Южная Осетия. Год за годом (1948 год)

25-02-2013, 17:53, История [просмотров 2176]
  • Нравится
  • 0

23 января прошла сессия Совета депутатов трудящихся Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО), где в числе прочих вопросов обсуждалось и состояние культурно-просветительской работы в области. Было отмечено, что в автономии на январь 1948 года функционирует 1 краеведческий музей, 2 областных библиотек, 3 районных клуба, 12 сельских клуба, 3 районные библиотеки, 36 изб-читален, 2 городские библиотеки, 1 дом культуры, 1 парк отдыха – всего 70 объектов. Были и более конкретные цифры. Так число читателей в библиотеках составляло 1130 человек, с годовой выдачей книг на руки в 20 тысяч книг и журналов, и еще 47 тысяч читателей, прошедших через читальные залы. В культурно-просветительских учреждениях ЮОАО работало 163 человека.

8 апреля Исполком Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области утвердил организационный комитет общества «Друг леса» под председательством И.Кудухова, и предложил председателям исполкомов городских и районных советов организовать комитеты добровольного общества «Друг леса» в составе 3-5 человек.

Цхинвал. Картинки из прошлого

19-02-2013, 05:56, История [просмотров 2735]
  • Нравится
  • 0

Цхинвал. Картинки из прошлогоЦхинвал всегда был пограничным пунктом на границе между Грузией и Южной Осетии. Именно между современной столицей РЮО и грузинским селением Никози проходила граница между исторической грузинской провинцией Картли и Двалетией. Термином «Двалетия» грузинские историки древности обычно называли территорию проживания двалов, которых они в свою очередь традиционно ассоциировали с осетинами.

До установления Советской власти Цхинвал был значительным торгово-ремесленным пунктом. По своему национальному составу он был интернациональным. Здесь проживали осетины, евреи, армяне, грузины, русские... По данным 1900 года в Цхинвальском участке, в который входил сам Цхинвал и близлежащие села, проживало: осетин – 34.478, грузин – 17.068, армян – 753, евреев – 2061, русских – 38... По своему социальному составу это были крестьяне-собственники, купцы, предприниматели, представители духовенства. Крестьяне занимались земледелием, виноградарством, садоводством и огородничеством. Вино, фрукты, овощи, сбывавшиеся на рынке, составляли важную статью в их доходе. Крестьянское хозяйство имело здесь торговый характер с вытекающими из этого последствиями: расслоением крестьянства, развитием товарно-денежных отношений.

Осетины глазами русских и иностранных путешественников

19-02-2013, 05:52, История [просмотров 2061]
  • Нравится
  • 0

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты. 

Корнелий Тацит, древнеримский историк (55 год):

«…Одновременно иберы вторгаются с большим войском в Армению и овладевают городом Артаксатой. Узнав об этом, армянский царь Артабан поручает своему сыну Ороду отмстить неприятелю; он дает ему войско парфян и рассылает людей для набора отрядов наемников; Фарасман со своей стороны поднимает сарматов, скептухи (правители – авт.) которых, приняв подарки от обеих сторон, по обычаю своего племени отправились на помощь и к той, и к другой. Но иберы – хозяева этой страны – быстро пропустили по каспийской дороге сарматов, двинувшихся против армян, между тем как сарматы,  направлявшиеся к парфянам, были легко отрезаны, так как враг запер все проходы кроме единственного – между морем и оконечностями альбанских гор, воспользоваться которым, однако, препятствовало летнее время.

История в фотографии

19-02-2013, 05:42, История [просмотров 2596]
  • Нравится
  • 0

История в фотографииНа фотографии представлена уникальная возможность увидеть сразу два поколения осетинских писателей первой половины прошлого века. Послереволюционное поколение и литераторы, расцвет творчества которых начался после Великой Отечественной войны. Даже в том, что старшие сидят, а молодые писатели и поэты стоят, видна градация в уровне признательности и маститости. Впрочем, и у тех литераторов, которые стоят во второй шеренге все еще впереди: звания, собрания сочинений, радости и разочарования.

Сидят (слева на право): Федр Гаглоев (Гафез), Резо Чочиев, Лади Газзаев, Пауле Санакоев, Елиоз Бекоев, Георгий Джаттиев.

Стоят: Алекси Букулов, Нафи Джуссоев, Реваз Асаев, Петр Пухаев, Георгий Дзугаев, Ила Плиев, Григол Гаглоев.

Кима Кумаритов – подзабытая страница образования Осетии

8-02-2013, 16:41, История [просмотров 3355]
  • Нравится
  • 0

Кима Кумаритов – подзабытая страница образования ОсетииМихаил Давидович Кумаритов, в народе его звали Кима, был из плеяды лучших представителей передовой осетинской интеллигенции первой половины ХХ века. Он один из первых просветителей, народных учителей Южной Осетии, который всю свою жизнь посвятил делу просвещения, образованию своего народа. Многие поколения осетинской интеллигенции обязаны своему первому учителю, который всячески способствовал их приобщению к знаниям. Своим бескорыстным, упорным систематическим трудом Кима Кумаритов снискал к себе уважение и благодарность среди своих соотечественников-осетин. Его жизнь и деятельность заслуживают специального изучения, исследования. Однако, к сожалению, материалов как таковых о Кима Кумаритове не сохранилось. Скудные архивные документы и страницы периодической печати того времени не отражают даже половины его жизни и деятельности. Михаил Давидович Кумаритов родился в 1881 году в с. Куымæриттаты хъау Дзауского района в многодетной, бедной крестьянской семье. В отличие от своих братьев и сестер, которые были приспособлены к труду в крестьянском хозяйстве, Кима рос болезненным и слабым ребенком. Отец понимал, что из него не получится работника в сельском хозяйстве и решил отдать его на учение. К тому же маленький Кима был любознательным и смышленым. Когда ему исполнилось восемь лет, в 1889 году, его отдали в Дзаускую двухклассную школу. Здесь он проявил хорошие способности и окончил школу с отличными отметками. После, в том же 1891 году, отец отвез его в г. Гори, где он поступил в духовную семинарию и в 1903 году окончил ее с отличием. Далее уже Ардонская высшая духовная семинария, в которой на тот момент также учились выходцы из Южной Осетии – Ванеев Захарий (Шакро), Санакоев Лади, Абаев Еста, Шавлохов Александр и другие. В Ардонской духовной семинарии Кима выделялся своими способностями и примерной учебой.

 

 

Южная Осетия. Год за годом (1947 год)

8-02-2013, 16:24, История [просмотров 2517]
  • Нравится
  • 0

В январе в Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО), как всегда, было заснежено. В горах дороги были перекрыты лавинами, на равнине снежными заносами. Впрочем, прежней оторванности от мира жители области особо не ощущали, так как в селах люди могли получать информацию благодаря радио. Репродукторы с черной тканью, натянутой на каркас, давно уже стали обычным явлением не только в помещениях сельсоветов, но и в домах простых колхозников. В 1947 году в ЮОАО было 1195 радиоточек, из них в Сталинире – 861, Дзау – 74, Знаур – 138, Ленингор – 122 радиоприемника. 12 марта прошло заседание Облисполкома ЮОАО, на котором было принято постановление об увековечивании памяти погибшего Героя Советского Союза Василия Чочиева. В нем говорилось «Удовлетворить ходатайство педколлектива и учащихся Ванатской средней школы и присвоить имя Василия Чочиева Ванатской средней школе». Также улица Новая Набережная переименовывалась в улицу Чочиева, устанавливалась мемориальная доска на доме, в котором жил В.Чочиев в городе Сталинир, по ул.Сталина №18. Предписывалось также «воздвигнуть памятник В.Чочиеву в городе Сталинир». В 1947 учебном году в Сталинирском Государственном педагогическом институте функционировало три факультета: физико-математический, естественный и факультет языка и литературы (с отделениями русского, грузинского и осетинского языков). Контингент приема был установлен в 200 человек, всего студентов было 632 человека. Состав преподавателей насчитывал профессоров – 1, доцентов – 19, преподавателей – 37. Система школьного образования включала 29 средних школ, 59 восьмилетних, 273 начальных с общим количество учеников 24 030 учащихся. Функционировало три детских дома и 6 детских садов.

«Кровавое Рождество». День, когда умерли иллюзии

17-01-2013, 13:51, История [просмотров 2279]
  • Нравится
  • 0

«Кровавое Рождество». День, когда умерли иллюзииСветлый праздник Рождества Христова в Южной Осетии уже 22 года неотрывно связан с трагической датой. 6 января 1991 года является началом вооруженной фазы агрессии Грузии против народа Южной Осетии 1989-1992 гг. 22 года назад руководство Грузии ввело в Цхинвал подразделения милиции, национальной гвардии, переодетых в милицейскую форму грузинских боевиков, а также амнистированных специально для захвата Южной Осетии уголовников и наркоманов – всего около шести тысяч человек с военной техникой, которые начали производить обыски, аресты, грабежи, убийства осетин, поджог жилых домов. Внутренние войска МВД СССР, находящиеся в Цхинвале для поддержания стабильности, под покровом ночи по приказу генерала Малюшкина сняли посты на подступах к городу, чтобы в столицу РЮО беспрепятственно могли войти грузинские неофашисты. На утро центр города уже был занят грузинами. Вскоре появились первые жертвы. Началось вооруженное противостояние прямо на улицах столицы. Грузинские бандформирования были выбиты из Цхинвала, однако, покинув город, грузинские боевики заняли господствующие высоты и в упор расстреливали жилые кварталы из орудий и ракетных установок. Начались экономическая, энергетическая, водная и информационная блокады. В конце января под предлогом мирных переговоров с руководством Грузии был похищен и препровожден в тюрьму Председатель Верховного Совета Республики Торез Кулумбегов. В результате грузинского террора только с 6 января по 1 сентября 1991 г. было убито 209 человек, ранено 460 мирных жителей, пропало без вести 150 человек...

Южная Осетия. Год за годом (1946 год)

30-12-2012, 22:16, История [просмотров 2646]
  • Нравится
  • 0

5 января 1946 года вышло постановление Облисполкома Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО) об увековечивании памяти писателя М. Шавлохова. В нем предписывалось присвоить имя М.Шавлохова Сталинирскому педагогическому училищу, строящейся улице в г. Сталинир, воздвигнуть памятник в столице ЮОАО. В текущем году издать полный сборник трудов писателя, а также установить мемориальную доску на доме, в котором жил М. Шавлохов по ул. Сталина №17.

14 февраля было принято постановление Совета народных депутатов ЮОАО о проведении конкурса среди колхозов, производящих вино. Первая премия – 10.000 рублей, вторая – 5 000 и третья – 3000 рублей. Организовать конкурс было поручено заведующему областным земельным отделом С. Тибилову. В то время колхозы, выращивающие виноград на вино, были в большом количестве. Каждый из них имел в Сталинире и в райцентрах точки по реализации хмельного напитка. В народе такие магазинчики так и назывались «точки».

28 февраля был создан областной шахматный клуб, который разместился в Парке культуры и отдыха. Его руководству рекомендовалось в «целях повышения квалификации шахматистов практиковать организацию показательных шахматных турниров, а также индивидуальные встречи с приглашением опытных шахматистов».

Неразгаданная тайна Царциатæ

1-12-2012, 15:24, История [просмотров 3862]
  • Нравится
  • 0

Неразгаданная тайна ЦарциатæИз исторических источников известно, что в Южной Осетии в раннем средневековье существовал город, населенный неким таинственным народом. Об этом свидетельствуют легенды и сказания, дошедшие до наших времен с рассказов местных жителей высокогорного ущелья Урстуалгом. Но в эти легенды до сих пор мало кто верит, считая их плодом вымысла, этаким фольклорным материалом, подобным эпическим сказаниям о нартах. Между тем, в середине прошлого века близ селения Едыс Дзауского района в результате археологических раскопок были обнаружены следы поселения со множеством остатков жилищ, мастерских и т.д. В некоторых местах их фундамент сохранился и до наших дней. Холм, близ которого были обнаружены эти исторические находки, местные жители издревле называли «Царциаты калак». Археологические раскопки показали, что здесь в древности находился немалый по тем временам город, возможно, город ремесленников. Тогда же историками было озвучено мнение, что по всей видимости заселяли его аланы. Подобный вывод сделан не случайно, ученые проанализировали характер обнаруженных захоронений и пришли к выводу, что найденное там оружие, предметы утвари и характер погребений практически аналогичен материалу, который в разное время был обнаружен в аланских захоронениях в ряде других мест. Казалось бы, эти находки не могут представлять какого-либо интереса в плане проведения родственных параллелей, поскольку аланы являлись прямыми предками современных осетин. Но в подобных исследованиях  нет-нет, да всплывают упоминания о таинственных царциата. Пусть и основываются они лишь на мифах и легендах.

Аланские христианские мученики или загадка древнего преступления

1-12-2012, 15:13, История [просмотров 8447]
  • Нравится
  • 0

Аланские христианские мученики или загадка древнего преступленияВ истории христианства немало мучеников аланского происхождения. Причем часть из них стала таковыми задолго до того, как в самой Алании христианство стало официальной религией. Наиболее известные святые-мученики это Николай Двальский (Туальский) и Христодул, «званный осетином». Но наибольший интерес представляют все же святые мученики Сукиас и его 16 аланских сподвижников. Для большинства людей, знакомых с этим именем, известно немного. Был такой знатный алан Баракад, прибывший с аланской царевной Сатаной (Сатеник) в Армению. Согласно договору между армянским и аланским правителями заключался династический брак. Здесь Баракад и его 16 знатных спутников принимают христианство. По прошествии времени аланский царь посылает к ним гонца с требованием вернуться на Родину. Баракад, получивший при крещении имя  Сукиас  и  его  спутники  отказываются. За неповиновение они были убиты аланскими эмиссарами. Такова в общих чертах легенда о Сукиасе (Баракаде) и его  аланских  сподвижниках.  Но  эта история, конечно же, более содержательная. В I веке нашей эры в Армению вторгается большое аланское войско. В его составе также военные дружины Иберийского царства и северокавказские военные отряды. Это обычный для того времени поход за добычей для алан, а для иберийцев – попытка с помощью сторонней силы сломить все возрастающее влияние Армянского царства в Закавказье. В истории это вторжение сохранилось и в связи с именем аланской царевны Сатаны (Шатаны) ставшей впоследствии армянской царицей по имени Сатеник. По всей видимости, итогом военной кампании алан стало заключение перемирия между аланским царем Шапухом и армянским правителем Арташесом. И как одно из традиционных форм оформления таких соглашений – династический брак между царствующими домами Алании и Армении.

Новости

«    Декабрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Популярно