Первый профессор из Южной Осетии

21-03-2013, 18:33, История [просмотров 3065]
  • Нравится
  • 0

Первый профессор из Южной ОсетииНа фотографии – известный осетинский ученый, профессор Габараев Сослан Шалвович и известный иранист, языковед, чех по национальности Ладислав Згуста. Снимок сделан во время приезда зарубежного ученого в Южную Осетию. Л.Згуста не только интересовался осетинским языком, но и принял участие в издании «Толкового словаря осетинского языка» написав к нему рецензию. Долгие годы ученого из Чехии связывали с осетинскими коллегами теплые личные и рабочие отношения. Ладислав Згуста был другом осетинского народа, всегда тяжело переживал события последних лет. Известный ученый ушел из жизни в 2007 году.

Крик отчаяния

8-03-2013, 07:49, История [просмотров 2344]
  • Нравится
  • 0

Крик отчаянияЧеловеческая память удивительно коротка, да к тому же избирательна. Есть люди, которые совершенно забывают вчерашний день, но помнят ситуации 20-летней давности. Мы все заблуждаемся в том, что увиденное и пережитое запоминается навсегда. На самом деле печально, но это факт, постепенно со временем все в памяти безвозвратно стирается. Поэтому те, кто помудрее, делают дневниковые записи, тем  самым как бы гарантируют себя от проблем с воспоминаниями. В недавней истории Республики Южная Осетия есть много показательного. Есть моменты, характерные именно для нас. Это часть нашего органического прошлого. Борьба за выживание велась по всем направлениям. Одним из видов своего спасения в те тяжелые времена, помимо непосредственного нахождения на передовой с оружием в руках, были публичные акции, лозунги и транспаранты.  Последние,  порой,  были наивными, вызывали улыбку у наших гостей. Но для нас это были крики о помощи, попытки  хоть  как-то  достучаться до мирового сообщества и спасти себя от неминуемой гибели. Плакатов с призывами о помощи было много. Одни делались профессионально, и долгое время «служили службу». Другие готовились наспех, кое-как, часто людьми никакого отношения к художеству не имеющих. Они существовали буквально день. Каждый из нас может вспомнить не один из таких призывов. Фотографии женщин и детей с транспарантами сохранились на страницах газет, книг, в передачах телевидения, документальных фильмах. Но никто и никогда не предпринимал попытки собрать их и хоть как-то систематизировать. Сделать это удалось только Алексею Георгиевичу Маргиеву, известному архивисту и собирателю книг, газет и исторических документов. Тем самым он сохранил для нас одно из явлений времен, которое как нельзя лучше отражает все тяготы тех дней и ожесточенную борьбу за право на существование.

Осетины глазами русских и иностранных путешественников

8-03-2013, 07:41, История [просмотров 2223]
  • Нравится
  • 0

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты. 

Махмуда ибн Вали, арабский географ (1595 год):

«…Асса (Алания – К.Х.) – из седьмого климата, из городов западной половины обитаемой части света. Область Русь расположена поблизости к нему. Кутаба – из больших городов Асса. Большая часть его населения обитает в степях и на лугах. Богатство их в основном верховые животные и скот, живут благодаря им. Из этой области вывозят мех.

Мужчины Асса крепкие и рослые. Большая часть (их) христиане. В настоящее время из этой области вывозят в Рим и Мавераннахр (Центральная Азия) большое количество военных доспехов, деревянную посуду, невольников. Некоторые женщины той области с красивой внешностью… Из обычаев их это то, что когда кто-либо ворует, его привязывают к дереву и так оставляют до тех пор, пока не помрет и не разложится. По этой причине в той области воров мало, двери лавок и домов день и ночь оставляют открытыми и нет надобности в сторожах».

Южная Осетия. Год за годом (1948 год)

25-02-2013, 17:53, История [просмотров 2307]
  • Нравится
  • 0

23 января прошла сессия Совета депутатов трудящихся Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО), где в числе прочих вопросов обсуждалось и состояние культурно-просветительской работы в области. Было отмечено, что в автономии на январь 1948 года функционирует 1 краеведческий музей, 2 областных библиотек, 3 районных клуба, 12 сельских клуба, 3 районные библиотеки, 36 изб-читален, 2 городские библиотеки, 1 дом культуры, 1 парк отдыха – всего 70 объектов. Были и более конкретные цифры. Так число читателей в библиотеках составляло 1130 человек, с годовой выдачей книг на руки в 20 тысяч книг и журналов, и еще 47 тысяч читателей, прошедших через читальные залы. В культурно-просветительских учреждениях ЮОАО работало 163 человека.

8 апреля Исполком Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области утвердил организационный комитет общества «Друг леса» под председательством И.Кудухова, и предложил председателям исполкомов городских и районных советов организовать комитеты добровольного общества «Друг леса» в составе 3-5 человек.

Цхинвал. Картинки из прошлого

19-02-2013, 05:56, История [просмотров 2912]
  • Нравится
  • 0

Цхинвал. Картинки из прошлогоЦхинвал всегда был пограничным пунктом на границе между Грузией и Южной Осетии. Именно между современной столицей РЮО и грузинским селением Никози проходила граница между исторической грузинской провинцией Картли и Двалетией. Термином «Двалетия» грузинские историки древности обычно называли территорию проживания двалов, которых они в свою очередь традиционно ассоциировали с осетинами.

До установления Советской власти Цхинвал был значительным торгово-ремесленным пунктом. По своему национальному составу он был интернациональным. Здесь проживали осетины, евреи, армяне, грузины, русские... По данным 1900 года в Цхинвальском участке, в который входил сам Цхинвал и близлежащие села, проживало: осетин – 34.478, грузин – 17.068, армян – 753, евреев – 2061, русских – 38... По своему социальному составу это были крестьяне-собственники, купцы, предприниматели, представители духовенства. Крестьяне занимались земледелием, виноградарством, садоводством и огородничеством. Вино, фрукты, овощи, сбывавшиеся на рынке, составляли важную статью в их доходе. Крестьянское хозяйство имело здесь торговый характер с вытекающими из этого последствиями: расслоением крестьянства, развитием товарно-денежных отношений.

Осетины глазами русских и иностранных путешественников

19-02-2013, 05:52, История [просмотров 2193]
  • Нравится
  • 0

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты. 

Корнелий Тацит, древнеримский историк (55 год):

«…Одновременно иберы вторгаются с большим войском в Армению и овладевают городом Артаксатой. Узнав об этом, армянский царь Артабан поручает своему сыну Ороду отмстить неприятелю; он дает ему войско парфян и рассылает людей для набора отрядов наемников; Фарасман со своей стороны поднимает сарматов, скептухи (правители – авт.) которых, приняв подарки от обеих сторон, по обычаю своего племени отправились на помощь и к той, и к другой. Но иберы – хозяева этой страны – быстро пропустили по каспийской дороге сарматов, двинувшихся против армян, между тем как сарматы,  направлявшиеся к парфянам, были легко отрезаны, так как враг запер все проходы кроме единственного – между морем и оконечностями альбанских гор, воспользоваться которым, однако, препятствовало летнее время.

История в фотографии

19-02-2013, 05:42, История [просмотров 2748]
  • Нравится
  • 0

История в фотографииНа фотографии представлена уникальная возможность увидеть сразу два поколения осетинских писателей первой половины прошлого века. Послереволюционное поколение и литераторы, расцвет творчества которых начался после Великой Отечественной войны. Даже в том, что старшие сидят, а молодые писатели и поэты стоят, видна градация в уровне признательности и маститости. Впрочем, и у тех литераторов, которые стоят во второй шеренге все еще впереди: звания, собрания сочинений, радости и разочарования.

Сидят (слева на право): Федр Гаглоев (Гафез), Резо Чочиев, Лади Газзаев, Пауле Санакоев, Елиоз Бекоев, Георгий Джаттиев.

Стоят: Алекси Букулов, Нафи Джуссоев, Реваз Асаев, Петр Пухаев, Георгий Дзугаев, Ила Плиев, Григол Гаглоев.

Кима Кумаритов – подзабытая страница образования Осетии

8-02-2013, 16:41, История [просмотров 3514]
  • Нравится
  • 0

Кима Кумаритов – подзабытая страница образования ОсетииМихаил Давидович Кумаритов, в народе его звали Кима, был из плеяды лучших представителей передовой осетинской интеллигенции первой половины ХХ века. Он один из первых просветителей, народных учителей Южной Осетии, который всю свою жизнь посвятил делу просвещения, образованию своего народа. Многие поколения осетинской интеллигенции обязаны своему первому учителю, который всячески способствовал их приобщению к знаниям. Своим бескорыстным, упорным систематическим трудом Кима Кумаритов снискал к себе уважение и благодарность среди своих соотечественников-осетин. Его жизнь и деятельность заслуживают специального изучения, исследования. Однако, к сожалению, материалов как таковых о Кима Кумаритове не сохранилось. Скудные архивные документы и страницы периодической печати того времени не отражают даже половины его жизни и деятельности. Михаил Давидович Кумаритов родился в 1881 году в с. Куымæриттаты хъау Дзауского района в многодетной, бедной крестьянской семье. В отличие от своих братьев и сестер, которые были приспособлены к труду в крестьянском хозяйстве, Кима рос болезненным и слабым ребенком. Отец понимал, что из него не получится работника в сельском хозяйстве и решил отдать его на учение. К тому же маленький Кима был любознательным и смышленым. Когда ему исполнилось восемь лет, в 1889 году, его отдали в Дзаускую двухклассную школу. Здесь он проявил хорошие способности и окончил школу с отличными отметками. После, в том же 1891 году, отец отвез его в г. Гори, где он поступил в духовную семинарию и в 1903 году окончил ее с отличием. Далее уже Ардонская высшая духовная семинария, в которой на тот момент также учились выходцы из Южной Осетии – Ванеев Захарий (Шакро), Санакоев Лади, Абаев Еста, Шавлохов Александр и другие. В Ардонской духовной семинарии Кима выделялся своими способностями и примерной учебой.

 

 

Южная Осетия. Год за годом (1947 год)

8-02-2013, 16:24, История [просмотров 2669]
  • Нравится
  • 0

В январе в Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО), как всегда, было заснежено. В горах дороги были перекрыты лавинами, на равнине снежными заносами. Впрочем, прежней оторванности от мира жители области особо не ощущали, так как в селах люди могли получать информацию благодаря радио. Репродукторы с черной тканью, натянутой на каркас, давно уже стали обычным явлением не только в помещениях сельсоветов, но и в домах простых колхозников. В 1947 году в ЮОАО было 1195 радиоточек, из них в Сталинире – 861, Дзау – 74, Знаур – 138, Ленингор – 122 радиоприемника. 12 марта прошло заседание Облисполкома ЮОАО, на котором было принято постановление об увековечивании памяти погибшего Героя Советского Союза Василия Чочиева. В нем говорилось «Удовлетворить ходатайство педколлектива и учащихся Ванатской средней школы и присвоить имя Василия Чочиева Ванатской средней школе». Также улица Новая Набережная переименовывалась в улицу Чочиева, устанавливалась мемориальная доска на доме, в котором жил В.Чочиев в городе Сталинир, по ул.Сталина №18. Предписывалось также «воздвигнуть памятник В.Чочиеву в городе Сталинир». В 1947 учебном году в Сталинирском Государственном педагогическом институте функционировало три факультета: физико-математический, естественный и факультет языка и литературы (с отделениями русского, грузинского и осетинского языков). Контингент приема был установлен в 200 человек, всего студентов было 632 человека. Состав преподавателей насчитывал профессоров – 1, доцентов – 19, преподавателей – 37. Система школьного образования включала 29 средних школ, 59 восьмилетних, 273 начальных с общим количество учеников 24 030 учащихся. Функционировало три детских дома и 6 детских садов.

«Кровавое Рождество». День, когда умерли иллюзии

17-01-2013, 13:51, История [просмотров 2424]
  • Нравится
  • 0

«Кровавое Рождество». День, когда умерли иллюзииСветлый праздник Рождества Христова в Южной Осетии уже 22 года неотрывно связан с трагической датой. 6 января 1991 года является началом вооруженной фазы агрессии Грузии против народа Южной Осетии 1989-1992 гг. 22 года назад руководство Грузии ввело в Цхинвал подразделения милиции, национальной гвардии, переодетых в милицейскую форму грузинских боевиков, а также амнистированных специально для захвата Южной Осетии уголовников и наркоманов – всего около шести тысяч человек с военной техникой, которые начали производить обыски, аресты, грабежи, убийства осетин, поджог жилых домов. Внутренние войска МВД СССР, находящиеся в Цхинвале для поддержания стабильности, под покровом ночи по приказу генерала Малюшкина сняли посты на подступах к городу, чтобы в столицу РЮО беспрепятственно могли войти грузинские неофашисты. На утро центр города уже был занят грузинами. Вскоре появились первые жертвы. Началось вооруженное противостояние прямо на улицах столицы. Грузинские бандформирования были выбиты из Цхинвала, однако, покинув город, грузинские боевики заняли господствующие высоты и в упор расстреливали жилые кварталы из орудий и ракетных установок. Начались экономическая, энергетическая, водная и информационная блокады. В конце января под предлогом мирных переговоров с руководством Грузии был похищен и препровожден в тюрьму Председатель Верховного Совета Республики Торез Кулумбегов. В результате грузинского террора только с 6 января по 1 сентября 1991 г. было убито 209 человек, ранено 460 мирных жителей, пропало без вести 150 человек...

Новости

«    Май 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031