Южная Осетия. Год за годом (1973 г.)
По итогам трудовых свершений за 1972 год Юго-Осетинская Автономная область (ЮОАО) была награждена высокой наградой – орденом Дружбы народов. Вручение награды состоялось 25 января. Ранее юго-осетинская Автономия уже была награждена орденом Ленина. 16 марта в Цхинвале вышел в прокат новый художественный фильм «Рустам и Сухраб».В основе экранизации – сказания о подвигах легендарного богатыря Рустама, его поэтичной любви к прекрасной Тахмине, о предательстве и вероломстве коварного и завистливого шаха Кавуса, о встрече Рустама с его сыном Сухрабом. Кинолента была интересна цхинвальцам не только своим сказочно-историческим сюжетом, но и тем, что главную роль в фильме таджикских кинематографистов сыграл известный осетинский актер Бибо Ватаев. В фильме в эпизодических ролях были заняты И. Санакоев и М.Туриев.
Всегда в строю
Семь десятилетий отдаляют нас от славной и добропамятной страницы истории нашего народа – Дня Победы над фашизмом. Написал слово «отдаляет» и тут же задумался, а не правильнее ли будет сказать «связывают». Ведь отблеск той Великой Победы не отдаляется от нас, всех людей доброй памяти. Вот и сейчас все миролюбивые люди считают дни, которые приближают нас к славному юбилею. 70 лет памяти, гордости, боли за утерянное. 70 лет уважения к тем, кто принес эту Победу. И с годами это уважение не уменьшается, а растет по геометрической прогрессии. И наша с вами обязанность – мои ровесники и младше, которые, к сожалению, тоже видели войну на нашей родной земле – еще вдвойне, втройне больше чтить и помнить тех, кто в ту большую войну за нашу общую родину проливал свою кровь.
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Южная Осетия. Год за годом (1972 г.)
В рамках образовательного процесса в сельских школах Юго-Осетинской Автономной области (ЮОАО) стали вводиться уроки по освоению сельскохозяйственной техники. Для учебных заведений приобретались трактора, грузовые автомашины, чтобы ученики уже с школьной парты могли получить технические навыки. Так, вянваре1972 годаАуневской осетинской школе был передан пропашной трактор марки «Беларусь». Теперь учащиеся старших классов могли получать теоретический и практический опыт работы на сельскохозяйственной технике. Вянвареу учеников школ области были каникулы, а для студентов – пора подготовки к зимней экзаменационной сессии. За неделю более 600 школьников посетили театр, где им были представлены детские спектакли. В областной библиотеке им.Н.Крупской был наплыв читателей, каждый день здесь занималось 400-500 студентов.
Картинки из глубины столетий
Солнце прошло верхнюю точку на небе, когда торговый караван, перевалив лесистый перевал, тонкой змейкой вытянулся по горному тракту. Посреди вереницы мулов и лошадей, навьюченных поклажей, ехал караван-баши Исраель Беш. Прошел почти месяц, как он со своими спутниками вышел из ворот персидского Табриза. Рядом с ним медленно шел проводник, уроженец этих мест. «Эй, царца, долго еще до таможни? », – обратился к нему Исраель. Проводник вытер пот со лба и ответил, указав рукой в сторону возвышенности: «Вон за этой горой».
Действительно, не успели еще тени от мулов вытянуться вбок от каравана, как впереди показались дома, разбросанные россыпью по холму и, нависшая над ними цитадель. Перед взором Исраеля Беш возвышался укрепленный город, где стоял сторожевой аланский гарнизон.
Зарождение театрального искусства у осетин
Прослеживая народные обряды осетин древности, мы находим в них элементы зарождения драматического действия и присутствие театрального элемента. К примеру, ярко театральны такие обряды, как свадебный и похоронный. Искусство плакальщиц, которое требовало редкого сочетания поэтического дара и природных актерских данных, высоко ценилось в народе. Нередко скорбная импровизация плакальщицы поражало глубиной мысли, поэтической формой, образности языка, драматизмом и мастерством исполнения. Более того четко стали появляться театральные элементы во всех календарных обрядах и игрищах. Все это было делом простого люда. Однако определенные навыки исполнительского мастерства эти участники, естественно, в практике жизни приобретали. Говоря о виртуальном зарождении театрального искусства у осетин, нужно, по всей видимости, вспомнить и сказителей, которые играли большую роль в духовной жизни осетинского народа. Они в сопровождении осетинского фæндыра речитативом рассказывали народные предания, сказки, легенды. Слушать их собирался и стар и млад.
