Собака аланов или боевые собаки прошлого |
Тысячи лет назад в Древней Ассирии вывели породу ассирийских догов, предки которых попали туда из Тибета. В исторических источниках осталось немало изображений этих могучих собак, найдены глиняные клинописные таблички и терракотовые доски, изображающие сцены охоты на львов с участием огромных собак. Вскоре из Ассирии и Вавилона древние доги попадают в Египет, Малую Азию и к скифам… Скифы, любившие и знавшие толк в животных, оценив их достоинства, стали использовать их как боевых собак, при этом улучшая породу путем селекции. После от скифов собаки попали к сарматам, а затем и к аланам. Особое отношение к собакам в аланском обществе широко проявлено и в Нартском эпосе. Практически в каждом дворе легендарного народа как непременный составной элемент присутствует этот верный четвероногий спутник человека. Сопровождают собаки нартов и в походах. И присутствуют при каждом герое эпоса, начиная от воинственного нарта Сослана и заканчивая родственником нартов Сырдоном. В одном из сказании волки вообще дружески беседуют со старейшим Урызмагом, который предварительно превратился именно в собаку. В другом сказании на собрании старейшин Батрадз, отвечая на один из вопросов, без тени сомнения заявляет, что отваге и сообразительности в бою он научился у своей охотничьей собаки... Собаки в Нартиаде проходят красной нитью, хотя, безусловно, уступают по значимости нартским коням. Возможно, как результат, не обозначены или утеряны во времени клички собак. Сохранена она лишь у прародителя собак, крылатой борзой всесильного Уастырджи, куиты-сæр – Силам. Слава об аланских собаках сохранилась в памяти людей сквозь столетия, но как всегда, в нашей собственной памяти не нашлось места для сохранения этой части аланской культуры. Между тем, в руках алан собаки получили новый виток развития, были выведены т.н. «алаги» – боевая порода собак, которые уже впоследствии положили начало сразу нескольких пород, делящиеся на сторожевые, охотничьи и боевые. Именно поэтому собаки, выведенные по системе раннесредневековых алан, после «алагов» из-за разброса пород (доги, овчарки, борзые), получили общее название – «алано» или «аланские собаки». При этом, что интересно, на охоте при затравливании крупного зверя, с которым не могут справиться другие собаки – зубра, тура, медведя – и сегодня выпускают преимущественно именно потомков «алано», хоть они и разняться по породам, зато изначальная родословная дает о себе знать. В раннем средневековье разведение аланских собак процветало, однако, все исторические источники по «алано» малочисленны и информация в основном черпается из книг по кинологиии. В античное время широкую известность получила любопытная история о подарке Александру Македонскому боевых аланских собак царем (по разным источникам – аланов, албанов или иберов), о которой сообщают Плиний, Гай Юлий Салин и Присциан. Наиболее ранний и подробный рассказ имеется у Плиния (29-79 гг.) – «Когда Александр отправился в поход в Индию, ему подарили собаку необыкновенного роста («алага» – прим. ред.). Удивленный ее величиной, Александр велел пустить на нее кабанов, но она лежала неподвижно, как бы пренебрегая ими. Отважный император, выведенный из терпения ленью такого большого животного, велел убить его. Когда молва дошла до дарителя, тот послал ему вторую собаку и велел сказать, чтобы Александр не испытывал пса в борьбе с маленькими животными, но пустил ее на слона или льва; «у меня», прибавил он, «только две таких собаки». Александр не замедлил провести опыт и скоро увидел, как лев был задушен; затем он велел привести слона, – и никогда он ничему так не радовался, как этому зрелищу. Собака, у которой шерсть на всем теле стала дыбом, сперва начала ужасно лаять, потом с возрастающей смелостью и большой ловкостью стала бросаться на слона, то подбегая, то ускользая от него, и очень ловко нападала на него то с одной, то с другой стороны, пока, наконец, утомив его постоянными поворачиваниями, не повалила на землю, так, что земля задрожала»... Вообще история аланских боевых собак «алагов», родоначальника разновидности «алано», (на предлагаемом выше снимке их потомок отдаленно напоминающий своих легендарных предков) до сих пор окутана тайной. Известно, что мощных, огромных, внушающих страх одним своим видом «алагов» называли великанами среди собак. Они отличались агрессивным нравом, бесстрашием в сочетании со спокойством и чувством собственного достоинства. Эти черты передавались из поколения в поколение, от породы к породе. Ярко выраженный общий признак «алагов» – укороченные и недоразвитые лицевые кости черепа, при котором собака хватала не только резцами и клыками, как остальные, но и в основном коренными зубами – неестественное и непрактичное в дикой жизни, дало свои преимущества на службе у человека. Описание непосредственного применения в бою «алагов» не найдено, однако сохранились письменные свидетельства, рассказывающие о боевых догах и других породах эпохи средневековья. Собак часто облачали в специальные доспехи, состоящие из металлического панциря, закрывавшего спину и бока со-баки, а также кольчугу из металлических колец, предохраняющих наиболее подвижные части тела (грудь, верх предплечий, живот и т.п.). Помимо этого на ошейнике, а если надевали, и шлеме пса крепились обоюдоострые лезвия или шипы, с помощью которых животное ко-лоло и рассекало тело, ноги и руки атакуемого ею воина, ранила сухожилия ног и вспарывала животы лошадей при столкновении с конницей противника. Перед сражением собак специально мо-рили голодом. Они первыми начинали битву и чаще всего последними заканчивали ее, преследуя разбитого врага. Врываясь в боевые порядки противника собаки, производили сумятицу, калечили лошадей, ранили и опрокидывали воинов неприятеля. При этом основной задачей боевых собак являлась работа на уничтожение живой силы противника. Вся система подготовки боевой собаки была направлена на то, чтобы вцепившись в воина, собака боролась с ним до тех пор, пока не победит. При этом оторвать или поразить хорошо защищенную, тяжелую, физически очень сильную, специально натасканную для убийства человека собаку было крайне сложно. Надо сказать, что костные остатки собак часто встречаются в скифских и сарматских поселениях и курганах. Но это ранее средневековье. При этом возле передних лап собак в качестве заупокойной пищи лежали лопатки крупных животных и черепки битой керамики. К сожалению, эти и многие другие захоронения собак не подвергались антропологическому исследованию, которое могло бы пролить свет на их породу (собачьим захоронениям раннеаланского времени вообще не уделяется должного внимания, что связано с непониманием ряда исследователей роли боевых собак в данный период). После же эпохи великого переселения народов, а это как раз время, когда боевые псы перестают применяться, а используются в основном для охоты и охраны, погребения собак также перестают встречаться, что показательно. История «алано», не говоря уже о «алаго» крайне малоизучена. Между тем в середине века аланской собаке был присужден даже статус геральдического знака. Фамильные гербы зачастую украшались и этими животными. К примеру, на гербе города Алано в Испании до сих пор изображены два аланских пса. Также известно, что еще в XIII в. в Европе упоминается пять пород аланской собаки, отличительными особенностями которых является… белый окрас. В настоящее время отдаленными потомками исчезнувших разновидностей «алаго» считаются сразу несколько пород как производные: черный королевский дог, аргентинский дог, ирландский волкодав, мастифф, горская борзая, кавказская овчарка, испанский бульдог. Что же касается самого «алаго», то его следы безнадежно утрачены в веках.
Подготовил А.Кочиев
Опубликованно: 28-04-2014, 20:05 |
Вернуться назад |