Руслан Дзаттиаты: «Цхинвал таит в себе еще много неразгаданных тайн…»
22 ноября исполняется 80 лет со дня рождения известного осетинского историка, археолога, доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РЮО и РСО-А Руслана Георгиевича Дзаттиаты. Руслан Георгиевич и сегодня в строю, активно занимается научной деятельностью. К слову, не так давно, в сентябрьском номере нашей газеты был опубликован его материал, касающийся обязательных элементов при воссоздании внешнего облика здания Госдрамтеатра.
Мы от всей души поздравляем Руслана Дзаттиаты со славным юбилеем, желаем здоровья, дальнейших успехов и научных изысканий. А читателям предлагаем одно из последних его интервью, данных нашему изданию.
Казалось бы, про нашу древнюю столицу сказано уже немало. Ученые в разные годы достаточно подробно изучали исторические корни Цхинвала, и на многие основные вопросы, ответы мы вроде бы знаем. Однако довольно часто, если не сказать регулярно, на территории города обнаруживаются древние захоронения, остатки сооружений прошлых веков, подземные ходы и многое другое. На вопросы, возникающие по этому поводу, даже специалисты разных поколений часто дают противоречивые комментарии, а иногда и вовсе затрудняются ответить. При всем при этом тема эта очень интересная и объемная. Напомним, что в прошлом году, по утверждению ряда историков, нашему древнему городу Цхинвал исполнилось ни много ни мало 1760 лет. Для сравнения, в следующем году Москва будет праздновать 870 лет со дня образования.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью известного археолога, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Северо-Осетинского Института гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева Руслана Дзаттиаты.
– Руслан Георгиевич, в последнее годы Цхинвал являл собой этакую большую строительную площадку: шла замена городских канализационных, газовых, водных и других коммуникаций, менялось дорожное полотно. В результате были перекопаны практически все улицы города. При этом во многих местах обнаруживались подземные строения, захоронения, остатки стен и многие другие свидетельства древних, и не очень древних, поселений. Очень многим хотелось бы знать более подробно о периоде образования нашего города, его истории. Некоторые специалисты считают, что лучшие комментарии по этому поводу можете дать именно Вы.
– Не знаю как насчет лучших, но кое-какие комментарии я дать, конечно же, могу, поскольку являюсь коренным цхинвальцем, достаточно плотно изучал историю родного края, да, собственно, и профессия у меня такая. Начнем с того, что немало фактов мне в свое время рассказали представители старшего поколения, воочию видевших восстановление Цхинвала после геноцида 1920 года, когда не только по Цхинвалу, но и по всей Южной Осетии грузинские меньшевики прошлись что называется огнем и мечом. Да и сам я, как представитель своего поколения, многие изменения последнего времени видел собственными глазами.
Когда я родился, город был намного меньше, и где сейчас проживает достаточно большое количество людей, например, на улице Героев, ЦАРЗ, и, вообще, большая часть современного города, представляла из себя поля, пустыри, сельскохозяйственные угодия, сады и прочее. В детстве мы по этим территориям ходили ловить вальдшнепов, забирались в чужие сады и т.п. То есть, то, что сейчас мы считаем в некоторых случая даже центром города, в те времена было глубокой периферией. И это, думаю, помнит еще достаточно большое количество жителей нашей столицы.
Если же обратиться к временам древним, к истокам, то хотя официально датировка города обозначена III веком, можно с полной уверенностью говорить, что территория современного Цхинвала была населена как минимум с бронзового века, это около трех тысяч лет назад. Более раннего периода археологические памятники и другие свидетельства мне лично не известны. Однако, начиная с периода бронзы, здесь обнаруживаются различные предметы культуры и обихода, особенно в верхней, северной части города. К примеру, это район бывшего селения Дргвис. В этих местах, во время строительства жилых домов, были обнаружены характерные предметы обихода человека эпохи бронзы. Еще более интересные находки были обнаружены на территории бывшей фабрики бельевого трикотажа и в ее окрестностях, в северо-восточной части города. Дело в том, что там при добыче глины обнаруживались древние погребения, предметы из которых приносили в музей и в научный институт, и впоследствии они получили довольно широкую известность.
– Эпоха бронзы – это довольно ранний период. А какие свидетельства жизни людей более поздних периодов были найдены здесь?
– Что касается более позднего времени, то и тут находятся различного рода свидетельства. Скажем, в одном из дворов по улице Васо Абаева, была обнаружена великолепная маленькая статуэтка двадцати сантиметров высотой. Изображала она парфянского воина. Очень красивая, изящная работа эпохи раннего средневековья. Из археологических памятников того времени на территории города можно назвать и очень интересную находку по улице И. Харебова. Сейчас там целый жилой квартал. Так вот, здесь была обнаружена целая хозяйственная постройка, в которой, что интересно, была расположена неплохо сохранившаяся давильня для винограда, с каменным основанием. Другой пример – в самом конце улицы М. Туганова находили большие, иногда просто очень большие, кувшины для вина. Глубина этих кувшинов с лихвой превышала средний рост человека. То есть, коммерческое, если так можно выразиться, виноделие, видимо, было достаточно хорошо развито. Кроме того, часто находили глиняные саркофаги того времени. В музей также поступали предметы Сасанидского времени. Это пятый-шестой век нашей эры, что определяется в основном по монетам той эпохи (на них характерные надписи, профили царей, и т.д.). Династия Сасанидов правила в те времена Ираном, и не только. Границы их владений в Закавказье, в разные времена, доходили почти до самых южных рубежей Главного Кавказского хребта. Предметы культуры Сасанидов были найдены в могильнике, который был обнаружен на перекрестке современных улиц Сталина и И.Харебова. Сейчас там жилой дом, а на месте обнаружения могильника – мусорные баки. И смех, и грех, как говорится. Однако, повторю, в этих местах городские кварталы возникли совсем недавно.
– А где же, в таком случае, был в те времена сам город? По каким местам проходили его границы?
– Северо-западные границы города проходили там, где сейчас расположен магазин «Фарн» и Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Если же уходить еще дальше вглубь веков, то Цхинвал раньше представлял из себя крепость, нижние границы которого заканчивались чуть ниже места, где до войны был магазин охотников и рыболовов. А на юге граница естественным образом проходила по реке. Чуть выше, в сторону улицы В. Абаева, на пригорке располагалась кладбищенская церковь, ее остатки (вход) хорошо видны даже сейчас. От нее, вплоть до здания Центральной аптеки, простиралось кладбище. Даже сейчас здесь можно найти каменные могильные плиты, хотя большинство из них давно еще были увезены. Основная часть из них пошла на строительство стен здания бывшей исправительно-трудовой колонии. Кощунство, конечно, но тогда времена были другие…
Еще один интересный момент. В этом районе, районе Старого города, проходили подземные ходы, по которым можно было передвигаться не нагибаясь. Этакие катакомбы, по которым, случалось, бродили дети, а иногда даже взрослые. Вообще, именно это место в городе представляет, на мой взгляд, наибольший интерес для археологических работ. Хотя сейчас опять все застраивается... Понятно, что строить надо, просто обнаруженные в процессе стройки захоронения надо сначала раскапывать, изучать подробно, а потом уже застраивать. Во всем мире так и делается. Другое дело если обнаружить большой, оригинальный, непохожий на другие, памятник. Тут уж его нужно будет сохранить. Ну и для примера – два места в городе, где практически ничего нельзя найти, это современные улицы Комсомольская и Островского, потому что они по всей их длине были руслами небольших ручьев.
– Ваши комментарии о том, что Цхинвал в прошлом носил неофициальное название «город тридцати семи церквей». Действительно ли на такой небольшой территории могло быть подобное количество святых мест?
– Вполне возможно. И я, как историк и археолог, охотно допускаю подобное. Более того, Вы правильно подметили в вопросе – «святых мест», поскольку в прошлом многие церкви строились сознательно именно на местах национальных дзуаров, веками намоленных местах. И сейчас по всему периметру Цхинвала можно обнаружить остатки очень большого количества культовых сооружений. Некоторые из них сохранились вполне сносно, от иных остались только основания или фрагменты стен. Цхинвал всегда располагался на геополитическом пересечении. Не раз уничтожался полностью. Поэтому за столько веков многие сооружения подобного рода могли просто не дожить до наших дней...
– В прошлом вода в город поступала из Лиахвы, и, судя по всему, жителям города приходилось ее банально носить ручным способом…
– Разумеется, ведь Лиахва в то время была чистая, прозрачная и абсолютно точно пригодной для питья. Но был и другой водопровод. Да, да, именно водопровод. Не сильно похожий на современные, однако и в то время люди дела ли трубы из керамики, небольшими секциями, вставляя их друг в друга. Вода по нему регулярно поступала в город из места всем нам хорошо известного под названием Кусрет. Там было озеро, немного заболоченное, но вода там была тоже чистая и пригодная для питья.
– Бытует и такая версия, что в одно время город вообще располагался на территории современного селения Прис?
– Чуть ниже села Прис, действительно, было достаточно большое, по тем временам, поселение, но это было совсем другое поселение. Название его нам и сейчас прекрасно известно – Згудер. Многие думают, что это своеобразное название кладбища. Да, сегодня мы так называем именно кладбище, но ведь и это обозначение произошло от древнего названия местности, где оно впоследствии образовалось. По историческим меркам еще совсем недавно, в конце позапрошлого века, и даже в самом начале прошлого, там вели достаточно активный образ жизни давние и постоянные насельники этой местности.
Но потом, в двадцатые годы прошлого века, после геноцида, когда все осетинские дома в этой местности были сожжены, местные жители оттуда ушли и больше не вернулись. Там и сейчас можно без труда обнаружить остатки тех самых домов и построек. Сейчас, естественно, на данной территории никакие раскопки уже провести невозможно, не будем же мы ворошить могилы, но я уверен, что и там можно было бы обнаружить массу интересного для современного ученого.
Вообще, вся территория Южной Осетии в археологическом плане представляет большую ценность, но даже здесь город Цхинвал занимает особое место. Сейчас у нас мало занимаются научными раскопками, но в будущем, я думаю, наша земля еще многое расскажет. Вполне возможно, что здесь еще очень и очень много неразгаданных тайн, «прочитав» которые можно пролить свет на самые неизведанные страницы истории нашего древнего народа...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.