Южная Осетия. Хроника повседневности |
История нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №1-42).
Светало. Зимнее утро только-только открывало свои глаза, пытаясь рассмотреть мир через ночную темень, а по тропинке, ведущей к деревенской школе, уже шла бабушка Люба. На спине у нее прикорнула внучка Зарина, успевшая снова заснуть, как только они вышли из дома. Скрип свежего снега заглушал сопение ребенка, обхватившего ручонками шею бабушки. Женщина уходила в школу, где работала истопницей, еще в сумерках. Необходимо было пораньше растопить печки в учительской и в классных комнатах. Иногда приходилось брать внучку с собой. Еще немного и бабушка Люба остановилась перед дверью в школьное здание, придерживая рукой спящего ребенка, она достала из кармана полушубка большой амбарный ключ и со скрежетом провернула его в замке. Надеясь не разбудить ребенка, бабушка Люба попыталась осторожно спустить внучку со спины и уложить на скамейку. Куда там! Казалось, что девчушка только этого и ждала. Сна как не бывало. Пока женщина колола щепки и разжигала огонь в печке, внучка носилась по классу среди парт. Взобралась на стул учителя и громко крикнула: «Вот вырасту, стану учительницей и всем поставлю двойки!». Бабушка Люба, привыкшая к своей маленькой егозе, только улыбнулась: «Какой вредный растет ребенок!». …Вскоре хлопнула дверь, и в сени вместе с холодным воздухом вошел директор школы, через некоторое время учителя, за ними ученики. Начались занятия. Бабушка Люба университетов не заканчивала, но отличалась врожденной любознательностью. Во время уроков она постоянно находилась в школе, поддерживая огонь в печках. Обычно, задерживаясь в классе во время урока, садилась на последнюю парту. Внимательно слушала рассказы учителей, все запоминала, а позже порой и поправляла их... Но в этот раз ей пришлось сразу же возвращаться обратно домой – непоседа внучка не дала бы провести урок учителям. До 60-х годов практически в каждом селении были школы. В небольших деревнях – начальные четырехлетние, в больших населенных пунктах – семилетние, в районных центрах – средние учебные заведения. Но история народного просвещения в Южной Осетии начиналась с церковно-приходских школ. Первыми учителями были священники, после создания министерских школ образованием детей стали заниматься учителя-миряне. В учебных заведениях занимались не только мальчики, в 1866 году в селении Дзау действовала т.н. «девичья школа», в которой учились двадцать девушек. Правда, это учебное заведение просуществовало недолго, и вскоре мальчики и девочки стали учиться вместе. В 1869 году учитель школы в с.Дзау Григорий Санакоев указывает в рапорте на имя своего начальства: «В школе обучается детей до 45 душ. Ученики сии доныне проходили: 1) по практическому русскому языку: они почти все знают до 80 русских слов, в домашнем быту часто употребительных: знают название предметов, нескольких глаголов и могут перевести с осетинского на русский язык разные малые предложения, и отвечают на вопросы: что находится в классе? Какая польза и разница классных предметов? Могут спрашивать друг друга разные фразы, как-то: где он был, что он делал? Кто его отец? Где он живет? 2) Из арифметики считают и решают по-русски и по-осетински до 10-ти чисел. 3) Из пения большинство учеников могут свободно пропеть русские песни: «Лебедь и сокол», «Народный гимн», «Боже царя храни», «Бог не оставляет сироту» и «Козлик». 4) Из гимнастики знают несколько движений и мерными шагами умеют ходить. 5) Из черчения знают: точки, линии, углы. Все сие проходят ученики наглядно». В своем рапорте учитель непреминул упомянуть и о проблемах: «К сему покорно прошу Вас выслать мне до 20-ти аспидных досок и жалованье, в котором я очень нуждаюсь». Сохранилась школьная ведомость из той же Дзауской школы за 1883 год, ее составили законоучитель, благочинный священник Зураб Джиоев и учитель Григорий Касрадзе. В школе на тот момент на двух отделениях учились 30 учеников, среди них одна девочка Елизавета Тибилова. Среди предметов, изучаемых школьниками, были: «Закон Божий», «Русский язык. Чтение, письмо, устная речь», «Туземный язык» (осетинский – прим.ред.) «Арифметика и геометрия», «Наглядное обучение». «Естествознание», «География», «История», «Черчение», «Пение», «Гимнастика» и отдельно выставлялись оценки за поведение. Были и отличники, и двоечники. Так, Петр Тедеев по одиннадцати школьным предметам имел всего три «четверки», а в остальных показывал отличные результаты. А вот Соломон Галаванов и Иорам Санакоев учились лишь на «тройки», да еще ухитрившись получить по арифметике «двойки». Не стала примером в учебе и Елизавета Тибилова, для нее положительной оценкой стала единственная «тройка». Причиной слабой успеваемости было то, что дети в большинстве своем не имели возможности заниматься дома. В селе всегда была необходимость в рабочих руках, поэтому детишки вместо того, чтобы делать домашние задания, после школы были пастушками или выполняли работы по дому. Да и пропуски уроков по причине занятости в сельских работах с взрослыми были обычным делом. Порой родители сами считали, что детям вполне достаточно начального образования. «Читать, писать, считать умеет, ну и хватит», – такими критериями руководствовались многие из них. В январе 1960 года жители селения Мармазет Цхинвальского района У.Бестаев, Т.Кабулов и М.Валиев были оштрафованы районным судом каждый на 500 рублей, за то, что запрещали своим детям посещать школу. Они также были предупреждены: если их дети по-прежнему не будут ходить в школу, против родителей будут приниматься более суровые меры.
Р.Кулумбегов. (продолжение следует) Фото с сайта «Был такой город Сталинир»
Опубликованно: 14-06-2022, 13:20 |
Вернуться назад |