Осетины глазами русских и иностранных путешественников

23-12-2014, 21:41, История [просмотров 3145] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.

 

Вышеславцев П., российский экономист (1847 г.):

«С криком, смехом и рассказами укладывали осетины свой хворост в сажени, кладя его по одному прутику; иные закусывали в духане, бегали взад и вперед. Вообще осетины всегда веселы, живы, разговорчивы и приветливы, в чем совершено противоположны своим соседям – задумчивым грузинам…

Если бы осетины были слишком преданы интересам и заботам материальным, вынужденные природой заботиться вечно об одном земном, то этим бы несколько объяснилась малая забота их о духовном, но, напротив, никто меньше их не думает о завтрашнем дне, никто меньше не занят хозяйством и работою. Природа Швеции и Северной Шотландии сурова не меньше природы гор Кавказа, но народ этих двух государств деятелен, трудолюбив, честен и достаточен, и потому и мы можем со временем надеяться видеть осетин народом богатым и трудолюбивым...

Не отрицая влияния в некоторых отношениях окружающей природы на человека, заметим, что влияние это обнаруживается во многих случаях и между осетинами. Так, например, в Осетии и у многих других горских племен нет разделения народа на классы и звания, у них все равны, все независимы. При таком состоянии народа трудно утвердиться в горах власти одного лица или немногих так же, как трудно составиться одному большому владению. Примеры этому представляет не один Кавказ, но Швейцария и Шотландия, населенные все племенами более или менее отдельными или разделенные на классы, поколения, кантоны и независимые общества. По одному влиянию природы на душу и организм человека жители гор одарены смелым и сильным духом, характером энергическим и любовью к свободе, присоединив к этому средства легко укрываться от сильнейшего неприятеля на недоступных высотах и в лесах и вредить ему на каждом шагу, легко понять, что власть одного имама, Султана, короля, и как бы она ни называлась, утвердиться в горах не может».

 

Газета «Тифлисский листок» (1901 г.):

 «Почти в каждой местности существуют свои поверья и предания о кладе, который, однако, никому не дается в руки, потому что никто не умеет взяться за дело так, как следует. Такое предание существует и в Горийском уезде. Тут недалеко от села Бекмар растет группа деревьев, а около них стоит часовня – местная святыня. По рассказам старожилов, передаваемым от одного поколения к другому, недалеко от этой часовни в имении местных жителей Г. зарыт неисчерпаемый клад, состоящий из золотых вещей и разных сокровищ, между которыми особенно замечательна осетинская шашка древнего образца, разукрашенная драгоценными камнями. Но клад охраняет «далимон»-нечистая сила.

Нашлись охотники, которые вздумали реализовать ходившие до сих пор слухи о кладе. С целью добиться более точных о нем сведений обратились к гадальщице, которая и подтвердила факт существования клада. Тогда владельцы земли решили во что бы то ни стало докопаться до клада, но желали это сделать в секрете от других. Слухи об этом, конечно, разнеслись по околотку, и двое посторонних лиц, желая опередить хозяев земли, явились в одну прекрасную ночь на место предполагаемого клада, но едва они развели костер и приступили к откапыванию клада, как явились хозяева земли и исколотили злоумышленников до полусмерти. С тех пор владельцы земли не знали покоя от своего «неисчерпаемого клада»: не проходило ночи, чтобы они раза 3-4 не осматривали свою землю, а затем они приставили и караульных, которые сторожили целые ночи напролет. В одну из таких морозных ночей караульный сильно простудился и заболел, но суеверный народ приписал причину болезни «далимону», который рассердился за посягательство на его собственность. По обыкновению обратились к гадальщице, которая посоветовала не доискиваться клада и не охранять место, так как, по-видимому, «далимон» обижается. Совета гадальщицы послушались и оставили в покое клад, который таким образом и остается неприкосновенной собственностью «далимона», а владельцы земли видели себя богатыми лишь во сне...».

 

Газета «Петроградские ведомости» (1916 г.):

«Из горцев Северного Кавказа постоянную воинскую повинность отбывают только осетины, но, несмотря на это, масса осетинской молодежи в первые же дни войны постаралась записаться в ряды русской армии. Осетины, как мусульмане, так и христиане, уже с древних пор несут службу русскому оружию. Отдельные лица привилегированного сословия попадали на службу еще при Екатерине Великой. Затем с появлением на Кавказе Ермолова поступление их в ряды армии принимает уже массовый характер.

В 1877 году осетины в составе нескольких сотен добровольно идут на войну против турок. Их боевые действия попадают на страницы истории, Скобелев ими не нахвалится, а Верещагин, современник той войны, посвящает подвигам осетин немало страниц; в довершение всего они получают Георгиевский штандарт. Рассказывают такой случай из нынешней войны.

В одном деле с австрийцами осетинский дивизион оказался окруженным превосходящим числом неприятеля. Казалось, выхода больше не было, как только сдаться, чего, видимо, уже ожидал неприятель, осыпая осетин градом пуль. Но осетины твердо помнили завет отцов – не сдаваться с оружием в руках. Такая сдача для горцев – позор не только для сдавшегося живым врагу, но и для всего остального их рода. Они запели старинную боевую песню, которую поют в предсмертный час жестокого боя, и во главе со своим офицером, тоже осетином, бросились на врага, смяли его и прорвались к своим. Хотя это не обошлось для них без потерь, но сдача врагу пугала их сильнее смерти.

 

На войне осетины отличаются истинно товарищеским духом и братским друг к другу отношением. Оставить раненого или труп командира или земляка нижнего чина на поле брани – для них большой позор».


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно