Южная Осетия. Год за годом (1986 г.)
В начале января 1986 года на заводе «Эмальпровод» заработал новый цех. Здесь было установлено высокотехнологическое венгерское оборудование. Его производительность превышала возможности старого оборудования в 4,5 раз. Поэтому уже в январе цех выпустил продукцию на 20 тыс. рублей. При этом из четырех новых станков в строй в этом месяце были введены только два. В соответствии с инициированным руководством страны движением против пьянства и самогоноварения в Южной Осетии проводились активные мероприятия с участием правоохранительных органов.
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Южная Осетия. Год за годом (1984 г.)
Лади Санакоев. Жертва революционного Молоха
В столице Республике по пальцам можно пересчитать памятники, связанные с конкретными личностями. Коста Хетагуров, Васо Абаев, Александр Пушкин, Иуане Агузаты – все они связаны с областью литературы и науки. Но есть памятник человеку, жизнь которого отмечена яркой революционной и государственной деятельностью. И это не Ленин, и не Сталин, хотя он и был их современником. Сегодня мало кто в Цхинвале, даже среди старожилов столицы, может с уверенностью сказать, кто такой был Владимир Санакоев, бюст которого установлен на видном месте перед Республиканским Парламентом. Более того, ответ вам могут дать лишь ветераны коммунистического движения, да местные историки. А было время, когда это имя было на слуху не только в Южной Осетии.
Первый поезд в Южной Осетии. Маленький факт большой истории
28 июля 1940 года сотни жителей г.Сталинир (название г.Цхинвал с 1931 года – прим.ред.) и окрестных сел собрались на западной окраине города. И повод был замечательный. Все ждали прибытия первого поезда в столицу Юго-Осетинской Автономной области (ЮОАО). Железнодорожный состав отправился по новому пути со станции грузинского города Гори. Вагоны и паровоз были украшены цветами и транспарантами. В поезде находились партийные и советские руководители автономии. Как только поезд миновал пограничную с Южной Осетией станцию Шиндиси, навстречу ему на конях выехали красные партизаны-участники становления Советской власти в Осетии. Весь путь до Сталинира сопровождался конной джигитовкой вдоль железнодорожного пути.
Матенадаран – пещера Алладина осетинской истории?
В установлении фактов истории осетинского народа важное значение имеет работа с историческими документами, прежде всего, свидетельствами древности. Ценным источником являются свидетельства армянских авторов, особенно, в части аланского периода истории нашего народа. Армяне с давних пор были соседями алан-осетин, то находясь с ними в состоянии войны, то в мирных сношениях. Еще в советский период, долгие годы говорилось о том, что необходимо тщательно изучить документальные свидетельства, находящиеся в хранилище исторических рукописей в армянском книгохранилище Матенадаране. И изучить их не в переводе, а в оригинале, с древнеармянского. Решение «вызрело» только в 1990 году для чего в Армению направлялись двое способных студента с исторического факультета ЮОГПИ. Однако, грузино-осетинское противостояние, вылившееся в Отечественную войну, поставила крест на этой важной инициативе. Матенадаран так и не открыл нам свои тайны.
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Великая Отечественная война в свидетельствах современников
Расстрел 13 коммунаров. Палачи и жертвы
В истории вооруженных конфликтов всегда есть эпизоды, которые становятся знаковыми. Такие события-символы как «расстрел под Хатынью», «бомбардировка Хиросимы», «атака на Перл-Харбор», «бойня в деревне Сонгми» ассоциируются с конкретными событиями. Подобные символы есть и в Южной Осетии. В новейший период – это Зарская трагедия, а с первым геноцидом южных осетин связан факт расстрела 13 коммунаров. О том, как были расстреляны участники движения за независимость Южной Осетии написано много. Известны и их имена. В общих чертах описана и сама казнь у селения Прис. Но оставались неизвестны имена убийц и детали злодеяния. Считается, что коммунары пали жертвой грузинских гвардейцев, захвативших летом 1920 года Цхинвал. А среди расстрельщиков был Артем Лохов, имя которого в народе стало символом национального предательства. Между тем, при всей верности такого положения, правда оказалась более шокирующей.
Легенда и быль о «Картлийских разбойниках»
«1891 год. Гори – старинный городок в долине Куры. Он не велик, среди него возвышается высокий холм, на холме крепость, по скату холма и у подножья разбросаны маленькие сакли и домишки, почти все они из известняка. На всем городе лежит серый колорит какой-то обособленности и дикой оригинальности. Знойное небо над городом, буйные и мутные волны Куры, и еще дальше, на горизонте, вечно неподвижные белые облака – это горы главного хребта, осыпанные серебряным, никогда не тающим снегом. Центром пейзажа являлась толпа, собравшаяся вокруг виселицы. Выбрали праздник для того, чтобы повесить людей, и толпа горцев была разодета по-праздничному ярко, настроена шумно и жизнерадостно. Окружая два столба с перекладиной, утвержденные на грубо сколоченном помосте, люди, пестро одетые, стройные и смуглые, оживленно сыпали в воздух гортанные слова, адресуя их к двум высоким ребятам, стоявшим на помосте.