Санакоев Ванка – осетинский Ушинский
Санакоев Иван Малхазович – в народе более известный как Ванка – относится к числу лучших представителей осетинской интеллигенции конца ХIX – начала ХХ вв. Он был народным учителем с разносторонними интересами. Обладал большими знаниями. Хорошо знал устное народное творчество Осетии. Владел, что было ценно в те времена, большой богатой библиотекой. В Дзау Санакоевых было немало. При этом они делились по патронимам, по предкам отцовской линии: Цуциевы, Дзидзоевы, Дзигаевы, Батоевы… Ванка относился к Батоевым. Поэтому в свое время Ольга Ханикаева свои воспоминания о Ванка Санакоеве озаглавила «Бататы Ванка» (журнал «Фидиуæг» №8 1981).
Иван (Ванка) Малхазович Санакоев родился в 1867 году в с. Дзау в многодетной семье бывшего военного Малхаза Санакоева. Малхаз был сильным, смелым и храбрым воином. Участвовал в русско-турецкой войне (1877-1878). За военные заслуги был награжден двумя серебряными и одной золотой медалями. К тому же был премирован золотыми часами, которые ему подарил лично царь Александр II. Но не наградами своими гордился Малхаз, а своим младшим сыном Ванка. И было за что.
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Давид Эристави, грузинский князь (1786 год):
«…В июле я, имеретинский князь Давид Эристави Рачинский был направлен царем Имерети Давидом к царю Грузии Ираклию… на границе со своею свитой и охраной достиг грузинского села Авневи. В ту ночь напали на нас осетины, было их пятьдесят человек. Там я попал в плен и увели меня, три дня и три ночи вели по горам в свою деревню Хцева (Хвце - сост.)… В деревне той живет шестьдесят дымов, свободные они. Там спускается исток реки Лиахвы; место скалистое и поросшее лесом, а плодовых деревьев нет, растут лишь бук, тис, ель и самшит. Урожай пшеницы снимают малый, а ячменя родится много; из ячменя варят пиво, квас и водку. Разводят овец, коз, коров, быков, лошадей, свиней, кур и ослов. Свиней они едят и считают себя христианами…
Из этой деревни повели меня в другую деревню Рока (Рук - сост.). Ходьба туда два дня, а дорога узкая каменистая, с подъемами и спусками, поросшая деревьями. В Рока проживают сто дымов. Они также селятся на скалистых склонах; у каждой семьи своя башня. Здесь протекает небольшая речка, на которой у них мельницы. Много у них родников. Кроме ячменя ничего не выращивают, разводят коров, овец, лошадей. Они тоже придерживаются одной веры и молельня у них одна, обычай тоже один…».
«Южная Осетия. Год за годом» (1949 год)
Южная Осетия оставалась преимущественно аграрным регионом. По опубликованной статистике на 1 января 1949 года в колхозах Юго-Осетинской Автономной области (ЮОАО) было лошадей – 1 061 голов, крупного рогатого скота – 47 152 голов, мелкого рогатого скота – 190 680 голов, свиней – 3 875 голов. В 1938 году в Лениногорском районе началась метизация т.е. приспособление к местным условиям тушинской породы овец. Путем скрещивания с местной породой была выведена новая порода – «ксанская порода» овцы. В 1949 году таких овец-метисов было 7 500 голов, дававших настриг шерсти до 5 кг с головы, средний вес барана достигал 75-80 кг., овцематки – 60-70 кг. В колхозе Еред было организовано элитное хозяйство «с целью распространения хряков и свинок по другим колхозам области». В Южной Осетии помимо собственно кавказской породы скота проводилась племенная работа с другими породами. Так, в хозяйствах области была швицкая, лебединская и буро-карпатская породы крупного рогатого скота, свиньи, так называемой крупной белой породы. 4 февраля вышло постановление о награждении орденами и медалями колхозников за достижения высоких урожаев пшеницы, сахарной свеклы и винограда. Из общего числа удостоенных Ордена Ленина грузин – 12, осетин – 2, Трудовым Красным Знаменем грузин – 16,осетин – 1. В этот период Управлением сельского хозяйства области руководил Г.Миротадзе, у которого были свои предпочтения в определении кандидатов на получение государственных наград. Да и А.Имнадзе, ставший руководителем автономной области, не очень жаловал осетинские фамилии в наградных списках.
Первый профессор из Южной Осетии
На фотографии – известный осетинский ученый, профессор Габараев Сослан Шалвович и известный иранист, языковед, чех по национальности Ладислав Згуста. Снимок сделан во время приезда зарубежного ученого в Южную Осетию. Л.Згуста не только интересовался осетинским языком, но и принял участие в издании «Толкового словаря осетинского языка» написав к нему рецензию. Долгие годы ученого из Чехии связывали с осетинскими коллегами теплые личные и рабочие отношения. Ладислав Згуста был другом осетинского народа, всегда тяжело переживал события последних лет. Известный ученый ушел из жизни в 2007 году.
Крик отчаяния
Человеческая память удивительно коротка, да к тому же избирательна. Есть люди, которые совершенно забывают вчерашний день, но помнят ситуации 20-летней давности. Мы все заблуждаемся в том, что увиденное и пережитое запоминается навсегда. На самом деле печально, но это факт, постепенно со временем все в памяти безвозвратно стирается. Поэтому те, кто помудрее, делают дневниковые записи, тем самым как бы гарантируют себя от проблем с воспоминаниями. В недавней истории Республики Южная Осетия есть много показательного. Есть моменты, характерные именно для нас. Это часть нашего органического прошлого. Борьба за выживание велась по всем направлениям. Одним из видов своего спасения в те тяжелые времена, помимо непосредственного нахождения на передовой с оружием в руках, были публичные акции, лозунги и транспаранты. Последние, порой, были наивными, вызывали улыбку у наших гостей. Но для нас это были крики о помощи, попытки хоть как-то достучаться до мирового сообщества и спасти себя от неминуемой гибели. Плакатов с призывами о помощи было много. Одни делались профессионально, и долгое время «служили службу». Другие готовились наспех, кое-как, часто людьми никакого отношения к художеству не имеющих. Они существовали буквально день. Каждый из нас может вспомнить не один из таких призывов. Фотографии женщин и детей с транспарантами сохранились на страницах газет, книг, в передачах телевидения, документальных фильмах. Но никто и никогда не предпринимал попытки собрать их и хоть как-то систематизировать. Сделать это удалось только Алексею Георгиевичу Маргиеву, известному архивисту и собирателю книг, газет и исторических документов. Тем самым он сохранил для нас одно из явлений времен, которое как нельзя лучше отражает все тяготы тех дней и ожесточенную борьбу за право на существование.
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Махмуда ибн Вали, арабский географ (1595 год):
«…Асса (Алания – К.Х.) – из седьмого климата, из городов западной половины обитаемой части света. Область Русь расположена поблизости к нему. Кутаба – из больших городов Асса. Большая часть его населения обитает в степях и на лугах. Богатство их в основном верховые животные и скот, живут благодаря им. Из этой области вывозят мех.
Мужчины Асса крепкие и рослые. Большая часть (их) христиане. В настоящее время из этой области вывозят в Рим и Мавераннахр (Центральная Азия) большое количество военных доспехов, деревянную посуду, невольников. Некоторые женщины той области с красивой внешностью… Из обычаев их это то, что когда кто-либо ворует, его привязывают к дереву и так оставляют до тех пор, пока не помрет и не разложится. По этой причине в той области воров мало, двери лавок и домов день и ночь оставляют открытыми и нет надобности в сторожах».
Южная Осетия. Год за годом (1948 год)
23 января прошла сессия Совета депутатов трудящихся Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО), где в числе прочих вопросов обсуждалось и состояние культурно-просветительской работы в области. Было отмечено, что в автономии на январь 1948 года функционирует 1 краеведческий музей, 2 областных библиотек, 3 районных клуба, 12 сельских клуба, 3 районные библиотеки, 36 изб-читален, 2 городские библиотеки, 1 дом культуры, 1 парк отдыха – всего 70 объектов. Были и более конкретные цифры. Так число читателей в библиотеках составляло 1130 человек, с годовой выдачей книг на руки в 20 тысяч книг и журналов, и еще 47 тысяч читателей, прошедших через читальные залы. В культурно-просветительских учреждениях ЮОАО работало 163 человека.
8 апреля Исполком Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области утвердил организационный комитет общества «Друг леса» под председательством И.Кудухова, и предложил председателям исполкомов городских и районных советов организовать комитеты добровольного общества «Друг леса» в составе 3-5 человек.
Цхинвал. Картинки из прошлого
Цхинвал всегда был пограничным пунктом на границе между Грузией и Южной Осетии. Именно между современной столицей РЮО и грузинским селением Никози проходила граница между исторической грузинской провинцией Картли и Двалетией. Термином «Двалетия» грузинские историки древности обычно называли территорию проживания двалов, которых они в свою очередь традиционно ассоциировали с осетинами.
До установления Советской власти Цхинвал был значительным торгово-ремесленным пунктом. По своему национальному составу он был интернациональным. Здесь проживали осетины, евреи, армяне, грузины, русские... По данным 1900 года в Цхинвальском участке, в который входил сам Цхинвал и близлежащие села, проживало: осетин – 34.478, грузин – 17.068, армян – 753, евреев – 2061, русских – 38... По своему социальному составу это были крестьяне-собственники, купцы, предприниматели, представители духовенства. Крестьяне занимались земледелием, виноградарством, садоводством и огородничеством. Вино, фрукты, овощи, сбывавшиеся на рынке, составляли важную статью в их доходе. Крестьянское хозяйство имело здесь торговый характер с вытекающими из этого последствиями: расслоением крестьянства, развитием товарно-денежных отношений.
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Корнелий Тацит, древнеримский историк (55 год):
«…Одновременно иберы вторгаются с большим войском в Армению и овладевают городом Артаксатой. Узнав об этом, армянский царь Артабан поручает своему сыну Ороду отмстить неприятелю; он дает ему войско парфян и рассылает людей для набора отрядов наемников; Фарасман со своей стороны поднимает сарматов, скептухи (правители – авт.) которых, приняв подарки от обеих сторон, по обычаю своего племени отправились на помощь и к той, и к другой. Но иберы – хозяева этой страны – быстро пропустили по каспийской дороге сарматов, двинувшихся против армян, между тем как сарматы, направлявшиеся к парфянам, были легко отрезаны, так как враг запер все проходы кроме единственного – между морем и оконечностями альбанских гор, воспользоваться которым, однако, препятствовало летнее время.
История в фотографии
На фотографии представлена уникальная возможность увидеть сразу два поколения осетинских писателей первой половины прошлого века. Послереволюционное поколение и литераторы, расцвет творчества которых начался после Великой Отечественной войны. Даже в том, что старшие сидят, а молодые писатели и поэты стоят, видна градация в уровне признательности и маститости. Впрочем, и у тех литераторов, которые стоят во второй шеренге все еще впереди: звания, собрания сочинений, радости и разочарования.
Сидят (слева на право): Федр Гаглоев (Гафез), Резо Чочиев, Лади Газзаев, Пауле Санакоев, Елиоз Бекоев, Георгий Джаттиев.
Стоят: Алекси Букулов, Нафи Джуссоев, Реваз Асаев, Петр Пухаев, Георгий Дзугаев, Ила Плиев, Григол Гаглоев.