Зарождение театрального искусства у осетин
Прослеживая народные обряды осетин древности, мы находим в них элементы зарождения драматического действия и присутствие театрального элемента. К примеру, ярко театральны такие обряды, как свадебный и похоронный. Искусство плакальщиц, которое требовало редкого сочетания поэтического дара и природных актерских данных, высоко ценилось в народе. Нередко скорбная импровизация плакальщицы поражало глубиной мысли, поэтической формой, образности языка, драматизмом и мастерством исполнения. Более того четко стали появляться театральные элементы во всех календарных обрядах и игрищах. Все это было делом простого люда. Однако определенные навыки исполнительского мастерства эти участники, естественно, в практике жизни приобретали.
Говоря о виртуальном зарождении театрального искусства у осетин, нужно, по всей видимости, вспомнить и сказителей, которые играли большую роль в духовной жизни осетинского народа. Они в сопровождении осетинского фæндыра речитативом рассказывали народные предания, сказки, легенды. Слушать их собирался и стар и млад. И нередко подобное действо сказителя превращалось в целое представление. Известный осетинский этнограф и художник Махарбег Туганов писал о том, что знаменитый осетинский сказитель Бибо Дзугутов («Куырм Бибо») нередко сопровождал свои выступления своеобразными кукольными представлениями. «Куырм Бибо обладал приятным голосом, которому аккомпанировал на своем «хъиссын фæндыр»-е. Длинный, как палка, наконечник фæндыра упирался в землю. Чаша фæндыра, крытая воловьей кожей, была необычно большого размера. Это придавало усиленный звук фæндыру. Репертуар его был настолько богат и неисчерпаем, что мог занимать своими сказаниями, песнями, прибаутками и шуточными песенками-рассказами в течение всей свадебной недели. Для молодежи у него были веселые танцевальные мотивы, для любителей нартских сказаний и исторических песен – богатые по содержанию и по языку «кадджытæ». От грустного сказания о гибели Æфхæрдты Хасана и других у слушателей по щекам текли слезы. Бибо сразу переключался на веселые, шуточные, смешные песни. Нахмуренные лица сразу же расплывались в широкой улыбке. Лучшей подмогой в этом случае ему служили «чындзытæ» (куклы одетые в черкески и девичий наряд). Мальчик – поводырь расставлял куклы на опрокинутой вверх дном большой чаше с небольшим отверстием. Вдруг куклы начинали вертеться и танцевать под добрую и веселую игру Бибо…».
Источником веселья и бодрости в народе так же были древние шуточные танцы, к примеру хороводный «Чепена». Это был танец сплошного смеха и веселья. Часто куплеты носили сатирический характер. Попадало и попам, и приставам, и всем угнетателям простого народа. Элементы театрального искусства были и в представлениях ряженых, которые одевали самодельные войлочные вывернутые наизнанку шубы, шапки. Раскраска лица, одевание шкур, попытки изменить свою внешность, сделать ее более смешной или же страшной, подчиняется основному замыслу сделать внешность в соответствии изображаемому образу. Эту же цель преследовала и костюмировка. При этом вчерашний зритель становился непосредственным участником этих игр. А наиболее талантливые занимались этим всю жизнь. Поэтому народные игры и танцы, сказания и представления позволяли с полным основанием надеяться, что среди осетин найдутся талантливые актеры и что язык театра будет понят осетинским зрителем. И как результат, вскоре в Осетии появляются энтузиасты создания осетинского драматического искусства.
Осетинский народ в условиях царской России долгое время был лишен возможности иметь свой театр. Первые попытки создания осетинского драматического театра в форме любительских спектаклей были предприняты передовыми представителями осетинской интеллигенции. Они сумели в условиях царского самодержавия и жестокого гнета овладеть знаниями и получить хотя бы скромное образование.
Перед энтузиастами создания первых осетинских драматических спектаклей стояли большие препятствия. Во-первых, царские власти относились к таким попыткам с большой подозрительностью. Политика царского правительства в области культуры преследовала цель задержать развитие национальной культуры нерусских народов, удушить признаки культуры и просвещения на окраинах.
Мало кто знает, что первые попытки создания осетинского театра были связаны с именем великого Коста Хетагурова. Его стихи декламировались и распевались на вечерах, устраиваемых по инициативе передовой осетинской молодежи. Коста написана на русском языке пьеса «Дуня», ранее она называлась «Курсистка» в 1892 году. В 1911 году она была поставлена на сцене на осетинском языке в Тифлисе драматическим кружком при осетинском издательском обществе. Заглавную роль Дуни исполнила Софья Ивановна Абаева, старшая сестра Васо Абаева.
В то время уже были известны пьесы Елбыздыко Бритаева – «Уæрæсæйдзау» и «Худинаджы бæсты мæлæт». Бритаев среди культурных деятелей того времени выделялся своим литературным талантом, просвещенностью и свободомыслием. Он положил основу осетинской драматургии, осетинскому театру. В родном селе Дæллагхъæу, в школьном помещении в 1904 году Елбыздыхъо поставил спектакль по своей пьесе «Уæрæсæйдзау», и позже – «Худинаджы бæсты мæлæт». Спектакли прошли успешно. Вызвали большой интерес.
Первые любительские драматические кружки возникли в начале XX века в Северной Осетии, в селах Ольгинском, Ардоне, Алагире, затем во Владикавказе. К этому времени появляются пьесы Розы Кочисовой, Давида Караева, Алихана Токаева. Попытки создания драматических произведений делал и рабочий бакинских нефтепромыслов, профессиональный Габо Сиукаев, известный широким массам трудящихся под кличкой «Искра». Им была написана пьеса «Свадьба», но, к сожалению, она утеряна.
Летом 1904 года семинаристы Ардонской духовной семинарии решили организовать драмкружок в Южной Осетии. Организаторами были Абаев Еста и Санакоев Лади, Ванеев Шакро, Шавлохов Александр, Бежанов Сардо, Кумаритов Кима, Соттиев Нестор и др. Впервые в Южной Осетии были поставлены пьесы Елбыздыхъо Бритаева в 1904 году летом в селе Сба, затем – в Згубир, Кусджытæ, а потом в Дзау. Первый осетинский театр 1904 г. пустил глубокие корни всюду. Во всех уголках обеих Осетий стали ставить спектакли. Особенно осетинские любительские драмкружки стали действовать во Владикавказе и Тифлисе в 1906-1917 гг.
Тифлисские осетины, учредив любительский драмкружок в 1906 году сразу приступили к активной работе. Участниками этого кружка были: Абаев Вано – педагог, Алдатов Игнат – ученик художественного училища, Гаглоев Ираклий – учащийся, Гаглоев Рутен – учащийся, Датиев Гадзбе – чиновник, Келехсаев Николай – рабочий, Тунагов Абе – служащий, Хабаев Хечасса – офицер и др.
Спектакли этого драмкружка положили начало регулярным постановкам на осетинской сцене, заложили основу, фундамент профессионального осетинского театра в Цхинвале в 1931 г. Из этого кружка вышли профессиональные артисты, которые до конца служили театральному искусству: Софя Джадтиева, Иван (Дзæбидо) Дзахов, Александра Парастаева-Гукаева, Софья Абаева…
Ирина Бигулаева,
старший научный сотрудник ЮОНИИ им. З.Н. Ванеева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.