Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Похищение первого главы Республики Тореза Кулумбегова. Как это было
24 года назад, 29 января 1991 года, из города, с территории дислоцированной на тот момент в Цхинвале базы внутренних войск Советского Союза, грузинской стороной при фактическом соучастии военнослужащих МВД СССР был похищен первый глава Республики Южная Осетия Торез Кулумбегов. Противники борющейся за свою независимость страны решили таким образом смирить осетинский народ и окончательно сломить сопротивление потомков великих скифов. Но просчитались. Ведь на кону стоял не просто вопрос независимости, со всей открытостью стоял вопрос судьбы нации, ее полного уничтожения… Сегодня мы решили приоткрыть страницу событий 29 января 1991 года и рассказать об истории похищения первого Главы Республики. Рассказать историю глазами непосредственного участника событий.
Южная Осетия. Год за годом (1970 г.)
Год 1970 был годом столетия со дня рождения вождя мирового пролетариата, организатора Советской власти Владимира Ильича Ленина. И все, что происходило в этот год в СССР и в Южной Осетии, все было связано с этой датой: производственные планы в кратчайшие сроки, достижения в народном хозяйстве, научные исследования, даже присвоение имен новорожденным… Ну а композиторы Южной Осетии сочинили песню в честь Владимира Ленина: слова Сергея Хачирова, музыка Осетина Парастаева – «Песня о Ленине». При этом народ жил, конечно же, и своей обычной жизнью с обычными проблемами. 6 января вышло постановление цхинвальского Горисполкома о бездомных собаках и мерах предохранения от бешенства животных. В нем предписывалось до марта 1970 года владельцам собак зарегистрировать своих питомцев в ветеринарных лечебницах по месту жительства, и сделать им прививки; собак позволялось выводить на улицу лишь в намордниках и на привязи; запрещалось держать на территории детских садов и учебных заведений собак и кошек; а собак, не «имеющих номеров на шее или ошейников, ловить днем и ночью». Все граждане, не выполняющие эти предписания, могли быть подвергнуты штрафу в 10 рублей.
Некоторые параллели с Первой мировой
В 2014 году в мире отмечалось столетие начала Первой мировой войны. Среди ее участников были, безусловно, и осетины, в том числе и выходцы из Южной Осетии. Многие из них сложили головы на полях сражений. Среди них и уроженец селения Кларс Цхинвальского района Георгий Кулумбегов. На дворе стояла поздняя осень 1914 года. Первая мировая война шла уже четвертый месяц, и на просторах России патриотизм бил через край. Не осталась в стороне и Южная Осетия. И если в сельской местности начало войны ничего кроме беспокойства не вызвало, то в местечке Цхинвал радостное возбуждение первых дней августа все еще не спадало. В цхинвальской гимназии, на крытом базаре, в трактирах все обсуждали первые успехи русских войск на Юго-Западном фронте и на Кавказском театре военных действий. Торговое сословие Цхинвала, остро чувствуя изменение конъюнктуры, в свою очередь спешно закупало продовольствие, вино, предусмотрительно ожидая повышение спроса и получения доступа к обеспечению военных поставок.
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
«Кровавое Рождество». День, когда умерли иллюзии
Светлый праздник Рождества Христова в Южной Осетии уже 24 год неотрывно связан с трагической датой. 6 января 1991 года является началом вооруженной фазы агрессии Грузии против народа Южной Осетии 1989-1992 гг. 24 года назад руководство Грузии ввело в Цхинвал подразделения милиции, национальной гвардии, переодетых в милицейскую форму грузинских боевиков, а также амнистированных специально для захвата Южной Осетии уголовников и наркоманов – всего около шести тысяч человек с военной техникой, которые начали производить обыски, аресты, грабежи, убийства осетин, поджог жилых домов. Внутренние войска МВД СССР, находящиеся в Цхинвале для поддержания стабильности, под покровом ночи по приказу генерала Малюшкина сняли посты на подступах к городу, чтобы в столицу РЮО беспрепятственно могли войти грузинские неофашисты. На утро центр города уже был занят грузинами. Вскоре появились первые жертвы.
Колорадо
В тот морозный вечер я стоял на перекрестке улиц Исака и Сталина и смотрел, как наши, припав к амбразурам баррикады, лупили по грузинам из ружей и карабинов времен Бега Кошты. Оккупанты в свою очередь мочили наших из автоматов и пулеметов, и пуль на это дело не жалели. Грохот от стрельбы был знатный, аж в ушах звенело, а толку никакого. Я мыслил так потому, что из наших никто не пал, следовательно, потери у грузин были не больше наших. Это бескровное шоу с элементами пиротехники продолжалось довольно долго, но закончилось внезапно с появлением Колорадо. Он довольно грубо оттолкнул меня, так как я стоял у него на пути, и прошествовал к баррикаде, к одному из шоуменов. У последнего был до того свирепый вид, что ужас охватывал всякого, на ком останавливался его взгляд. Но тут случилось нечто невероятное, не укладывающееся в моей, признаться, не очень смекалистой голове. Увидев Колорадо, обладатель свирепого вида как-то сник и стал до того жалок, что мне захотелось ободрить его мужественными словами, но я пожалел о своем намерении, ибо тот, отбросив свою винтовку, начал пятиться назад, шепча молитвы, но было уже поздно.
Южная Осетия. Год за годом (1969 г.)
Сразу после праздников, 10 января, состоялась VII сессия Совета народных депутатов Юго-Осетинской Автономной области (ЮОАО). С докладом о достижениях и перспективах развития народного хозяйства Южной Осетии выступил председатель Облисполкома Коста Джиоев. В своем выступлении он отметил успехи в развитии капитального строительства, сельского хозяйства, промышленности, рассказал о повышении уровня жизни населения. На сессии утверждался и бюджет ЮОАО, где отдельной строкой были прописаны бюджеты города Цхинвал, районных центров и отдельных сельсоветов. Так, по словам председателя Аунеуского сельсовета Х.Тибилова местный бюджет составит в текущем году 38 650 рублей.
В связи с увеличением объемов строительно-монтажных работ по Южной Осетии 24 января в Цхинвале был организован строительный участок. В среднем каждый год в Автономной области сдавался в эксплуатацию один-два промышленных объекта, три школьных здания, 10 жилых многоквартирных дома. Объем капиталовложений в 1969 году составил 7 млн. 347 тыс.рублей.
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Фотография из прошлого с генеалогическим мостиком в день сегодняшний
На фотографии 1913 года семья Габаева Михаила, уроженца селения Дменис Цхинвальского района РЮО. Справа налево: сам М.Габаев, его дочь Люба, супруга Михаила Софья Элевтариади с сыном Николаем на руках, ее кузина Анитория (стоит), теща Текле Вахтангашвили; сидят – еще двое дочерей Михаила Вера и Надежда. Эта фотографическая карточка наглядная иллюстрация многонационального состава Южной Осетии. В одной семье осетины, греки, грузины. Цхинвал всегда был многонациональным городом. Преобладание того или иного этнического компонента зависело от степени вовлечения в формы хозяйствования, к которым была предрасположена жизнь в городе: торговля, образование, медицина, ремесла. В Южной Осетии существовала своеобразная этническая специализация. Осетинское население занималось преимущественно скотоводством и заготовкой леса. Евреев привлекала исключительно торговля, армяне торговлю сочетали с садоводством, грузины были земледельцами, греки были хорошими строителями, русские были заняты в технической части и образовании. Понятно, что общение на бытовом уровне было тесное.