Первый летчик-осетин
Год 2014 – столетие начала Первой мировой войны. Первой войны, ввергнувшей народы мира в неимоверные страдания и потери. Практически не осталось народов, начиная от туркменов до африканских зуавов, которые бы не были вовлечены в эту безжалостную мясорубку.
На полях мировой войны воевали, безусловно, и осетины. В рассказах об участниках военных действий вспоминают о пехотинцах, кавалеристах, артиллеристах. Но была еще одна военная сфера, где были представлены наши соотечественники. Это боевая авиация. И хотя каста военных летчиков была небольшой, избранной, тем не менее и здесь оказались представлены выходцы из Осетии.
Джамбулат Кануков считается первым летчиком-осетином. Родился он в 1875 году, происходил из знатного рода, получил хорошее образование. Что уже само по себе давало ему возможность для получения высоких военных чинов. Но путь в небо не был прямым.
Начальное образование Д.Кануков получил во Владикавказской мужской гимназии. После окончил Тверское кавалерийское училище, был направлен на службу в Белорусский полк. В 1912 году уволен в запас.
В начале Первой мировой войны Д.Кануков как и сотни его земляков, добровольно вернулся в армию. Зачислен в Нижегородский пехотный полк, где за боевые отличия был произведен в офицеры. Будучи на фронте он был свидетелем использования аэропланов. Авиация тогда только зарождалась, но уже была овеяна романтикой.
В 1915 году Д.Кануков подал рапорт о переводе в боевую авиацию. Начальство долго не хотело отпускать отважного и перспективного офицера, но после смирилось с упорством осетина. Вскоре Д. Кануков был переведен наблюдателем в 17-й Корпусной авиаотряд. С 17 октября 1915 по 7 августа 1916 года Джамбулат обучался в военной авиационной школе. В одном из учебных полетов, он потерпел аварию, но остался жив. Успешно окончив школу, получил звание «военный летчик». Кануков оказался талантливым, успешным летчиком, заслужил несколько боевых орденов, и быстро продвинулся по службе. 24 марта 1917 года был назначен командиром 30-го Корпусного авиаотряда.
Служба в военной авиации была, конечно же, престижной. Но весьма опасной. Так, в то время летчики еще не имели парашютов, и даже небольшое повреждение или поломка в полете становилась причиной гибели авиатора. Но еще труднее было воевать в воздухе.
На протяжении всей войны главной задачей авиации была разведка и корректировка артиллерийского огня. Первоначально воздушная разведка была малоэффективной из-за несовершенства конструкций аэропланов, что увеличивало риск посадки на неприятельской территории. От разведки, кстати, произошла и бомбардировка: отправляясь в полет, пилоты часто брали с собой бомбы, чтобы не только сфотографировать, но и разрушить объекты противника.
Для борьбы с самолетами противника образовалась истребительная авиация. Но вначале на аэропланах не было встроенного бортового оружия; рекомендовалось, «заметив самолет противника, полететь к нему навстречу и, пролетая над ним, сбросить на него снаряд сверху». «Снарядом» при этом служили дротики, гири или просто бруски металла, которыми старались повредить самолет или убить летчика. Предлагалось также «искусным маневром вблизи летящего самолета образовать воздушные вихри, грозящие ему катастрофой». В первых воздушных боях активно использовались тараны. При этом летчики обычно старались колесами собственной машины поломать фюзеляж или крылья самолета противника.
Практиковалось и принуждение противника к посадке. При этом старались либо загнать его слишком высоко, чтобы у него замерз двигатель, либо прижать противника к земле, чтобы лишить его возможности маневрировать. На самолет противника пытались набросить аркан или «кошку» с целью остановить работу пропеллера. Иногда к «кошке» прикрепляли дымовые или динамитные шашки.
Затем летчиков стали вооружать пистолетами и карабинами: летчик должен был подлететь к противнику и застрелить его.
Постепенно менялась тактика, совершенствовалось вооружение, прицельные приспособления, и к концу войны авиация уже представляла из себя грозную военную силу.
