Заур Кабулов: «Сохранение нашего природного и животного мира зависит от нашего благоразумия и, в какой-то степени, порядочности…»

30-10-2017, 14:53, Интервью [просмотров 2496] [версия для печати]
  • Нравится
  • 2

Заур Кабулов:  «Сохранение нашего природного и животного мира зависит от нашего благоразумия и, в какой-то степени, порядочности…»Положение с нашими лесными ресурсами, зелеными «легкими» страны, так же как и с животным миром, стало почти катастрофическим. Могут спросить: но ведь леса вырубались всегда? Да, действительно. Читатели старшего, да и среднего возраста прекрасно помнят, как в догазовые времена вместе с углем население активно использовало дрова. Но вырубка леса проводилась планово, а каждый желающий получал билет и вывозил строго определенное количество дров со строго определенного участка леса. За всем этим бдительно следили лесничие и посты лесничеств на дорогах. Многие, наверное, помнят знаменитый Гуфтинский пост со шлагбаумом. Кроме того, в то же время параллельно с вырубкой проводилась и посадка, чему свидетельство уже поредевшая Дубовая роща, елово-сосновые посадки вдоль дороги Цхинвал-Дзау и т.д. В этих условиях рубка леса практически никак не отражалась на самих лесных ресурсах.

Впервые серьезная опасность над нашими лесами нависла в 20-30-х годах прошлого столетия, когда некоторые нерадивые руководители юга Осетии, в целях «услужения» Тбилиси, стали вывозить ценнейшие реликтовые леса Южной Осетии. Оправдывалось это тем, что лес приносил валютные поступления, но только валюта эта оседала далеко за пределами Республики, а лес уничтожался. В результате практически целиком были вырублены уникальнейшие Джалабетская, Корнисская и ряд других каштановых и буковых рощ. К счастью, вмешательство ученых (в первую очередь супругов Буш) изменило ситуацию. Рубка леса перешла под строгий контроль. Стали закладываться новые лесные массивы. А большая часть Южной Осетии практически стала заповедной зоной.

В 90-х годах лес снова стали рубить варварски, не сообразуясь с обстоятельствами. Рубили все подряд, все породы, от молодняка до лесных великанов, строевой и браковочный лес. Принцип был один: создать себе как можно меньше хлопот. Вот почему стали исчезать деревья вокруг города. Понятно, что время было такое, и само выживание в принципе ставилось во главу угла. Но с тех пор минуло не одно десятилетие и вопрос, почему, как в середине прошлого века, мы не занимаемся восстановительной высадкой, наполняемостью лесных массивов – все также остается открытым. А ведь в природном мире все взаимосвязано и данные вопросы влияют и на проблемы животного мира. Чем все это чревато для всех нас, говорить, видимо, не приходится. Мы фактически рубим сук, на котором сидим. Уникальные природные и климатические данные, обилие лесов и горно-долинная циркуляция воздуха создают в Южной Осетии все условия для долгой и здоровой жизни. Но все это в скором времени может измениться. Уже изменяется, или кто-то не замечает метаморфозы с климатом за последние десятилетия? На сегодня выход только один – каждый, мы повторяем, каждый из нас должен включиться в программу по спасению наших лесов и озаботиться не личной бравадой, а пониманием, что массовый отстрел животных также влияет на общую картину.

Вопросы защиты и сохранения флоры и фауны необычайно актуальны сегодня во всем мире. Не стала исключением и Южная Осетия с ее природой, богатым животным и растительным миром. Но мы почему-то умиляемся, когда газеты и телевидение показывают нам активистов движения «Гринпис», и волнуемся за спасение попавшего в сети кита, чем за судьбу целого лесного массива. Природа – это живой организм, который реагирует на нашу беспечность естественным, но конкретным образом. Не случайно же последние годы ведется скрупулезная работа над выходом Красной книги Южной Осетии, в которой будет собран богатейший материал о флоре и фауне нашего края. Сегодняшний наш разговор с заместителем директора по научно-исследовательской работе Юго-Осетинского Государственного заповедника, дендрологом Зауром Кабуловым, который в эксклюзивном интервью рассказал нам о серьезных проблемах растительного и животного мира нашей страны:

– Расскажите подробнее о состоянии леса и животного мира Республики. Какие изменения произошли по сравнению с советским периодом и чем это чревато?

