Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Южная Осетия. Год за годом (1960 год)
В первый день начавшегося года, 1 января, на железнодорожную станцию г.Сталинир прибыл первый электровоз. До этого дня поезда в областной центр Юго-Осетинской Автономной области (ЮОАО) приходили на паровозной тяге. Локомотив был разукрашен красной материей, на которой было написано: «Горячий привет трудящимся Юго-Осетинской Автономной области от Закавказских железнодорожников». По случаю прибытия электровоза состоялся митинг. В январе же состоялась и первая гастрольная поездка Государственного ансамбля песни и танца за пределы Закавказья и Северного Кавказа. Пункт назначения были города Украины и Беларуси, где юго-осетинские артисты должны были дать концерты. Состав гастрольного коллектива, насчитывавшего 60 человек, отправился поездом, 25 января в 14.00 со Сталинирского железнодорожного вокзала.
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Скифы и киммерийцы: проблемы взаимоотношений
Одной из самых актуальных и дискутируемых тем в современной скифологии является проблема этнической принадлежности киммерийцев и их взаимосвязь со скифами. В античной традиции киммерийцы предстают как прежние обитатели тех земель, которые известны античному миру под именем Скифии. Древнегреческие авторы и, прежде всего, Геродот указывают на Северное Причерноморье как первоначальную территорию обитания киммерийцев. Оттуда в Малую Азию они были вытеснены скифами. Главная проблема этнической идентификации киммерийцев заключается в том, были ли киммерийцы самостоятельной этно-политической единицей или же это некая социальная категория внутри скифского общества. Здесь перед нами встает проблема взаимоотношения этнонимов скифов и киммерийцев в аккадских текстах (Аккад – столица древней исторической области на территории современного Ирака).
Южная Осетия. Год за годом (1959 год)
В январе жители Сталинира получили прекрасный новогодний подарок – была введена в строй новая Автоматическая телефонная станция (АТС) на 900 номеров. В этом деле активное участие принимали и простые сталинирцы. Они работали, в частности, на траншейных работах и укладке телефонного кабеля, протяженностью десять километров. А сами пуско-наладочные работы были проведены специалистами из Москвы и Ростова.
15 января в Южной Осетии началась перепись населения в рамках всесоюзной переписи СССР. Всего в ее организации принимали участие 300 человек, которые были распределены по всей Автономной области. Учитывались все жители Юго-Осетинской Автономной области (ЮОАО), родившиеся до 24.00 14 января 1959 года.
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Забытое имя представителя национальной элиты
Среди широкого круга культурно-просветительных и общественных деятелей Осетии начала прошлого века видное место занимает Петр Гулич Тедеев. Он относится к плеяде той «золотой» осетинской интеллигенции, которая на долгие годы вперед сформировала направления развития нации в целом. К числу этих высокообразованных и патриотично мыслящих людей помимо Петра Гулича относились Пора Джиоев, Бидзина Кочиев, Рутен Гаглоев, Александр Тибилов, Захарий Ванеев и др. Петр Гулич Тедеев был неординарной личностью, всесторонне одаренной и многогранной. Он сыграл важную роль в деле организации осетинской печати, постоянно заботился о росте и подъёме культуры осетинского народа, особенно не оценены его заслуги в области народного образования. Петр Гулич – народный учитель, редактор газеты, публицист, переводчик, театральный деятель, ученый...
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Цвета национального флага
Флаг – один из древнейших символов, дошедших до наших дней. У многих народов он сохранился как символ единства, непоколебимости, боевой доблести… В этом смысле показателен и осетинский трехцветный флаг. Как отмечает Ю.С. Гаглойти, символика трех цветов – белого, красного и желтого – восходит к глубокой архаике – к трехфункциональности скифского, легендарного нартского и средневекового осетинского общества. Отголоски этой трехфункциональности дошли до нас в пережиточных формах, зафиксированных в этнографии осетин.
«Кровавое Рождество». День, когда умерли иллюзии
Светлый праздник Рождества Христова в Южной Осетии уже 23 года неотрывно связан с трагической датой. 6 января 1991 года является началом вооруженной фазы агрессии Грузии против народа Южной Осетии 1989-1992 гг. 23 года назад руководство Грузии ввело в Цхинвал подразделения милиции, национальной гвардии, переодетых в милицейскую форму грузинских боевиков, а также амнистированных специально для захвата Южной Осетии уголовников и наркоманов – всего около шести тысяч человек с военной техникой, которые начали производить обыски, аресты, грабежи, убийства осетин, поджог жилых домов. Внутренние войска МВД СССР, находящиеся в Цхинвале для поддержания стабильности, под покровом ночи по приказу генерала Малюшкина сняли посты на подступах к городу, чтобы в столицу РЮО беспрепятственно могли войти грузинские неофашисты. На утро центр города уже был занят грузинами. Вскоре появились первые жертвы. Началось вооруженное противостояние прямо на улицах столицы. Грузинские бандформирования были выбиты из Цхинвала, однако, покинув город, грузинские боевики заняли господствующие высоты и в упор расстреливали жилые кварталы из орудий и ракетных установок. Начались экономическая, энергетическая, водная и информационная блокады. В конце января под предлогом мирных переговоров с руководством Грузии был похищен и препровожден в тюрьму Председатель Верховного Совета Республики Торез Кулумбегов. В результате грузинского террора только с 6 января по 1 сентября 1991 г. было убито 209 человек, ранено 460 мирных жителей, пропало без вести 150 человек...