Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Генеалогические списки грузинских князей и дворян (1799 год):
«Дворяне Эларишвили. Их предки являются пришедшими в старину из Кавказских гор, из сыновей осетинского дворянина Эликана, благодаря чему возникла фамилия Эларишвили. Они называются Эларишвили и признаны дворянами во времена царя Теймураза и Вахтанга и упоминаются в трактате.
Дворяне Батишвили. Их предки являются потомками тагаурского осетинского дворянина Бате и ввиду этого носят фамилию Батишвили. Их предки появились во времена царя Георгия, в 1563 г., и с тех пор признавались дворянами Батишвили и упоминаются в трактате.
Дворяне Сресели. Их предками являются пришедшие из Куртаули (Куртатинское ущелье Осетии - сост.) Сресели. Эта фамилия была распространена на их потомство и упоминается в трактате.
Дворяне Годабрелидзе. Их предки были однофамильцами осетинского дворянина Года, пришли в Имеретию и были признаны дворянами царем Имеретии Александром и упоминаются в трактате. Некоторые живут в Имеретии, а некоторые – в Картли.
Ломидзе. По фамилии Ломидзе из осетинских мест.
Гомартели. Гомартели – осетинская фамилия, пришедшие из Гомарта..».
Газета «Терские ведомости» (1890 год):
«У осетин… вежливость эта своеобразная, восточная, и как вообще все восточное, немного хватает через край… Сидеть при старших вы не должны никоим образом. Вас будут упрашивать, сажать насильно, смеяться над вами, но беда, если вы поддадитесь; вас сочтут за невежу. Поэтому Вы должны отговариваться и почтительно стоять у дверей. Точно так же, когда старший закусывает, вы ничто не должны есть с ним; и только если он сам даст вам кушать чего-нибудь вы должны взять и тут же съесть его, пожелав подателю изобилия во всем. Если старший предложил вам араки, вы должны взять и чуточку хлебнуть, но выпить до дна, несмотря на все требования старшего, вы не должны, – это тоже считается у осетин предосудительным. Когда старший закончит закусывать, вы должны прибрать со стола. Вы точно так же должны уложить старшего спать, то есть разуть его, постлать постель и тому подобное, а утром должны приготовить умыться и поливать старшему на руки.
…Когда вы идете со стариком, то должны непременно держаться левой стороны его. Если вас будет трое, то вы должны идти в таком порядке: старший идет посередине, средний с левой его стороны, а младший с правой. Это потому, говорят осетины, чтобы не нарушался порядок; если придется младшего послать куда-нибудь, то старший и по уходе младшего остается с правой стороны, а средний – с левой. То же самое наблюдается и при верховой езде.
Газета «Терские ведомости» (1913 год):
«Недавно было еще то время, когда кавказские племена на весь свет славились своим гостеприимством, которое как священная традиция переходила из рода в род, из поколения в поколение. Странник, гость, кто бы он ни был, друг или враг, – всегда принимался туземцами радушно и угощали его всем тем, что в данный момент было наилучшего в доме хозяина. Мало того, гость считался неприкосновенным, почти священным лицом, всякий хозяин дома и его домочадцы считали прямым своим долгом оберегать его от всяческих невзгод и неприятностей и даже, если случалась надобность, не задумывались жертвовать свою жизнь за него. Брать какую-либо с гостя или странника плату за предоставленные ему кров и пищу, считалось верхом неприличия. И даже в том случае, если бы сам гость вздумал навязать хозяевам за себя плату, последние непременно сочли бы за личное оскорбление.
Бывало, например, что сам домохозяин находился где-то в отлучке, но и тогда домочадцы его обязаны были строго исполнить долг гостеприимства, и принять и угостить всякого странника, кто бы он ни был, по своему общественному положению – нищий, простой селянин или князь – все равно.
Теперь же мы видим совсем не то: в тех селениях, которые расположены ближе к городам и железнодорожным станциям, гостей принимают уже с разбором, причем предпочтение оказывается состоятельным знакомым, а если гость незнаком, то предпочтение дается наиболее представительному по физиономии, манерам и одежде. Для них не пожалеют ни пристанища, ни угощения. Незнакомые же и небогато одетые люди совсем неохотно принимаются, и они не могут рассчитывать ни на хорошее помещение, ни на обильное угощение.
Такие перемены в обычае объясняются влиянием европейской культуры, а главным образом уменьшением у горцев достатка и все более и более прогрессирующей дороговизне жизни. Влияние культуры выразилось в том, что они стали расчетливее, и всякий сельскохозяйственный продукт, прежде обыкновенного, лежавший в виде запаса в доме, теперь торопятся отправить на рынок и превращать его в деньги, вследствие этого и на самом деле часто случается, что даже в зажиточных домах нечем бывает угостить странника.
В настоящее время гостеприимство встречается только в глухих захолустьях Кавказа, где нет не только железных дорог, но и обыкновенные дороги едва-едва доступны. Там странник все еще считается дорогим гостем и самый бедный хозяин с ним разделит последний кусок хлеба. Но и туда, по всей вероятности, скоро проникнут культурные порядки, и прекрасный древний обычай гостеприимства должен будет окончательно исчезнуть».
Подготовил Коцты Х.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.