Для России участие в Первой мировой войне закончилось известными политическими переменами внутри страны. К концу 1917 года российская армия под влиянием большевистской пропаганды начала разваливаться и к началу 1918 года большинство армейских частей уже почти не существовали. Разруха охватила не только хозяйство и политическую систему, но и армию, в том числе и военную авиацию. Джамбулат Кануков вместе с братом Хасбулатом остались на Украине, где базировался его авиаотряд. Здесь же авиационное подразделение было расформировано.
Но вскоре ситуация изменилась. Украина, обретя независимость, стала создавать собственные вооруженные силы. И, конечно же, свою военную авиацию. В ноябре 1918 г. при формировании украинской армии был создан «летунский отдел». Командиром 1-го летунского отряда стал полковник Борис Губер. В декабре 1918 года в этот авиаотряд в чине полковника поступил Джамбулат Кануков, который стал командиром 1-й летунской сотни. Вместе с ним здесь начал служить и его младший брат хорунжий Хасбулат Кануков. Самое интересное, что в первом списке авиаотряда Джамболат числился как «грузин», а его брат – «осетин».
Подразделение, имея в своем составе около двадцати самолетов типа «Ньюпор», «Альбатрос», «Фарман», «Даймлер», принимало активное участие в боевых действиях против польских войск, являвшихся, в то время, главным противником Украины. В течение 1919 г. летчики неоднократно вступали в бой. Им приходилось выполнять разнообразные задания, в том числе и такие уникальные для авиации тех лет, как разрушение моста через реку Сан у города Перемышль.
Кстати, одним из польских аэропланов, которые сбил над Украиной Д.Кануков, управлял американский летчик, служивший в польской авиации пилотом-инструктором. Всего «воздушный джигит» сбил девять польских истребителей из 16, которые числились на счету его авиаотряда. Командующий украинской авиацией Петр Франко так характеризовал осетинского пилота: «Полковник Кануков был замечательный знаток летания и хороший организатор. Своей веселой, общительной натурой скоро сумел приворожить всех. Всегда имел новые «баснословные» идеи: монтировал мощные двигатели на маленькие аэропланы, чтобы дойти до большой скорости, наших пилотов, умевших летать только на медленных «авиятках» и «льйодах» (типы самолетов – прим.ред.), посадил на скорые «ньюпоры» и не останавливался неудачами. Полковник Кануков с самого звука двигателя определял безошибочно, какой самолет летит».
Зарождающаяся украинская авиация очень нуждалась в таких опытных специалистах, как полковник Кануков. Он был опытным авиатором, умелым организатором. Украинская авиация набиралась опыта и нарастала техникой и личным составом – вскоре авиаотряд стал полком. Летчики набирались боевого опыта, но были и потери.
5 февраля 1919 года произошел нелепый и трагический случай. В этот день командир полка полковник Губер решил провести занятие с авиаторами по ознакомлению с конструкцией авиабомб немецкого образца. Когда он попытался продемонстрировать действие взрывателя, боеприпас взорвался. Погибли командир и семь курсантов, в их числе хорунжий Хасбулат Кануков.
После гибели Губера полк возглавил Джамбулат Кануков. Но рок оказался безжалостным и в отношении него. 15 мая 1919 года полковник Кануков погиб в авиационной катастрофе у Тернополя. Во время полета его самолет неожиданно спикировал с высоты 500 метров и разбился. Впрочем, есть указание на гибель Д.Канукова в групповом воздушном бою.
Так трагически, вдали от Осетии окончилась жизнь мужественного авиатора, Героя Первой мировой войны, первого летчика осетина Джамбулата Канукова.
То, что имя это было забыто, не вызывает удивление. Все, кто в свое время не примкнул к власти большевиков, перестали существовать для официальной советской истории. И лишь сегодня, когда прошлое уже не просеивается через сито коммунистической идеологии, мы узнаем о сотнях наших славных соотечественников.
Подготовила А.Санакоева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.