СССР. Эпоха Большого террора

СССР. Эпоха Большого террораВ октябре 1937 года над селением Едыс стоял плач – хоронили местного жителя по фамилии Бегизов. Один из стариков вышел произнести поминальную речь. Плакальщицы сразу же умолкли. Однако седобородый старец не стал по обычаю призывать силы небесные, а обернулся к мужчинам, стоящим отдельно. Обращаясь к одному из них, он громко сказал: «Вот, Ладико, не успел ты, не успел!». По толпе прошелся ропот. Мужчина, к которому обращался горец, побледнел, и, зашатавшись, чуть не упал. Его едва успели подхватить стоявшие рядом двое военных в форме офицеров НКВД.

Дело в том, что этот человек работал на селе врачом и был тайным осведомителем органов госбезопасности. Отправившись в Цхинвал, он написал донос на жителя с.Едыс, и спустя несколько дней выехал вместе с офицерами НКВД для проведения ареста. Но они не успели, Бегизов скоропостижно скончался. Сцена, произошедшая у гроба, не оказалась неожиданной для сельчан. В селении уже знали о том, что донос написан, и все ждали прибытия следователей. А чем заканчивается приезд черного автомобиля с подтянутыми офицерами при наганах, люди уже знали – на дворе был 1937 год.

Нарастание внутренних противоречий

В нынешнем году, наряду с 100-лети-ем Октябрьской революции, отмечается и 80-летие, так называемого Большого террора. Именно так сегодня именуются политические репрессии, которые прокатились по Стране Советов в период с 1937 по 1938 годы. Хотя сразу же заметим, что карательные меры, и не менее жестокие, применялись в послереволюционной России и ранее: одно выполнение декрета Совнаркома о «красном терроре» в 1918 году чего стоит.

Трудно представить себе человека старше тридцати лет, который бы не знал понятия «1937 год». Конечно, разные люди в зависимости от своих политических пристрастий, от уровня знаний, интересов трактуют это понятие по-разному. Историки и сегодня не имеют единодушного мнения о событиях 1937-1938 годов.

Считается, что большую часть репрессированных составляли видные члены коммунистической партии, хозяйственники, военные и интеллигенция. Однако, расстрелы и заключения в лагеря обрушились, по меньшей мере, на 1 миллион 600 тысяч человек, 780 тысяч из них, по официальной статистике, были расстреляны. Речь идет всего лишь о двух годах нашей истории. И из этого огромного количества людей в лучшем случае около 100 тысяч относились к числу комсомольцев, партийных деятелей или просто членов партии. То есть достаточно незначительный процент людей среди жертв террора составляли так называемые номенклатурные работники и известные в стране деятели, а основную массу репрессированных представляли рядовые граждане.

Поэтому вопрос, какими были критерии в определении персоналий для репрессий, все еще остается открытым. Возможно, предлагаемый анализ событий даст нам определенный ответ.

Собственно репрессии можно разделить на три вида: в отношении политических оппонентов, в отношении инакомыслящих и представителей царского режима и уголовных элементов. Последнее положение вас не должно удивлять, так как представители преступного сообщества проходили в арестных приказах отельным, и при этом обязательным, пунктом. Но об этом попозже.

Сегодня большинство из нас уверено, что власть Иосифа Сталина была изначально твердой и безоговорочной. Но все было не так. В 20-х годах Сталин не пользовался ни необходимым авторитетом, ни поддержкой в кругу однопартийцев. Только природная смекалка, политическое чутье позволили ему впоследствии стать во главе Страны Советов.

После смерти В.Ленина внутри руководства партии большевиков развернулась борьба за лидерство. Наиболее вероятным преемником был Лев Троцкий. Советская историческая наука сделала все, чтобы роль этого человека в установлении Советской власти была принижена. Однако, именно этот деятель был организатором Октябрьского переворота, сумев провести вооруженный захват власти. Троцкому же принадлежит главная роль в создании Красной Армии и победе большевиков в гражданской войне. У него же были десятки тысяч сторонников в государственном аппарате, как в Москве, так и на окраинах страны. В том числе и в Южной Осетии.

Главным противником Троцкого на пути во власть оказались его однопартийцы, справедливо полагавшие, что тот узурпирует власть и установит диктатуру одного человека. Среди прочих в противовес ему был выдвинут Иосиф Сталин, который не побоялся бросить вызов Троцкому. Опираясь на часть ленинской гвардии, Сталин вскоре смог пока нивелировать авторитет Троцкого, а после добиться его исключения из партии и высылки из страны. За этим последовали репрессии в отношении его сторонников. И эти действия имели основания – Троцкий создал в Советском Союзе разветвленную подпольную сеть и, проживая за границей, требовал от своих людей решительных действий по дестабилизации ситуации вплоть до организации массовых террористических акций.

В августе 1936 года прошел первый открытый процесс в Москве т.н. «процесс 16-ти» (в их числе Г. Зиновьев, Л. Каменев, Г. Евдокимов и И. Смирнов). Обвиненные в создании «террористического троцкистско-зиновьевского центра», все 16 подсудимых признаются в том, что поддерживали связь с Троцким, были соучастниками убийства Кирова, готовили заговор против Сталина и других руководителей. Они дают показания против советских оппозиционных партийных руководителей Н. Бухарина, А. Рыкова и М. Томского. Все приговорены к смертной казни и расстреляны 25 августа. Вскоре волна борьбы с троцкистами на местах докатилась и до Южной Осетии. На предприятиях и в организациях прошли митинги и собрания с призывом «Уничтожить мерзавцев антисоветчиков и убийц!». Уже 2 сентября были «разоблачены» юго-осетинские троцкисты Антон Кабисов и Георгий Цховребов. 9 сентября в газете «Коммунист» была опубликована статья без подписи, в которой в принадлежности к троцкизму были обвинены члены редакции журнала «Фидиуæг» К.Дзесов, С.Жажиев, С.Дзагоев, Д.Дарчиев, К.Фарнион. И вот уже главный редактор журнала Ч.Бегизов кается в том, что «не проявил должной бдительности и допустил преступную деятельность троцкистов и буржуазных националистов». Вскоре решением коллектива журнала все пятеро были исключены из состава Союза писателей ЮОАО.

Впрочем, уже тогда любое инакомыслие могло стать гарантией причисления к троцкистам. Предметом судебного разбирательства стало дело «о троцкизме и антисоветской деятельности» учащихся 7 класса школы в селе Икота Ленингорского района – Амирумова, Дурглишвили и других. Во время уроков они высмеивали стихотворения пролетарских поэ-тов. Дело закончилось тем, что шесть учеников были исключены из школы. Дети отделались легко, поскольку в то время одна привязка к понятию «троцкизм» могла стоить тюрьмы или колонии. Или другой пример из категории «и смешно, и страшно». В симпатиях к Троцкому был обвинен архитектор Дома Советов (ныне Парламент РЮО). По мнению следователей, вид здания сверху напоминал букву «Т», что было расшифровано как первая буква фамилии Троцкого.

В обществе утверждалось критическое отношение к этому партийному деятелю и его сторонникам. Оно было столь глубинное, что и сегодня еще в кругу людей старшего поколения понятие «троцкист» сохраняет негативный оттенок.

Начало Большого террора

В 1936 году на смену троцкистам пришла другая опасность – угроза военного переворота. Существуют документы, которые свидетельствуют, что в 1936 году в Советском Союзе готовился госпереворот. Среди заговорщиков были как представители руководства НКВД, так и Красной Армии в лице маршала Михаила Тухачевского и командующего Киевским военным округом Ионы Якира.

Действовала также «правая оппозиция»в партии, которую курировали такие видные большевики, как Николай Бухарин, Авель Енукидзе, Алексей Рыков. Эти резко критиковали сталинское руководство за «неправильно организованную коллективизацию деревни». Существовали и более мелкие оппозиционные группы. Всех их объединяло одно – ненависть к Сталину, с которым они были готовы воевать любыми методами, привычными им еще с революционно-подпольных времен царского времени и эпохи жестокой Гражданской войны.

В первой половине 1936 года Сталин и его команда практически смогли ликвидировать как оппозицию внутри партии, так и нейтрализовать опасность военного переворота. Все вероятные противники были арестованы, частью расстреляны, а частью осуждены на длительные сроки.

Теперь Сталин мог переформатировать страну по своему видению. Впереди было решение архисложной задачи – строительство мощного государства с монолитным обществом. А это было сделать непросто. Общественное сознание все еще не смирилось с тем, что большевики – это «всерьез и надолго». Поэтому было решено реализовать старый партийный лозунг: «Кто не с нами – тот против нас!».

30 июля 1937 года был подписан приказ Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников, и др. антисоветских элементов», который принято считать отправной точкой массовых, необоснованных и несправедливых репрессий в 1937-1938 годах, получивших практически уже общепринятое название «Большой террор». Именно с этого распоряжения и начинается невиданная ранее волна репрессий, которая кровавой волной прокатилась по всей стране.

Чтобы попытаться понять логику авторов документа приведем его преамбулу, в которой говорится:

«Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей и ссылки. Осело много, в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений. Остались почти нетронутыми в деревне значительные кадры антисоветских политических партий (эсеров, грузинских меньшевиков, дашнаков, муссаватистов, иттихадистов и др.), а также кадры бывших активных участников бандитских восстаний, белых, карателей, репатриантов и т.п. Часть перечисленных выше элементов, уйдя из деревни в города, проникла на предприятия промышленности, транспорта, и на строительства.

Кроме того, в деревне и городе до сих пор еще гнездятся значительные кадры уголовных преступников – скотоконокрадов, воров-рецидивистов, грабителей и др. отбывавших наказание, бежавших из мест заключения и скрывающихся от репрессий.

Как установлено, все эти антисоветские элементы являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых областях промышленности.

Перед органами государственной безопасности стоит задача – самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства».

В этом же приказе НКВД устанавливаются конкретные цифры предполагаемых арестов и мера наказания. Что говорит о том, что была проведена большая предварительная работа и репрессии развивались по четкому плану.

Хъуылымбегты Р.

(продолжение в следующем номере)


Опубликованно: 17-10-2017, 12:11
Документ: История > https://respublikarso.org/history/1774-sssr-epoha-bolshogo-terrora.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад