В продолжении темы об осетинах Кахетии |
С интересом прочитал в одном из последних номеров «Республики» материал со ссылкой на «Исторический и правовой вестник» 2010 года о кахетинских осетинах, их жизни, быте и появлении в данном регионе. И хотел бы сделать несколько уточнений и существенных поправок к предложенной информации. Начнем с того, что осетины оказались в местности под современным названием Кахетия не в связи с поиском плодородных земель (как было представлено в упомянутом вестнике), а в виду решения царской России, которая укрепляла свои южные рубежи. Иными словами осетины были переброшены сюда для усиления границы в регионе. Не случайно у них были отмечены здесь и боевые кони, по всей видимости, последние представители аланской породы, которые, по рассказам старейшин, были рослые, мощные и выносливые, а для усиления восприятия указывалось, что «ноздри их были с кулак десятилетнего подростка». Осетины с одобрением восприняли данное решение, поскольку фактически возвращались на земли своих предков, уступивших их несколько веков назад вынужденно, после разгрома монголами. Именно поэтому в грузинской историографии часто используется формулировка типа «ранняя история Кахетии весьма туманна и не до конца ясна». Говорить об осетинских корнях и вообще об осетинах у них не принято. В подтверждение данного факта, замалчиваемого в советский период всепоглощающей «дружбы народов», являются рассказы старцев-осетин о том, что на месте разрушенных здесь древних укреплений, а зачастую и святых мест, во время раскопок археологи не раз находили аланскую боевую амуницию или оружие, которое сразу же переправлялось в Тифлис. Видимо, подальше от «чужих» глаз. Ну а то, что новое расселение осетин проходило под контролем царских властей, говорит тот факт, что расположение домов селян выверено, по военному, по прямым линиям с четкими ровными улицами, а не как это бывает в селениях, когда строения располагаются хаотично, по своему разумению. Впоследствии, особенно в советский период, наслоение домов стало произвольным. Но четкость линий улиц сохранилась. Что касается значимого места именно осетин в регионе среди других народов, то это, действительно, имело место. И воспринималось как данность. Даже в подростковом возрасте, если грузины илилезгины шли на «разборки» с осетинами, то набирали ораву из расчета четыре против одного. Но и это случалось редко, поскольку негласное уважение перед силой, помешанной на «бесшабашности» осетин еще в подростковом возрасте, играли свою роль. При этом сами осетины не вели себя заносчиво, а, наоборот, возникающие спорные моменты всегда старались решить мирно. Хотя, повторю, сила и природное богатырство вызывало непререкаемое уважение у соседних народов. К примеру, в селении Верхисминдор Лагодехского района, до сих пор находится валун, который мой отец, участник ВОВ и кавалер ордена Красной звезды, привозя речные камни для фундаментальных оснований домов соседей, в одиночку водрузил в кузов машины и доставил в селение. Этот камень до сих пор никто не смог поднять, как он, до уровня груди и является своеобразным негласным памятником недюжей силе осетина. Сильны в Кахетии (а здесь было множество осетинских поселений), и национальные традиции, которые народ с заботой пронес сквозь столетия. Население здесь было трудолюбивым, было сильно развито такое понятие как зиу, поэтому, несмотря на большую территорию земель, осетины жили здесь единой семьей, были сохранены, без нововведений времени, и многие традиции – и обрядовые, и застольные, и просто житейские. К примеру, общеизвестно, что почетный бокал – нуазан – преподносился здесь человеку, который больше всех наизусть мог продекларировать стихотворения Коста. Что имело, безусловно, большое воспитательное и идеологическое значение. …К сожалению, осетины вновь, как и семь веков назад, были вынуждены покинуть земли своих предков, обретших их казалось бы в годы царизма. Гонениям подверглись все селения осетин. А это по разным оценкам до 30 тысяч человек. Многие дома в селениях были попросту стерты с лица земли, подорван памятник Коста Хетагурову в Арешперан… Один момент, на который также хотелось бы обратить внимание – не стоит путать кахетинских осетин с беженцами из других районов Грузии, которые после 1989 г. наводнили север Алании и вели себя вызывающе. Абсолютно разная ментальность, поскольку, несмотря на давление в советский период, национальный стержень у осетин Кахетии был сохранен... Вот вкратце что хотелось бы добавить к опубликованному ранее материалу. Безусловно, история кахетинских осетин – это еще одна страница жизни нашего народа, которая ждет своего исследователя. Также как и история, скажем, земель Тырсыгома. Но пока это непростая задача – нет доступа к грузинским архивам. Однако помнить об этих страницах нашей истории необходимо...
Алвери (Сергей) Кочиев, член юго-осетинского отделения международного общественного движения «Высший совет осетин», председатель Комитета по Фамильным Ныхасам
Опубликованно: 02-09-2017, 11:02 |
Вернуться назад |