Осетинский след в Испании
16 февраля каждый из нас снова испытал гордость за свой народ, его славных представителей. Из Испании дошла весть, что в далеком городе Фуэнлабрада состоялось торжественное открытие памятника воину-интернационалисту, активному участнику гражданской войны в Испании 1936-1939 годов, генерал-полковнику, Герою Советского Союза Хаджи-Умару Джиоровичу Мамсурову. С инициативой установки памятника выступил президент северо-осетинского благотворительного фонда имени Азамбека Джанаева – Заур Джанаев. Эту идею горячо поддержал мэр города Фуэнлабрада Мануэль Роблес Дельгадо. Была она одобрена Министерством иностранных дел Российской Федерации и Посольством России в Испании. Финансировал же проект известный осетинский бизнесмен и меценат Таймураз Боллоев. Автором монумента является осетинский скульптор Заурбег Дзанагов, известный по памятнику жертвам бесланской трагедии «Древо скорби». Памятник Х. Мамсурову установлен в центральном парке города – Парке Солидарности. Выполнен он в граните. Невероятно, но это первый и пока единственный знак памяти воинам-интернационалистам в Испании.
Южная Осетия. Год за годом (1971 год)
В январе были подведены итоги переписи 1970 года. По полученным данным в Южной Осетии проживало 99 421 человек. Из них осетин – 66 033, грузин – 27 993, русских – 1 574, армян – 1 254, евреев – 1 485. В столице автономии проживало 30 311 человек, наиболее населенным районом был Цхинвальский район, менее населенным – Знаурский район. В январе в Южной Осетии началась эпидемия гриппа и простудных заболеваний. В местной прессе давались рекомендации врачей о том, как проводить профилактическое лечение. А если человек заболевал, настоятельно рекомендовалось обращаться к врачам. Только в первой половине января было зарегистрировано 570 случаев обращения в лечебные учреждения г.Цхинвал. 21 января в кинотеатрах Цхинвала прошла премьера нового художественного фильма «Чермен». Только за один день было дано девять сеансов, на которых побывало 970 человек. Кинозалы были переполнены, люди смотрели фильм даже стоя. И дело было не только в осетинской тематике фильма, но и в составе актеров. В фильме принимали участие актеры Бибо Ватаев, Бало Тхапсаев, Верико Андажпаридзе, Софико Чиаурели, Давид Габараев. Автором сценария был Г.Плиев, режиссером Н. Санишвили (Санаев), оператором Д.Маргиев, художниками Т.Гаглоев и Г.Мирзашвили, композитором И.Габараев.
Идентификация картинки из прошлого
Фотоснимок сделан одним из первых фотографов Южной Осетии Гаврилом (Хъырым) Шавлоховым. Это был первый юго-осетинский фотограф, который «вышел» за пределы фотоателье, и стал работать на натуре. Благодаря ему мы сегодня имеем представление о старине нашей страны. Вот и эта интересная фотография, на которой изображена картинка из быта горцев Южной Осетии. Единственное, что мы знаем наверняка это имя фотографа. Все другое можно только предполагать. Попытаемся провести реконструкцию события, изображенного на старой фотографии. Однозначно это праздничное мероприятие, об этом свидетельствует гармоника в руках одной из девушек в левой части фотографии. Столы стоят по традиции, «мужской» справа, а «женский слева». По обычной традиции женщинам стол накрывают по левую руку от кувæга.
Аланы
В древних письменных источниках I века н.э. впервые упоминаются «суровые и воинственные» аланы – одно из сарматских племен. Летописец древности Аммиан Марцеллин так описывает этот народ: «Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно-белокурыми волосами, они страшны сдержанным взглядом своих очей... очень подвижны вследствие легкого вооружения, им доставляет удовольствие опасность и война. У них считается счастливым тот, кто погибает в сражении». Долгое время аланы в вооружении и тактике боя придерживались традиций сарматской тяжеловооруженной кавалерии – катафрактариев. Войско состояло из защитных панцирями и шлемами конных воинов, вооруженных длинным копьем и двуручным тяжелым мечом. Однако военная техника и тактика древнего мира стремительно менялись. Новые противники алан (арабы, персы, хазары и др.) имели главной ударной силой, в отличие от римлян, мидян не пехоту, а конницу. А для успешной борьбы с ней тяжеловооруженный и неповоротливый катафрактарий не был приспособлен. Необходим был переход к маневренной и хорошо вооруженной коннице. И эта задача аланами была успешно решена.