудностями присутствовало всегда, сколько себя помню. Каждый из нас, троих детей негласно имел свои обязанности по дому, по хозяйству. Окончив среднюю школу в селении Заккор, я приняла решение поступить на экономический факультет Тбилисского Госуниверситета. Отделение осознанно выбрала заочное, чтобы иметь возможность работать и помогать семье. Уже вскоре после вступительных испытаний и успешного поступления вернулась в родовое село и устроилась на место заведующей местной библиотеки. В Цхинвал я переехала в 1963-ем, как принято говорить, по семейным обстоятельствам. Герсан (Кодалаев, супруг Асиат Наниевой – прим.ред.) уже тогда начинал свой путь в литературе. Молодой, полный безудержного желания творить, учиться, постигать творческие высоты, он совершенно естественно приобщил и меня к своим предпочтениям, ненавязчиво втянул в круг своих интересов. Вместе с этим пришло и понимание, что экономика, финансовая деятельность, на которые я пять лет училась, в какой-то момент оказались для меня совершенно непривлекательны. Устроившись в Цхинвале на работу в редакцию газеты «Советон Ирыстон», я приняла решение получить и соответствующее образование. И в этот раз, чтобы не отрываться от семьи, опять выбрала заочную форму обучения. Теперь уже в Московском полиграфическом институте. И в статусе дипломированного специалиста через несколько лет перешла на работу в издательство «Ирыстон».

– Судя по Вашей творческой биографии, здесь же, в издательстве, начались Ваши первые шаги на писательском поприще…

– И само время, и сама среда, в которой я оказалась, располагали к творчеству. Конечно, замахиваться на какой-то высокий уровень, когда ты ежедневно находишься среди титанов, литературных гениев, невозможно, да и по большому счету нелепо. Не было и понимания сделать себе имя или заявить о себе. Я просто занималась делом, которое мне невероятно нравилось. Как я уже сказала, мне довелось несколько лет поработать в редакции газеты, на страницах которой я активно публиковала свои статьи и очерки. Так что, можно сказать, в литературу я пришла несколько естественно, из весьма близкой сферы – публицистики. Но, тем не менее, было непросто. И дело не только в том, что хотелось объять необъятное. Женщине, у которой семья, дети (их четверо), всегда непросто заниматься активной творческой и общественной деятельностью. Когда нужно уметь четко разграничивать дом, семейный очаг и работу, да так, чтобы от твоего желания охватить все не страдало ни одно из направлений твоих таких архиважных сфер вовлеченности. В моем случае определенно мешал и семейный союз. Во-первых, и супругу моему нужно было максимально свободное личное пространство, так необходимое для любого творческого человека. Поэтому я всегда старалась ограждать его от незначительных бытовых неурядиц. Часто в ущерб себе и своим творческим порывам. Во-вторых, на заре моей литературной деятельности Герсан Кодалаев уже был признанным поэтом, творчество которого высоко ценили не только в литературных кругах. Это накладывало и определенную ответственность, и вместе с тем навевало определенные опасения – превзойти мастера слога невозможно, быть как он тоже сложно, а вот остаться в его тени – совершенно просто. Последняя перспектива, признаться, меня никак не устраивала. Ведь дело, за которое человек берется, которое избирает в качестве дороги жизни, должно способствовать тому, чтобы он непременно состоялся. В своем случае могу сказать, что по своей избранной дороге я прошла сама. Со своими неудачами и успехами, со своим почерком, со своим словом в современной осетинской литературе. Впрочем, семейный союз с литературным деятелем давал и свои положительные итоги. Первым критиком моих произведений всегда был, конечно же, супруг. Он никогда не вмешивался в творческий процесс, но замечания, объективные оценки всегда давал щедро, что не могло не отражаться на итоговом результате моих произведений.

– Ваш творческий путь начинался с детской литературы. Десятки произведений для самых маленьких, рассказы и повести для детей школьного возраста – основа Вашего литературного наследия, со временем пополнившегося и произведениями для взрослой категории читателей. Распространенное мнение, что писать для детей всегда сложнее и ответственнее – Вы согласны с этим?

– Первое мое произведение, которое увидело свет – рассказ для детей, было опубликовано в журнале «Фидиуæг» в далеком 1967 году. Почему выбор остановился на детской литературе? Всегда сложно находить объяснение внутреннему зову души, каким-то естественным порывам. «Большое государство» – как точно охарактеризовал детскую литературу Максим Горький, требует от тех, кто вовлечен в этот творческий процесс искусного владения слогом, душевной теплоты и искренности. Распространенное мнение – детям нужно писать так же, как и взрослым, но еще лучше. Поскольку дети постигают предложенный материал не разумом, а сердцем. Здесь тонко ощущается даже любой намек на неискренность, недосказанность. С детьми нужно выстроить незримый мостик от сердца к сердцу и двигаться по нему навстречу со всей осторожностью. Я начала писать свои детские произведения в годы, когда мои собственные дети были в возрасте юных читателей. Их потребности, их взгляд на мир, их понимание жизни и окружающего мира были, наверное, основой моих литературных строк. Я каким-то естественным образом научилась смотреть на мир их глазами, наделяла персонажей своих произведений определенными качествами, исходя из наблюдений за собственными детьми и их сверстниками. Наверное, признанием качества моих детских произведений является и то, что многие из них включены в книги и образовательные программы для детей дошкольного возраста. Это, без ложной скромности, конечно же, радует. Но, тем не менее, детская литература все же не стала основной и наибольшей частью моего литературного наследия. С течением времени ее значительно потеснили произведения, рассчитанные на взрослую аудиторию.

Ваше творчество негласно подразделяется на несколько этапов. Советский период с его идеологией отмечен в Ваших произведениях согласно времени и духу той эпохи. За этим последовал тяжелый период в истории народа Южной Осетии, который по объему написанного фактически занимает главное место в Вашем творчестве. Ну и, наконец, день сегодняшний в прозе Асиат Наниевой – взгляд в будущее, которое для национальной литературы, исходя из сегодняшних реалий, не представляется радужным.

– Мне кажется, мое творчество фактически автобиографично. В моих рассказах, повестях, новеллах – все мои переживания, мои взгляды на эпохи, времена, людей. Я всегда ориентировалась на потребности читателя. Представляла себя на его месте. Какими он увидит моих героев, насколько точно сможет представить события той или иной эпохи, как прочувствует сопричастность к переживаниям персонажей из рассказа или повести. Тема новейшей истории нашего народа нашла отражение в десятках моих произведений. Это своеобразная хроника, переданная посредством литературного слога. Период, когда я писала не только и не столько по зову сердца. На первый план в суровые военные годы вышло понимание важности запечатления эпохи в литературном произведении. Ты – современник, ты здесь, на твоих глазах это все происходит. Ты и только ты можешь передать происходящее для будущих потомков. Сегодня мы ищем ответы на множество вопросов из прошлого, интересуемся различными историческими событиями, о которых располагаем весьма скудной информацией. Когда-то и события, отражающие борьбу нашего народа за свою независимость в конце ХХ – начала ХХIвека будут рассматриваться сквозь призму исторической ценности. Тогда, возможно, и придет осознание важности наследия тех, кто жил и творил в это невероятно сложное время. «Ма фæрæди, хъæбул!», «Кæуын зындæр у», «Тугæйдзаг уæрдон», «Æхсынц та, хъæбул!» – в каждом из этих и других моих произведений наглядная история нашего народа, близкая и понятная тем, кто жил в эту эпоху, и развернуто представленная тем, кто спустя десятилетия будет обращаться к осетинской литературе указанного выше периода геноцида осетинского народа. Что касается других этапов моей творческой деятельности… Вы знаете, я по-прежнему остаюсь верной идеалам советской эпохи. И это вовсе не ностальгия по архаичности или нежелание принимать и понимать новые веяния. Это благополучие в каждой написанной в тот период строке. Это герои-созидатели, герои, достигающие высот своим неустанным трудом, это произведения, в которых даже отрицательные по сути герои не являются злом для человечества в глобальном смысле. Это было время, когда творчество, литература, искусство, культура в целом были в приоритетах. Остатки творческой интеллигенции, которая у нас за последние годы совсем поредела, были взращены именно на советской идеологии. Это было время, когда творческий человек по умолчанию считался героем времени. Фактически каждое десятилетие в осетинской литературе советского периода было ознаменовано появлением новых, значимых и знаковых имен. А что теперь? Нет новых имен в литературе, науке, я уже не говорю об отдельных направлениях национальной культуры. В такой ситуации народ, не побоюсь этого слова, дичает.

– Два последних десятилетия Вы возглавляете отдел прозы в литературном журнале «Фидиуæг». Сегодня печатный орган Союза писателей переживает не самый благополучный период своего существования. И одной из основных причин, по которым журнал не развивается, является отсутствие молодых авторов. Понятно, что писателями и поэтами становятся по зову души и сердца, но своя роль в приобщении молодежи к литературному творчеству отведена и старшему поколению наших литературных деятелей. Есть ли молодые имена, которые смогут достойно продолжить дело наших славных литераторов?

– Сегодняшнее поколение сложно заинтересовать и даже вдохновить примерами старшего поколения. На первый план, к сожалению, вышло материальное. Заставить заниматься творчеством невозможно, если нет желания. Если нет осмысления нужности литературной деятельности, никакие пламенные речи не сподвигнут молодежь на написание современных романов, драматургических произведений или стихов. Но и дальше пускать все на самотек уже тоже нельзя. Сидеть и ждать когда кого-то осенит или посетит муза и он напишет что-то стоящее, достойное осетинской литературы, тоже нельзя. Пока есть писатели, которые могут чему-то научить молодых коллег, надо активнее заняться воспитанием молодых литературных кадров. Этот вопрос должен быть причислен к разряду вопросов государственной важности. Регулярные литературные конкурсы, различные премии в области литературы, материальное стимулирование начинающих поэтов, прозаиков, драматургов, публицистов – все это должно осуществляться в рамках отдельной государственной программы. И еще. Учеба в литературных институтах за пределами нашего государства для талантливой молодежи должна поддерживаться материально со стороны государства. Есть определенный, хоть и весьма узкий круг молодых людей, которые могут заниматься литературной деятельностью, но вынуждены задвигать ее на второй план, вынужденно сводя всю свою трудовую деятельность к зарабатыванию на хлеб насущный. А при таком положении говорить о развитии литературы не приходится. Скорее о возможном забвении…

– А сами-то Вы по-прежнему много пишете?

– Со времени выхода моей первой книги «Ацæмæзы кафт» минуло ровно сорок пять лет, а ощущения помню до сих пор. Для любого писателя по ощущениям это, наверное, сопоставимо с рождением ребенка. Сегодня мои книги исчисляются десятками. Но желание творить все еще не угасает. Но в последние годы я творю больше по настроению. Творческое безделье может затянуться на несколько месяцев, потом оно может смениться каким-то рвением, которое в результате находит отражение в очередном рассказе или новелле. Жизнь сама продолжает мне подавать сюжеты для произведений, которыми я не могу безответственно не пользоваться. Поэтому будут еще и новые произведения, и, надеюсь, новые книги тоже.

Асиат Наниева: «Сегодня в литературе, как и в науке, к сожалению, нет новых имен. И в такой ситуации, говоря прямо, народ дичает…»

Рада Дзагоева

На фото: Асиат Наниева с супругом Герсаном Кодалаевым. Снимок 60-х годов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно