О полилингвальной системе, ответственности учителей, школьной форме и учебнике Истории Осетии

17-10-2012, 14:53, Интервью [просмотров 6546] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

О полилингвальной системе, ответственности учителей, школьной форме и учебнике Истории Осетии«Время требует от нас перехода на иной, более качественный уровень образования, мы должны поспевать за новыми тенденциями в системе образования, а это требует немалых усилий и вложений не только финансовых, но, в первую очередь, привлечения умственных ресурсов, – считает министр образования и науки нашей Республики Марина Чибирова. – Изменению подлежат подходы к работе, которые, следует признать, заметно устарели, сегодня  нужно научиться своевременно расставлять приоритеты и искать выходы из кризисной ситуации,  в  которой наша система образования пребывает уже более двух десятилетий». В интервью нашей газете Марина Людвиговна ответила на ряд актуальных вопросов, которые наиболее остро стоят перед всей системой образования нашего государства.

 

– На учительской конференции, которая прошла совсем недавно, было озвучено, что приоритетным направлением работы Министерства образования в дальнейшем будет повышение качества образования. Не секрет, что система образования не только в Южной Осетии, но и в Российской Федерации в последние годы находится в кризисе. К этому кризису вдобавок у нас, в Южной Осетии наслоились еще и определенные политические трудности, поэтому, к сожалению, долгое время в республике о повышении качества образования речь не шла вообще. Большей частью мы пытались хоть как-то сохранить то, что имеем и как-то выжить в этих непростых условиях. Но прошло уже четыре года с того момента, как отгремели последние взрывы и, наверное, пришла пора задуматься о развитии, о повышении качества образования. Я считаю, что у нас в республике нет сегодня большей ценности, большего ресурса, чем наши дети. Поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы вложить в них сегодня и получить прекрасный итог завтра. Это приоритетное направление – для нас ключевое на сегодняшний день.

– Сейчас много говорится о переходе на полилингвальную систему обучения. В ряде школ республики уже ис-пользуют этот опыт. Как Вам кажется, есть ли смысл вводить ее повсеместно, или эта практика так и останется в плоскости экспериментирования?

– Думаю, в повсеместном введении подобного опыта смысл есть, но, образно говоря, рубить с плеча все же не нужно, этот метод стоит вводить пошагово. Такой опыт, причем весьма успешный, есть в шестой городской школе, сегодня по полилингвальной системе идет учебный процесс и в школе-интернате, весь Цхинвальский район, все первые классы сельских школ данного района перешли на полилингвальную систему обучения. Считаю, что это весьма мудрое решение, поскольку у нас очень часто выходит так, что дети, абсолютно не владеющие русским языком, приходят в первый класс и сразу же их начинают обучать на русском языке. Полилингвальное образование же подразумевает пошаговый переход на другие языки, оно предполагает паритетное образование как русского языка, так и английского. Результат, который в конце выдает полилингвальная система обучения – равное изучение, равное овладение не только родным и русскими языками, но еще и английским. Я знаю, что есть подобный опыт в Северной Осетии, на этом опыте базируется образование еще в нескольких субъектах Российской Федерации, более того, с текущего учебного года все школы на Северном Кавказе перешли на полилингвальную систему образования.

У нас очень часто происходит так, что когда ребенок приходит в школу, он начинает изучать русский язык на базе незнакомого ему русского языка. Мало того, что ему приходится изучать русский язык, которым он не в достаточной мере владеет, ему приходится еще изучать и английский на базе незнакомого ему языка. Полилингвальное обучение  предлагает изучение иностранного языка на базе родного языка, что позволяет избегать вынужденного стресса ребенка. Тем более, что никаких проблем в плане недостатка учебников или пособий для подобного изучения у нас нет, есть прекрасные учебники, изданные в Северной Осетии. Кроме того, есть договоренность с северо-осетинским министерством образования, которые помогают нам в организации семинаров, мастер-классов для наших педагогов и группа уважаемого Тамерлана Камболова готова в любой момент выехать к нам и оказать практическую помощь во внедрении полилингвальной системы обучения в наши образовательные учреждения. Признаться, мы чувствуем сопротивление родителей, проявляющих нежелание переходить на полилингвальную систему. Они опасаются, что дети, проходя обучение на осетинском языке, не смогут в достаточной степени выучить русский. Хочу развеять эти опасения, да и практика показывает, что в реальности это не так – ребенок овладевает и русским, и осетинским, и иностранным языком в равной степени. Поэтому мы должны помогать нашим детям. Языковая система обучения у нас на сегодняшний день настолько плачевна, что наши дети в полной мере не владеют ни одним из языков. Был опыт введения полилингвальной системы в шестой школе несколько лет назад. Тогда родители это новшество восприняли в штыки, многие перевели даже своих детей в другие школы. Однако, по имеющимся у нас сведениям, сегодня этот класс является одним из самых сильных во всей школе. В случае с этим классом система оборвалась по причине отсутствия учебных пособий, учебный материал к нам присылался в файловых папках, учебников, как таковых не было. Но сегодня эта проблема решена, есть полное оснащение учебниками и методическими пособиями.  Поэтому подобные страхи напрасны. Хочется отметить, что и группа наших ученых тоже занялась изучением полилингвального опыта. Рабочая группа под руководством доцента Зои Битарти подготовила программу обучения для дошкольных учебных заведений, которая работает уже второй год, причем, весьма успешно, хотя и здесь на стадии запуска программы были различные споры о целесообразности введения подобного новшества.