– Изменения произошли и эти изменения во многом катастрофические. Варварская вырубка леса началась здесь вестись с двадцатых годов прошлого века, когда наши леса обеспечивали дровами не только юг Осетии, но и грузинские районы. Причем валили все подряд, не считая разработки деловой древесины. Все мы прекрасно помним, как по Лиахве, а раньше она была еще полноводнее, сплавляли древесину в сторону Грузии. В результате беспощадной эксплуатации лес истощился, хотя частичная реанимация лесных массивов в советское время произошла. В постсоветcкий период стало еще хуже, хотя все мы понимали вынужденные истоки вырубки. На сегодня бесконтрольная вырубка леса практически прекращена, нужда отпала, но в то же время сейчас никто не озабочен и не спешит с необходимостью решения вопроса хотя бы частичного восстановления былых массивов, посадкой саженцев…

Да что там лес, возьмите облик нашего города. Еще совсем недавно он был красивый, утопающий в зелени, неслучайно эпитет «зеленый город» часто встречался в сторонних характеристиках Цхинвала. А сейчас? С одной стороны за эти годы постарались соответствующие службы, которые по незнанию «поработали» над зелеными насаждениями, с другой – некоторые наши горожане, которые сознательно спиливали деревья перед своими домами по своему разумению.

Что же касается лесных массивов нашей страны, то леса, которые мы считает своим богатством, умирают в прямом смысле слова. Сегодня у нас модно говорить о том, что Южная Осетия можетбыть туристической страной. Да, действительно, у нас очень много красивых мест – это и сами величественные горы, и высокогорные озера, и водопады, и исторические памятники… Но перед тем, как строить планы на будущее, надо уже сегодня позаботиться о спасении местной флоры и фауны.

В настоящее время можно констатировать тот факт, что состояние животного мира нашей Республики испытывает кардинальные изменения. Ведь на протяжении всей истории развития, человек изменяет природу, в том числе и животный мир. Сейчас охота для человека уже не промысел, а чаще развлечение, хобби. С 90-х годов охота на диких животных осуществляется у нас браконьерским способом. Более того, до августа 2008 года в Республике не было ведомства, которое отвечало бы за упорядочение процесса охоты, и вряд ли можно припомнить, чтобы кто-то за столько лет был привлечен к ответственности за нарушение правил охоты и рыболовства, фактически умышленное уничтожение популяции животных.

Сегодня все инстанции, ведомства, которые по долгу службы должны следить за сохранностью животного мира есть. К примеру, в Комитете лесного хозяйства функционирует Управление по защите леса и животных. Работники данного управления фактически каждый день составляют множество актов нарушений. Однако, нерадивых охотников у нас все еще много. Мы маленькое государство, где все друг-друга знают, все друг-другу родственники, и этот фактор во многом влияет на само исполнение наказания, штрафа. Но подобное положение дел в корне неверно. Это неправильный подход. У нас часты случаи отстрела самок медведей, а медвежат, в лучшем случае, подбрасывают в Комитет охраны природы Южной Осетии или пускают в Заповедник. Это не охота, это кощунство. Ведь такие маленькие медвежата, как правило, не выживают, так как приходится их кормить коровьим молоком. С каждым годом популяция туров, серн, оленей сокращается, и если раньше в наших горах их можно было встретить буквально табунами, то сейчас встречаются только единицы.

Мало в наших лесах стало лисиц и зайцев. Любители поохотиться не останавливаются ни перед чем, безжалостно отстреливая редкие виды животных. Кстати, раньше в местной периодике можно было встретить объявления следующего содержания: «Куплю медвежий жир» или же «Куплю когти медведя»... Я рад, что к нашему голосу прислушались и перестали публиковать подобные воззвания, потому что подобные объявления являлись своеобразным стимулом, призывом для нерадивых охотников. Сегодня охотники – это люди с оружием, которые иногда забивают животных автоматной очередью.

Раньше, в советское время, лесные хозяйства и лесничие следили за состоянием леса и животных. Сегодня лесничих, как таковых уже нет. Единицы. При этом понимание охраны животного мира должно прийти к каждому нашему гражданину. Ведь это наша земля, нам и нашим детям здесь жить. И если раньше, до 90-х, животные чаще всего погибали во время природных катаклизм, то сегодня мы сами уничтожаем все то, что осталось от прежнего богатого животного мира. Старшее поколение еще будет помнить 1985 год, когда выпал очень большой снег, около двух метров. В тот год из-за нехватки еды погибло очень много диких кабанов. Они на территорию Южной Осетии были завезены в 1968 году и очень быстро размножились. В том же году погибли и среднеазиатские яки. Три года назад мы попытались восстановить популяцию дикого кабана, за счет средств заповедника закупили их, но «африканская чума» уничтожила завезенных животных.

На севере Осетии также большие проблемы с браконьерством. Причем, там, с одной стороны, охотники беспредельничают, а с другой – пограничники в горах.

Не лучше обстоят дела и с рыбой в наших реках и озерах. И если в 1960 годах в Южной Осетии еще было очень много рыбы, ее буквально можно было ловить руками, то сейчас рыба осталась фактически только в Зонкарском водохранилище и в реке Малая Лиахва. Естественно, не в прежних количествах. Долгое время браконьеры также незаконными методами уничтожали рыбу. Это и сеть, и электрический ток... Надо восполнять водные биологические ресурсы. Но, к сожалению, работа в этом направлении практически не ведется. С перелетными птицами у нас те же проблемы. Наблюдательные горожане уже который год замечают, что ласточек, соловьев стало намного меньше. Элементарно, в доме Правительства, почти что над каждым окном имелось птичье гнездо... Все в мире природы взаимосвязано.

– А растительный мир, его разнообразие? Какова ситуация флоры Южной Осетии на сегодняшний день?

– Надо сказать, что богатое разнообразие растительного мира Южной Осетии издавна привлекало внимание ученых. Мы прекрасно помним известных российских ученых, супругов Буш. Они в 30-х годах основали в высокогорном селе Ерман Дзауского района горно-луговой стационар по изучению и описанию флоры, где долгие годы проводились научные исследования растительности высокогорья. В последующем в Южной Осетии целенаправленной научной работой по изучению растительного мира, к сожалению, уже никто не занимался. В 2015 году была издана моя книга о деревьях и кустарниках, произрастающих на территории нашей Республики – «Дендрофлора Республики Южная Осетия». В этой книге возникший пробел в данной области частично восполняется.

Вообще, мы очень безответственный народ. Мы элементарно не смогли сохранить эту станцию, созданную супругами Буш, а ведь она была уникальная. После начала войны, в 1991 году несколько семей из села Гнугъ переселилась в Ерманский горно-луговой стационар. На остовах станции они построили себе дома, а на местах их разработок сделали скотный двор. Так мы сами, своими руками, уничтожили уникальный горно-луговой стационар.

Есть ли в Южной Осетии виды животных, которых уже невозможно встретить в наших лесах?

– Сегодня говорить о полном исчезновении какого-либо животного, к счастью, говорить не приходится. Кроме переднеазиатского леопарда, который являлся исторически ярким представителем фауны нашего края, и в отличие от тех же кабанов и яков, не был завезен в наши леса, а издревле обитал в горных просторах юга Алании. Последнюю особь браконьеры убили в Знаурском районе еще в середине прошлого века.

Но кроме леопарда многие животные и сегодня находятся на грани исчезновения. И чтобы наши леса окончательно не опустели, надо много раз подумать, прежде чем спускать курок.

Сейчас в Северную Осетию собираются завезти и выпустить в леса того же переднеазиатского леопарда, но приживется ли он снова в наших лесах, сказать сложно. Фауна заметно оскудела. Леопарды зачастую пересекают большие расстояния, а значит в поисках пищи могут покинуть наши горы. Еще раз повторю, все в этом мире, в том числе и животном, взаимосвязано. И каким он будет в будущем зависит только от нас. От нашего благоразумия и в какой-то степени порядочности.

– Ну и пару слов о готовящейся Красной книге, о которой, мы знаем, Вы заранее не любите говорить.

– Редколлегия Красной книги состоит из 8 человек. Исполнителей, а это зоологи, дендрологи, микологи, орнитологи – 28 человек. Ценность этой книги сложно описать словами. Здесь собраны материалы об исчезающих и редких видах животного и растительного мира нашего края. Работаем мы над ней с 2009 года. Но уже вышли, что называется, на финишную прямую, совсем скоро состоится презентация этой книги, и мы сможем представить на суд читателей собранный нами материал. Ориентировочно презентация Красной книги Южной Осетии состоится на площадке Государственного комитета информации и печати РЮО.

Козаты Рена

Цхуырбаты Мадина

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно