Юго-Осетинский Госдрамтеатр: открытие сезона, новые постановки, конкретные творческие планы и «вечное» ожидание возвращения домой

17-10-2017, 12:33, Интервью [просмотров 2300] [версия для печати]
  • Нравится
  • 4

Юго-Осетинский Госдрамтеатр: открытие сезона, новые постановки, конкретные творческие планы и «вечное» ожидание возвращения домойИтак, театральный сезон в Южной Осетии, пусть и с небольшим опозданием, начался. Начался не с «Фатимы» незабвенного Коста, как ожидалось и анонсировалось, а с пространной постановки островского «Леса». Но смена «стартующего» спектакля – мера вынужденная. Здание театра, чья сдача в эксплуатацию уже традиционно переносится из года в год, все еще не готово. Условий в Д/к «Совпроф», где уже который год ютится труппа театра нет, и главное сама сцена попросту не приспособлена под театральное действие. А играть «Фатиму» с одними неменяющимися декорациями художественный руководитель Госдрамтеатра им. К. Хетагурова, а по совместительству и режиссер спектакля, справедливо отказывается. О том, что ждет нашего зрителя в текущем сезоне, о планах и перспективах труппы и о самой драме стройки драматического театра в интервью нашей газете рассказал художественный руководитель Юго-Осетинского Государственного драматического театра Тамерлан Ефимович Дзудцов:

– В начале августа труппа театра вышла из отпуска, и мы стали активно работать. Работать и готовиться не только к открытию очередного театрального сезона, но и, что в данной ситуации важнее, к долгожданному открытию возрожденного здания Госдрамтеатра. Однако, вскоре стало ясно, что здание к очередному обозначенному сроку вновь не будет сдано, слишком много пока недоделок, все еще солидный фронт работы, поэтому нам снова пришлось корректировать свои планы и свою работу, поскольку некоторые постановки были завязаны под будущую вращающуюся сцену, где возможна смена декораций. Поэтому было решено начать сезон со спектакля «Лес» Островского, в постановке приглашенного московского режиссера, представляющего Малый театр Андрея Цисарука. Начинать работу над рядом других спектаклей с ориентиром на новое здание театра я пока не хочу, поскольку опять-таки сроки сдачи объекта все еще туманны, и если мы сейчас начнем готовиться, а потом придется ждать, то актеры просто-напросто могут перегореть.

– Но Вы же можете хотя бы озвучить постановки, которые ждут своего часа, и находятся в «театральном портфеле» на нынешний театральный сезон.

– Да, конечно. Здесь, кстати, тоже сложилась любопытная ситуация, но уже со знаком плюс. У нашего театра с советских времен практически всегда ощущался режиссерский голод. Нехватка режиссеров была хронической проблемой. Когда я пришел в театр, то рядом вообще никого не было. Для актера, как и для самого театра в плане развития, это не очень хорошо. Ведь разнообразие режиссеров, это как и разнообразие ролей – новое видение, новые идеи, новая интерпретация... Так вот, в этом году у нас получается просто фейерверк режиссеров. Это и молодые режиссеры, которые по юго-осетинским квотам окончили Щукинское училище – Ян Яновский, Казбек Джелиев, Алан Тигиев и Ацамаз Качмазов, чему мы очень рады. Конечно, мы будем рассматривать их заявки. Казбек Джелиев собирается ставить пьесу Георгия Хугаева «Черная бурка», Ацамаз Качмазов хочет представить «Брак поневоле» Мольера, Ян Яновский сосредоточился на пьесе В.Володина «Две стрелы», а Алан Тигиев хочет реализовать проект «Последний поход Урызмага» по пьесе Таи Сапуриной...

Кстати, история происхождения последней пьесы интересна. Автор, Тая Сапурина, живет на Урале и по мотивам Нартского эпоса подготовила вот эту пьесу на двоих. Пьесу я случайно нашел в интернете, меня она заинтересовала и я в свою очередь порекомендовал ее Алану Тигиеву. Сейчас мы ждем ответа автора на разрешение постановки, а после будет интересно посмотреть, что из этого получится. В любом случае Алан Тигиев собирается работать именно по теме Нартиады.

Помимо этих молодых режиссеров у нас ожидается постановка Розы Бекоевой по пьесе Дабе Мамсырова «Æф-хæртты Хасана». Напомню, что до этого она уже ставила «Чаша, секира и плуг» и «Что скажут люди». Валера Цариев предложил поставить сразу несколько пьес – ранее он представил работу «Гибель нартов» Лемзы Тибиловой. Гиви Валиев, северо-осетинский актер, окончивший в этом году режиссуру хочет поставить пьесу французского драматурга Сартра «Непогребенные мертвецы» или «Генералы в юбках» Жана Ануя.

Это что касается поданных проектов. На сегодняшний день же мы уже работаем над спектаклями: «С четверга до четверга» итальянского автора А. Бенецетти (режиссер Фатима Качмазова), «Волки» по пьесе М.Гучмазова (режиссер Василий Техов), по сценарию Марины Дзигоевой ставится «Арвы айдæн» основанный на осетинских народных сказках (режиссер Сармат Котаев). Сам я также уже приступил к подготовке спектакля «Антигона» Жана Ануя, куда привлек «новобранцев» нашего театра, молодых актеров, закончивших в этом году актерский факультет СОГУ.

Так что в плане режиссуры у нас большой прорыв. Сейчас обговариваются рабочие моменты. Надо сделать так, чтобы вся труппа была задействована, чтобы никто никому не мешал, и при этом качество представляемой продукции было на соответствующем уровне. Некоторые постановки, возможно, будут перенесены на следующий сезон. К примеру, национальную трилогию («Скифы». «Сарматы», «Аланы»), которая давно сидит у меня в планах, в полном объеме реализовать в течение года я вряд ли успею. Но в создавшейся ситуации могу сказать следующее, при благополучном стечении обстоятельств, опять-таки имеется ввиду своевременная сдача здания театра, мы уже в этом году могли даже вернуться к практике советского времени, когда Госдрамтеатр перед началом сезона реализовывал годовые абонементы в театр, где заранее были прописаны все спектакли на год, в том числе и премьеры, и обозначены не только даты, но и время представлений. Во-первых, это справедливое отношение к нашему зрителю, а конкретика дат постановок в свою очередь мобилизует труппу. Я думаю, к этой практике мы обязательно вернемся.

– По датам премьер мы Вас пока не будем спрашивать, потому что, понятно, многое упирается в сроки сдачи здания Госдрамтеатра. Но предложенный перечень постановок завязан еще и на вопросе увеличения, в данном случае значительного, финансирования. Насколько руководство театра готово к этому?

– Совершенно верно. Мы не были готовы к такому, скажем прямо, режиссерскому наплыву, поэтому, по обыкновению, закладывались средства поменьше. Да, расходы увеличиваются, но ведь не все из предложенных постановок масштабные. Есть спектакли, в которых расходы минимальны. То есть можно переделать декорации, использовать костюмы с других пьес. Режиссеры это все понимают. Не все постановки требуют помпезных декораций, в конечном счете, они могут и не соответствовать самому спектаклю. Конечно, говорить о том, что трилогию и «Фатиму» можно как-то ограничить в финансовом плане нереально. Это действительно масштабные и мощные постановки как в плане финансовом, так и моральном, эмоциональном. Если их делать, то делать только так, чтоб не стыдно было показать. Чтоб было сразу понятно, кто мы и ради чего мы жили, показать всю мощь предков, æгъдау и честь осетин. Все упирается в наличие сцены. В этом году очень хочется представить также на суд зрителя хотя бы «Скифскую царицу Томирис» – первую часть трилогии. Сама пьеса готова, и если театр будет сдан в этом году (во что я, честно говоря, исходя из реалий, не верю), то где-то в мае месяце мы сможем увидеть Томирис.

Как я уже сказал, нереально показать все вышеупомянутые постановки в одном сезоне. Конечно, все спектакли мы рассмотрим, но в любом случае, я думаю, у нас получится очень неплохой сезон. Более того, хочется привлечь еще режиссеров из Москвы и Санкт-Петербурга. У нас хорошие контакты с Малым театром, с театром на Таганке, с Губернским театром, которым руководит С.Безруков… До этого была договоренность с театром Абхазии по обмену режиссерами. Если работа пойдет в этом русле, то это очень хорошая практика как для режиссеров, так и для актеров.

– Еще одна известная проблема театра – это штаты. Актерские ВУЗы Москвы и Петербурга заканчивают мо-лодые актеры, но принять их на работу не всегда получается. В то же время в труппе есть актеры, которые давно не задействованы в постановках, не участвуют порой в силу возраста.

– Это серьезный и очень деликатный вопрос. Да, есть такие актеры, которые в силу возраста уже не выходят на сцену, но среди них люди, которые сделали наш театр звучным и узнаваемым. Мы не можем им просто сказать «Спасибо, но нам нужны места для молодых актеров». Это просто не этично. И в этом вопросе есть еще один фактор, который тормозит их уход со сцены – они очень хотят увидеть возрождение своего родного театра. Театра, который стал, по сути, их вторым домом. Театра, за которого болела душа столько лет. И многие из них надеются сыграть на новой сцене хотя бы эпизодическую роль. Это очень важно в плане преемственности поколений. С другой стороны, посмотрите, как Людмила Графовна сыграла в спектакле «Сказ о матери» не смотря на возраст. Вы сами писали, что, по сути, она и тащила весь спектакль на своих плечах, а по самой актерской игре представители следующего поколения, также задействованные в спектакле, ей уступали.

– Каковы гастрольные, фестивальные планы?

– Я уже озвучивал, что мы сами хотим после ввода в эксплуатацию здания театра открыть международный фестиваль с пока рабочим названием «Кавказский дом». Новый театр нам позволяет устраивать такого рода мероприятия. Что касается поездок, то в этом году в ноябре собираемся на фестиваль «Сцена без границ», который традиционно проходит во Владикавказе. А в первом полугодии следующего года планируем подать заявки и посетить хотя бы два-три фестиваля обязательно. Есть гениальный перевод В.Гобозова «Борис Годунов», и я очень надеюсь, что у нас получится поехать и на Пушкинский фестиваль тоже. Это, кстати, еще одна из планируемых постановок на текущий сезон. Так что планов много, и, главное, есть неуёмная жажда работы.

– А традиция выездов труппы со спектаклями в районы страны, села будет продолжена?

– Обязательно! Нам не стоит забывать, что практически вся наша интеллигенция вышла из сел и деревень. И если в зале собирается хотя бы пятеро детей, то не должен вставать вопрос о том, играть или не играть им спектакль. Начнем с того, что в селе, возможно, больше и нет детей. И откуда мы можем знать,кем станут эти дети в будущем. Вдруг один из них станет корифеем театра, или выдающимся театральным критиком, или драматургом. И, возможно, этот наш приезд в деревню станет переломным моментом в чьей-то жизни. Я понимаю, что пятеро детей кассу не сделают. Но у нас государственный театр. И зарплата у нас государственная. Поэтому еще раз повторяю, для детей играть обязательно. Это, прежде всего, идеология.

– Ну и в заключении, поскольку Вы находитесь в соответствующей комиссии, несколько слов по театральному долгострою. В чем причина такой затяжной работы, о самом качестве работ и возможных сроках сдачи.

– Все действительно очень запутано и тут, пожалуй, могут разобраться только специальные органы. Проверку проводить надо. Очень много работ делалось второпях под очередные сроки, после чего многое приходилось переделывать. Это и внутренняя отделка и внешняя. Это и вопрос той же сцены, которую до сих пор не установили, а ведь с момента начала ее установки технологический процесс займет примерно три месяца. Отдельные вопросы были по акустике. Мы добились приезда специалистов по данному направлению, которые внесли свои корректировки, в том числе и по материалам, из которых отделан зал…

Вся проблема в том, что проект изначально не был согласован с руководством театра и министерством культуры. Всех этих недочетов можно было спокойно избежать. А так проделано столько лишней работы. Когда мы, наконец, смогли влиться в рабочий процесс, стройка уже шла полным ходом, нам приходится уже по ходу все корректировать и выходить из ситуации с минимальным ущербом и максимальной пользой для полной функциональности театра. Конечно, так работать нельзя. Это просто не серьезно. Но мы все же добились того, чтобы нам поменяли дизайн, зал и сцену. Потому что изначальный проект был фактически проектом киноконцертного зала с типичным западным оформлением. Нам же нужен театр в национальным стиле с национальным орнаментом, росписями. Что касается сроков, то полноценной сдачи здания Госдрамтеатра в этом году вряд ли стоит ожидать. Слишком много нареканий пока. Но, как говорится, через тернии к звездам…

Мадина Цховребова

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Популярно