– Насколько известно, еще несколько лет назад при Министерстве образования было создано несколько рабочих групп, призванных разработать программы сразу по нескольким направлениям для наших образовательных учреждений. Помимо группы по осетинскому языку была образована и группа по разработке программы по истории Южной Осетии. Почему до сих пор нет реальных результатов работы в этом направлении, в то время как «языковые» новшества уже реально сумели внедриться в процесс обучения, хоть и в одном конкретно направлении?

– К сожалению, этот процесс задерживается не по вине министерства образования. Ежегодно денежные средства, предусмотренные на реализацию данных программ, в планах министерства образования бывают заложены. Мне известно, что и предыдущие руководители министерства образования встречались, к примеру, с группой ученых, работающих над учебником по истории Южной Осетии, однако ученые, как нам объясняют, испытывают определенные трудности в подготовке материала. Во время нашей с ними последней встречи нам удалось договориться, что рукописи поступят в министерство образования уже к концу текущего месяца. Два автора из числа рабочей группы свои работы уже представили, будем надеяться, что этот перезревший вопрос, наконец, будет решен. Для нас непозволительно испытывать затруднения из-за нехватки учебников по истории Осетии, ведь Южная Осетия славится своими учеными в области истории. Мне, действительно, непонятен этот диссонанс – мы можем испытывать затруднения с нехваткой специалистов в каких-либо других областях, но историков у нас в избытке. Я надеюсь, что этот вопрос сдвинется и будет, наконец, решен. Кстати, мы хотим устроить общественное обсуждение будущего учебника, чтобы были учтены все замечания, поскольку трактовка некоторых исторических фактов может быть субъективной, а для учебника это непозволительно.

– Еще одним новшеством, которое, насколько известно, планировалось внедрить в образовательные учреждения, было введение уроков хореографии в начальной школе. Еще в прошлом году в ряде школ города такая попытка была предпринята, но о работе в данном направлении не известно почти ничего…

– Это один из пунктов духовно-нравственной программы, которая была разработана несколько лет назад. На сегодняшний день мы дошли до стадии, когда пособие для школ заказано, эту рукопись мы ожидаем со дня на день. Данную программу нам разработал известный хореограф Мэлс Шавлохов. Кроме того, по нашему предложению этим летом Мэлс Мухтарович уже провел ознакомительные занятия с учителями-хореографами, и с сентября мы официально ввели уроки хореографии в школах. Пока они, правда, проводятся не во всех школах, и в большей степени пока в виде эксперимента. При этом, урок хореографии предполагает не только обучение танцам, но и обучение скрытому смыслу, который осетинский народ вкладывал в танец. Мы решили начать это с пятых-шестых классов. Изначально планировалось ввести уроки хореографии с первого класса, но после консультаций со специалистами, мы пришли к выводу, что это нецелесообразно. С текущего учебного года и в системе российского образования сетка часов увеличилась на один дополнительный час физкультуры, который предполагает не усиленное занятие физкультурой, а какие-то спортивные, расслабляющие игры, где ребенок может немного развеяться. Мы решили заменить этот урок на урок хореографии.

– Кстати, об уроках физкультуры. Во многих городских школах уроки физкультуры не проводятся вообще. И эту проблему педагоги увязывают с отсутствием оборудованных спортзалов…

– Мы знаем об этой проблеме. Но в последнее время ситуация стала меняться, после восстановления прекрасно оборудованный спортзал появился, к примеру, в городской школе №5. Конечно, подобные единичные факты не могут нас избавить от этой проблемы. Почти все школы обращаются к нам с предложениями оказать помощь в приобретении инвентаря для спортивных залов. Мы, разумеется, будем способствовать решению этих вопросов по мере возможности. Но отсутствие в некоторых школах спортивных залов усложняет проблему. К примеру, в Знаурской средней школе нет спортзала, также как и ни в одном из двух средних образовательных учреждений в поселке Дзау, нет спортзалов и в ряде школ Ленингорского района и т.д. При строительстве данных объектов спортзалы здесь почему-то не были предусмотрены. Поэтому будем искать средства на строительство спортивных площадок на близлежащих территориях этих школ. Руководство Комитета по спорту и туризму, к примеру, заверило нас, что в Дзауском районе спортплощадка будет оборудована силами их ведомства. В других случаях данную проблему  будем решать своими силами, по мере поступления финансовых средств.

– Последние годы одной из самых «кричащих» проблем является так называемая проблема незаполняемости некоторых школ. По этой причине пару лет назад была закрыта городская школа №7, серьезные проблемы с недостатком учащихся последние годы наблюдаются и у школ №3 и №10, которые, как выяснилось, вполне реально тоже могут пополнить этот перечень. Будут ли школы закрываться или их все же стоит попытаться реанимировать? 

– Это весьма болезненный для нас вопрос. В этом году мы вынуждены были закрыть первые классы в школах №10 и №3 по той причине, что они не смогли набрать даже половину необходимого числа учащихся для того, чтобы класс функционировал. Когда мы обращаемся к нашим коллегам из этих школ для выяснения причин, они ссылаются на отсутствие условий, при этом отмечая и то, что рядом есть другие школы, которые больше привлекательны для родителей и они определяют своих детей туда. Хочется сразу же отвергнуть подобные отговорки. Для этого у нас есть яркий пример одной из частных школ. Школа «Альбион» сегодня, наверное, работает в самых худших условиях, не сопоставимых с условиями ни третьей, ни десятой школ. Но почему-то родители хотят отдавать своих детей в это образовательное учреждение, при этом еще и платить за их обучение. Наверное, дело все же в самом коллективе школы, который заинтересован в том, чтобы учебный процесс был поставлен на должном уровне. У родителя сегодня есть выбор, куда он может определить своего ребенка, где, на его взгляд, он может получить лучшее образование и каждый этим пользуется. Практически все школы, кроме 2-ой и 6-ой у нас сегодня недоукомплектованы. Я считаю, что эти школы недостаточно работают над повышением качества образования, отсюда и подобное желание родителей отдавать своих детей в другие образовательные учреждения.

Кстати, мы посчитали, во сколько для нашего бюджета обходится образование одного ребенка и выяснили, что в той же 10-ой школе образование одного ребенка обходится гораздо дороже, чем ребенка во 2-ой или 6-ой школе. У нас педагоги, которые работают с 30 детьми в классе, получают ту же зарплату, которую получают их коллеги из «недогруженных» школ за работу с двумя учениками в классе. Если бы и 3-тья, и 10-ая школа показывали качественное образование, такой проблемы, думается, не было бы. К примеру, в школе №10 у нас сложилась ситуация, когда на 46 детей работает около 70 педагогов. Так что это еще и финансовый вопрос, мы не можем содержать школы, где почти по два педагога работает для одного ребенка. Сейчас министерство образования прорабатывает так называемый вопрос подушевого финансирования, т.е. чем больше будет детей в классе, тем больше будет получать соответственно педагог за каждый час своей работы. Хочется отметить, что пока речь о закрытии этих двух школ не идет, мы просто пошли на то, чтобы закрыть там вынужденно первые классы. Но если коллективы вышеназванных школ не пересмотрят свою работу, вина за последствия в дальнейшем будет полностью ложиться на них самих же. Судьба этих школ в руках коллективов, их грамотной работе, расстановке приоритетов и привлечении родителей. Мы не можем бесконечно закрывать глаза на подобные факты. Если в подобных случаях с сельскими школами это для нас государственная политика, поскольку закрытие школ на селе может вызвать еще большие миграционные процессы, то в городе мы на подобную картину закрывать глаза не можем.

Что же касается сельских школ, то здесь тоже существуют серьезные проблемы. К примеру, зачастую уроки по отдельным дисциплинам здесь проводят неспециалисты. Мы разработали комплексную программу «Сельский учитель» для привлечения молодых педагогов в сельские школы, где предусмотрены так называемые «подъемные», в числе которых и оплата жилья для педагогов и т.д. Одним  словом,  будем  поощрять  педагогов,  которые  покажут  результат  в конце каждого учебного года. И это, по нашей задумке, будут весьма солидные премиальные,  поэтому,  думаю,  что через материальное стимулирование мы сможем привлечь педагогов в сельские школы.  

– Возвращаясь к вопросу о профессионализме педагогов. К большому сожалению, многие учителя зачастую не могут предложить нашим детям тот объем знаний, который мы, родители, от них требуем. Министерство образования периодически проводит аттестации по выявлению уровня знаний и соответствия квалификации, но результата от этих мер, которые иначе как формальностью назвать невозможно, мы наблюдать не можем…

– Я полностью с этим согласна. Мы обязательно должны пересмотреть подход к проведению аттестации. Аттестация должна перестать быть формальностью. До сих пор мы всеми способами шли навстречу нашим педагогам, учитывая, в каких условиях им приходилось работать, маленькие заработные платы и т.д. Но сегодня времена изменились, меняются и требования к образовательному процессу, с нас требуют работу сами же родители и нам надо успевать идти в ногу со временем, надо развиваться. Тенденция к повышению качества образования есть, пока она наблюдается не в том объеме, который мы бы хотели видеть, но движение вперед есть. Ключевой фигурой в школе должен быть педагог и все должно зависеть только от него. Сегодня, к сожалению, почетное звание педагога не всегда себя оправдывает, поэтому мы, безусловно, будем пересматривать   стандарты  квалификации наших учителей, каким болезненным бы не был и для них, и для нас этот процесс. Поскольку закрывать на непрофессионализм глаза мы дальше уже не можем, ведь от этого, по большому счету, страдают наши же дети, наше будущее. 

– Возможно, эта проблема отчасти уходит своими корнями и в Университет – основную кузницу педагогических кадров нашей Республики…

– Я бы не хотела ставить вопрос подобным образом, поскольку сложившаяся ситуация напоминает круговую поруку. Университет ссылается на то, что школы выпускают некачественный «продукт», в ВУЗе с ними не справляются и опять эти же люди, теперь уже с кое-как полученным дипломом, возвращаются в школы. Это может продолжаться вечно, но, на мой взгляд, сегодня повышать качество образования нужно, прежде всего, в школах, и только так, через несколько лет, эта проблема может сойти на нет. 

– Еще одним важным направлением работы с подрастающим поколением принято считать вопросы духовно-нравственного воспитания. Насколько известно, программа в данном направлении была принята еще пару лет назад. Что она из себя представляет и каким образом, опираясь на нее, можно расставлять акценты в вопросах воспитания наших детей?

– Это целый комплекс задач, часть которых мы уже смогли реализовать. Для того, чтобы проводить воспитательную работу с детьми, не обязательно вводить какие-то отдельные часы в образовательные программы, этот процесс должен происходить ненавязчиво. Мы должны уметь заинтересовать детей. В рамках этой программы в ряде школ города появились уголки «Моя Родина», а также этнографические уголки – своеобразные музеи.  Мы планируем заказать для всех школ республики осетинские национальные костюмы, а также национальные музыкальные инструменты, чтобы приобщать детей к культуре и традициям своего народа. В каждой школе должны создаваться свои самодеятельные коллективы, исторические кружки и т.д. Если мы будем приобщать своих детей к национальным традициям, воспитывать их в духе патриотизма, негативные влияния времени станут отступать. Такие меры, на мой взгляд, приносят больше практической пользы, чем скучные беседы о нравственности в рамках одного урока.

– И последний вопрос. Из года в год на повестке дня продолжает стоять вопрос возрождения школьной формы. Будете ли Вы ставить вопрос о его реализации?

– Несомненно. Мы обдумываем этот вопрос, и будем искать пути его решения. При этом хочется отметить, что вопрос введения школьной формы – дело ближайшего будущего. О деталях говорить пока преждевременно, но решение вопроса, надеюсь, ознаменует начало следующего учебного года.

Рада Дзагоева

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно