Асланбек Бутаев. Служение осетинскому слову

Асланбек Бутаев. Служение осетинскому словуРедактор первой осетинской газеты преследовался в царское время и был репрессирован советской властью

 

23 июля, в воскресенье, будет отмечаться День работника средств массовой информации Республики Южная Осетия. В этот день в 1906 году на севере Осетии вышла первая светская газета на осетинском языке – «Ирон газет». Говоря об этом периодическом издании, мы порой забываем отметить усилия организаторов газеты, и, в первую очередь, ее главного редактора Бутаева Асланбека Саввича. Вклад первопроходцев печатного слова не должен оставаться безвестен.

 

А. Бутаев родился на севере Осетии, в 1878 году в селении Салугардан, тогда оно входило во Владикавказский округ Терской области Российской империи. Вот что пишет в своей книге Ю.В. Хоруев «Печать Терека и царская цензура» о детстве этого общественного деятеля: «В семье его отца Саввы Дадиевича было восемь детей: пять мальчиков и три девочки. Семья жила небогато, денег на образование детей не хватало, но тяга к знаниям была огромной, и высшее образование получили почти все».

Асланбек был старшим среди детей, после окончания церковно-приходской школы он поступает в Александровскую духовную семинарию в селении Ардон. Это учебное заведение, более известное как Ардонская семинария, было центром просвещения для осетин, в его стенах училась и молодежь с юга Осетии.

После окончания Ардонской духовной семинарии в 1897 году, перед А.Бутаевым встала дилемма – служить в церкви священником или пойти учительствовать. Молодой человек выбрал последнее, отработав средства, выделенные ему казной на учебу в должности учителя школы в родном селении Салугардан. Пытливый ум и энергия не позволили А.Бутаеву долго обретаться в рамках мира сельского учителя. В 1900 году он поступает на заочное отделение Тартуского университета. Чтобы внести первый взнос за учебу, отец продал единственную корову, однако этих денег хватило только на один семестр. Последовало отчисление «за неуплату», учебу удалось возобновить только после того, как А.Бутаев начал практиковаться в частной адвокатуре.

И тут появилась возможность устроиться на хорошо оплачиваемую работу, правда, в дальних палестинах – два года А.Бутаев работает в должности управляющего крупной имперской типографией в г. Ашхабад, тогдашнем центре Туркестанского округа. Здесь же он получает первый опыт руководства периодическим печатным органом, пребывая некоторое время в должности редактора главной региональной газеты «Закаспийское обозрение».

По возвращении во Владикавказ А.Бутаев окунается в общественную жизнь, которая бурлила на фоне определенных свобод, последовавших после первой русской революции 1905 года. Среди целей, которые он поставил перед собой, было издание светской газеты на осетинском языке. И у него нашлись единомышленники.

Инициатива А.Бутаева по изданию газеты на родном языке, конечно же, не была первым такого рода намерением. И до него предпринимались попытки создать печатный орган, в числе энтузиастов печатного дела необходимо назвать А. Канукова, А. Кубалова, Д.Газданова, Г.Баева и др. В январе 1906 года Асланбек Бутаев ходатайствует перед властями Терского округа о разрешении издавать газету под названием «Фидиуæг» («Глашатай»), но его просьба была отклонена.

Однако этот отказ не сломил его упорства, и в апреле 1906 года Асланбек Бутаев все же добивается разрешения на издание осетинской газеты, но уже под другим названием. Образовалась и редколлегия, в которую входили, кроме него самого, также представители осетинской интеллигенции: Ц. Гадиев, Ц. Амбалов, Дз. Газданов, С. Коченов, А. Кануков и К. Уртаев. Обсуждалось и название газеты: «Хурзæрин» («Рассвет»), «Фæдис» («Набат»), «Хур» («Солнце»), выбор остановили на «Ирон газет» («Осетинская газета»).

Редактором нового издания утвердили А.С. Бутаева. 20 июля 1906 года в набор были сданы все материалы газеты, еще через два дня в типографии Шувалова были набраны гранки. Чтобы работа шла быстрее, в наборе газетного текста принимали участие члены редколлегии.

23 июля 1906 года первая светская газета на осетинском языке вышла в свет. Тематика издания была самая разнообразная, не оставался без внимания и юг Осетии. Так, во втором номере под рубрикой «Из Южной Осетии» появился очерк Цомака Гадиева «Гудское ущелье». Автор очерка подчеркивает, что одной красотой природы и величием гор сыт не будешь, «скалы хлеба не родят, а камнями питаться нельзя». Эта заметка еще раз подтверждает тот факт, что Гудское ущелье представлялась не иначе как часть Южной Осетии.

Газета распространялась по всей Осетии, доставлялась в российские регионы в места компактного проживания осетин. Издание становилось популярным, от номера к номеру статьи в газете становились острее.

Неудивительно, что вскоре цензура усмотрела в «Ирон газет» антиправительственный дух. 20 августа по приказанию генерал-губернатора она была закрыта, а А.Бутаев был отправлен в тюрьму. Обвинение были явно сфабриковано, сперва редактору вменяли то, что при обыске у него в доме нашли револьвер, после – в том, что тот пытался украсть шрифт в типографии… После двух месяцев следствия А.Бутаева из-за недоказанности обвинений выпустили, но с предписанием в течение 3 дней покинуть Терскую область.

После свержения самодержавия на Кавказе началось политическое брожение, возникла так называемая Горская республика, в которую вошли территории Дагестана, Чечено-Ингушетии, Осетии и других горских областей. А. Бутаев стал одним из активных деятелей Второго горского правительства.

С окончанием Гражданской войны он работал на разных государственных должностях. В конце 1920-х Бутаев подвергся гонениям из-за своего «буржуазно-националистического» прошлого. В 1928 году его снова посадили в тюрьму, в этот раз это сделала уже Советская власть.

Освободившись, в 1931 году А. Бутаев с семьей переехал в Москву, но и здесь его преследовал злой рок. 24 июня 1938 года он был арестован органами НКВД Московской области. Его обвинили в том, что он «на протяжении ряда лет проводил контрреволюционную шпионскую деятельность в пользу некоторых иностранных разведок». В сентябре 1939 года Военный трибунал Северо-Кавказского военного округа вынес приговор – расстрел.

Приговор был приведен в исполнение 30 ноября в полночь в Орджоникидзе. Асланбеку Саввичу Бутаеву было 63 года.

Подготовил С. Остаев

Асланбек Бутаев. Служение осетинскому слову


Опубликованно: 22-07-2023, 20:31
Документ: История > https://respublikarso.org/history/4892-aslanbek-butaev-sluzhenie-osetinskomu-slovu.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад