Южная Осетия в ожидании грандиозного события
Новый директор Госдрамтеатра о предстоящей премьере, проблемах, способах их решений и планах на ближайшее будущее
Уже буквально через неделю в культурной жизни нашей страны состоится грандиозное событие, которого народ юга Алании ожидал на протяжении почти четырнадцати лет. На возрожденной сцене Юго-Осетинского Государственного драматического театра вновь свершится сценическое волшебство – состоится долгожданный показ спектакля. Что символично, произойдет это в Год Коста премьерным показом его бессмертного произведения «Фатима», которое, в свою очередь, в последний раз ставилось сорок лет назад. И еще один факт – свою новую жизнь возрожденный из пепла театр начинает с новым руководителем, который был представлен коллективу сразу после новогодних праздников. Мадина Валиева, новый директор Государственного драматического театра им. К. Хетагурова, несмотря на совсем короткий промежуток работы на новой должности, уже определила для себя приоритетные направления деятельности и считает, что времени на раздумья и раскачку нет. Начиная с 2005 года, с того злополучного пожара, театр представлял собой огромный ворох проблем разного характера. Поэтому и сам коллектив, и любители театра изрядно заждались возрождения главного очага национальной культуры, и новый руководитель с первого же дня вступления в должность активно погрузилась в рабочий процесс и рассчитывает на скорые очевидные результаты.
– Сейчас в разгаре творческий процесс, идут репетиции «Фатимы». Но огромный механизм, который представляет из себя новое здание, должен заработать синхронно. И если мы в каком-то месте позволим себе или упустить что-то, или недоглядеть – это отразится на общем результате. Современное здание, которое Республика, наконец, получила, не имеет аналогов на всем Северном Кавказе. Его эксплуатация должна быть грамотной, и вопросы технического плана, безопасности должны решаться превентивно. Для того, чтобы это современное, технически сложное здание функционировало масштабно, нам нужны узкопрофильные специалисты. Здесь и обслуживание сцены, и системы вентиляции, контрольно-измерительных аппаратов и приборов… Костяк специалистов у нас уже есть, но нам нужны еще специалисты, которых мы обязательно привлечем и обучим. Есть проблемы, которые, условно говоря, надо было решать даже не вчера, а позавчера. Причем эти проблемы нельзя поделить на важные и менее важные. Внимание к театру сейчас беспрецедентно высокое, начиная от высшего руководства и заканчивая обычными жителями – все в ожидании нового, лучшего, и это для нас дополнительная ответственность. Мы не имеем права эти ожидания не оправдать. Поэтому, уже на очередное заседание худсовета я выношу шесть вопросов, среди них – вопрос и новой структуры и штатной численности театра. Поскольку считаю, что та структура, по которой до сегодняшнего дня театр работал, недееспособна. С учетом нового здания и необходимости новых специалистов, мы должны пересмотреть свою структуру. Проект у нас уже готов, в котором все предельно ясно и четко расписано, где каждому отведена своя роль и свои обязанности. После обсуждения на худсовете и с учетом замечаний, мы составим новое штатное расписание, направим его в министерство культуры, и далее в Правительство. Надеюсь, что бюрократических проволочек не будет.
– Директор театра – это фигура, на которой завязана не только техническая сторона работы. Являясь также членом худсовета, директор имеет влияние и на творческие процессы. Общество уже изрядно заждалось возрождения национального искусства и здесь также не приемлемы шаги отдаленной перспективы. И привлечение режиссеров, и вопрос подготовки кадров, и обновление репертуара театра. Есть уже какой-то предварительный план работы в этом направлении?
– В наш театр нужно вдыхать новую жизнь и это, безусловно, возможно лишь с привлечением специалистов высокого уровня. Прежде всего, режиссеров. Я свои задачи на посту директора в числе прочего вижу и в этом. Мы хотим, чтобы наши артисты развивались и совершенствовались, а это возможно лишь в случае привлечения новых режиссеров. У нас невероятно талантливая труппа и это не голословное утверждение, поскольку лично мне есть с чем сравнить. За последние десять лет я посетила много театров, видела работу прославленных трупп МХАТа, Ленкома, «Современника», питерской «Фонтанки», «Балтийского дома», Краснодарского театра…, я уже не говорю о северо-осетинских театрах. И наша труппа в плане профессионализма не уступает никому. Нужно просто создать условия для ее творческого развития. Кроме того, мы будем стараться расширить список режиссеров. И первый шаг в этом направлении мною уже сделан.
– Гиви Валиев? Вы уже получили подтверждение от него о работе на юге Осетии?
– Да. По согласованию с художественным руководителем нашего театра Тамерланом Дзудцевым мы пригласили известного в Северной Осетии, да и в России театрального режиссера. Гиви Валиев с радостью принял наше предложение о совместной работе и уже сам предложил постановку, которую хотел бы осуществить на сцене нашего театра. Это человек, который безумно влюблен в театральное искусство и который также, как и мы, с нетерпением ждал, когда наш возрожденный театр вновь распахнет свои двери. Ожидаем его уже весной. Ставить же Валиев будет «Вождя поневоле» Геора Хугаева.
– Еще одна ожидаемая постановка из произведений осетинской классики – «Æфхæрдты Хæсана» Александра Кубалова. И эту постановку также осуществит режиссер извне. Увидит ли ее зритель в этом театральном сезоне?
– Эту знаковую постановку будет осуществлять Роза Бекоева. Кстати, в качестве сценографа спектакля будет привлечен еще один профессионал высочайшего уровня Народный художник РФ Магрез Келехсаев. После «Фатимы» мы приступим к работе над «Æфхæрдты Хæсана». Но не будем забегать вперед и утверждать, что спектакль будет готов уже в текущем сезоне, который, в силу объективных причин, начинается у нас поздно. Поэтому, возможно, премьера будет смещена на осень. В любом случае, могу с уверенностью сказать одно – театр будет акцентировать внимание на национальной классике. И это только начало. Уже с февраля на телеканале «ИР» начнет выходить передача, которая будет посвящена не только будням театра, но и его прошлому, истории, актёрам, которые в разные годы были олицетворением юго-осетинской сцены.
– Репертуар театра должен ежегодно обновляться за счет, как минимум, трех, а в идеале пяти спектаклей. А это стоит немалых финансовых затрат. Все последние годы и руководство театра, и режиссеры, которые работали с нашей труппой, отмечали крайне скудный бюджет по части, отведенной именно на осуществление новых постановок. Между тем, современные постановки требуют зрелищности, спецэффектов и прочего обрамления. Нет опасения, что все планы могут застопориться именно по причине скудности бюджета?
– Вы затронули очень болезненный вопрос, на который у меня есть и ответ, и предложения, как его решить. Годовой бюджет театра, отведенный именно на постановки, на сегодняшний день составляет всего 730 тысяч рублей, в то время как только постановка одного спектакля, в данном случае «Фатимы», обошлась нашему театру порядка 2 млн рублей. Но для этого художественному руководителю Тамерлану Дзудцову пришлось находить эти средства путем обращений к высшему руководству страны, меценатам. Так не должно быть. Современный театр, при большом обилии визуальной информации, которая в эпоху интернета доступна для всех, должен уметь показывать что-то такое, что отличается от общего контента. Я уверена в возможностях нашей труппы, но ничего не работает без соответствующей финансовой подпитки. Между тем, и режиссеры, и декорации, и костюмы, и иное оформление спектаклей – это солидные финансовые средства. Нам необходима серьезная поддержка со стороны государства. За три недели моей работы мне пришлось вникнуть в достаточно много сфер. Недавно я попросила подготовить справку, и была обескуражена – оказывается, самая низкая степень оплаты труда в нашей Республике у работников культуры. Меньше них получают только работники сферы сельского хозяйства. То есть две сферы, которые должны быть в нашем государстве приоритетными по определению, несколько ограничены в плане поддержки со стороны государства. Это положение необходимо исправлять. При этом понимание со стороны высшего руководства Республики есть, и, надеюсь, все наши проблемы поэтапно будут решаться. А мы со своей стороны покажем результат.
– Театр у нас национальный, что предполагает демонстрацию спектаклей на родном языке. Вместе с тем, на нашей территории проживает немалое количество представителей других национальностей. Это и дипломаты, и военнослужащие дислоцированной военной базы, их семьи. Есть ли планы по привлечению в театр неосетинского зрителя?
– Естественно. У нас это направление предусмотрено. Работа с русскоязычной аудиторией тоже в приоритете. Это не только наше желание, это необходимость, которой театр был лишен долгие годы. В каждом спектакле будет предусмотрен синхронный перевод и через беспроводные наушники игра актеров будет понятна зрителю. Поэтому, я не думаю, что языковой барьер станет помехой нашим гостям в приобщении к осетинской культуре. И с радостью приглашаем всех, кому интересна наша национальная культура.
– Вы сказали, что театр – это Государственное бюджетное учреждение с правом предпринимательской деятельности. Безусловно, у театра должны быть свои финансовые доходы, которые необходимы и для функционирования самого здания, и для поощрения своих сотрудников. Означает ли это, что может быть повышение цен на билеты?
– Мы открыли отдел по развитию театра, который будет заниматься направлением маркетинга и рекламы. В скором времени заработает и сайт, посредством которого любители театра могут дистанционно бронировать билеты и оплачивать их онлайн. В самом театре будет два онлайн монитора, с планом зрительного зала, и зритель может сам выбирать места. Билеты с водяными знаками уже заказаны в Ростове. Будут и программки на спектакли. Со временем хотим вернуть и практику абонементов. Что касается цен на билеты, то пересматривать их в сторону повышения мы не собираемся. Учитывая возможности нашего населения и негласный принцип о том, что искусство должно быть доступным для широких масс. Единственный нюанс – цены на премьерные показы будут несколько выше обычных. И еще один момент. Долгое время, за многие годы строительной эпопеи, наше население не раз собирало деньги на строительство театра. Люди перечисляли свои зарплаты, многие жертвовали последним, лишь бы приблизить возрождение нашего национального достояния. Поэтому мы решили обратиться в Национальный банк с просьбой получить списки этих людей и устроить им показ долгожданной «Фатимы» по пригласительным билетам. Это будет подарком людям, которые ждали возрождения театра и которые в него верили. Данная задумка будет осуществлена вскоре после премьерных показов.
– Возвращаясь к вопросу подготовки кадров. За последние годы есть определенные вливания в труппу театра в виде нескольких молодых артистов. За всю историю национального искусства этот вопрос зачастую решался комплексно. Наш театр получал блестящих мастеров сцены целыми курсами, прошедшими обучение в лучших театральных ВУЗах России. Так было и в 1961-ом году, когда в театр вернулись выпускники МХАТа, и в 1994 году, когда труппа расширилась за счет выпуска осетинского курса Щепкинского училища. Как будет решаться вопрос молодых кадров сейчас?
– Попытка решить кадровую проблему была и относительно недавно. В 2009 году в Щепкинское училище был набран осетинский курс, который должен был вернуться в Цхинвал в 2013-ом. Но из всего курса сегодня в театре только два артиста. Все, от кого это зависело на тот момент, в том числе и чиновники от культуры, не обратили должного внимания на эту молодежь. В итоге талантливый курс распался и разлетелся по театрам Северной Осетии и России. Вернуть их, когда каждый из них уже неплохо устроен, нереально. Значит надо готовить новую молодежь. Неделю назад на отчетном собрании в министерстве культуры глава ведомства Жанна Зассеева отметила, что есть договоренность с ректоратом ЮОГУ об открытии актерского факультета. В свое время, в середине 90-ых, такой факультет на базе ЮОГУ уже был. И именно здесь прошли обучение наши славные артисты Альбина Хугаева, Натия Чохели, Милена Сагирова, Батрадз Кумаритов... Значит, возможно, воспитывать профессионалов и здесь. Думаю, этот вопрос можно проработать уже к началу нового учебного года. Но при этом театр не должен отказаться от сотрудничества с ВУЗами России. Будем действовать и в этом направлении, но пока сказать что-то конкретное сложно.
– Театральный сезон, который откроется в эти дни, будет коротким, продлится до июня включительно. Из нового – пока только «Фатима». Но есть и действующий репертуар. Зрителю рассчитывать на частые показы?
– То, что сезон будет коротким, не означает, что он будет неярким. Уже после премьерного показа «Фатимы» театр начнет работать в обычном режиме. Еженедельно запланирован показ четырех спектаклей, из которых один для детской аудитории. Сейчас под требования новой сцены «подгоняются» постановки действующего репертуара. Будут и «Ныййарæджы кадæг», и «Волки», и «Азау æмæ Таймураз», и «Антигона», и «Тугæйдзаг чындзæхсæв», и «Фандо и Лис»... Зрителю в этом сезоне скучать не придется. А в будущем, с учетом наших планов, тем более…
Рада Дзагоева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.