Осетины глазами русских и иностранных путешественников

8-07-2014, 11:59, История [просмотров 3216] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.

 

Лавров Д.Я. российский журналист и исследователь Кавказа (1874 г.):

«Несмотря на высокий уровень общего умственного состояния осетинского населения, в нем можно заметить все данные для успешного развития гражданственности. Так, например, в осетинском населении почти не заметно того узкого, одностороннего патриотизма, который в большинстве случаев выражается в сильном предубеждении ко всему чуждо национальному и составляет принадлежность большинства полуцивилизованных народов. Этот индифферентизм проглядывает даже в религиозном настроении осетинского населения: между осетинами сравнительно редко можно встретить религиозных фанатиков крайне сурового закала, какие и до сих пор попадаются между другими кавказскими туземцами. Надо при этом сказать, что подобные черты нравственного настроения осетин замечались многими этнографами и исследователями и в давнопрошедшие времена, поэтому вышеозначенный факт можно принимать за результат более продолжительных и сложных причин, чем недавнее влияние русской гражданственности».

Газета «Терские ведомости» (1900 г.):

«Занятия мужчины и женщины в семье резко разграничены. Все полевые работы и, вообще, вся тяжелая работа лежит на обязанности мужчины, зато вся домашняя работа остается женщине, нужно отдать ей справедливость, она чрезвычайно старательно и аккуратно выполняет свое дело. Если у нее пол в комнате не деревянный, то он плотно утоптан, чисто выметен и с первого раза не заметишь, что он не деревянный, так плотно убита на нем земля. Везде пыль вытерта, все стоит на своем месте, каждый уголок говорит о сильной привязанности к домашнему очагу, о необыкновенной любви к домовитости и хозяйственности…

…Почтение детей к родителям чрезвычайно велико: сын при отце в присутствии посторонних никогда не сядет, не ввяжется в разговор, а говорит тогда, когда его спросят. Отношение родителей к детям в семье мягкое, но в обществе некоторыми еще поддерживается устаревший обычай, в силу которого отец при посторонних никогда не приласкает ребенка и вообще показывает вид, что он его не замечает. Если маленький ребенок тянется  к  нему, то это ставится в упрек, часто, мол, нянчит его. Если бы даже случилось несчастье с сыном, и тогда отец не должен вмешиваться, если при этом присутствуют посторонние люди.

Газета «Терские ведомости» (1901 г.):

«В Осетии на поминки в честь покойника устраивали скачки. На скачку приводят лошадей из всех окрестных селений. Смотря по состоянию родных покойника, призов деньгами или вещами (бурки, седла, разная одежда) бывает несколько – от 3 до 15. К состязанию допускается неограниченное количество лошадей разных возрастов и полов. Состязание происходит по кругу или без него, врассыпную. В последнем случае лошади, предназначенные для состязания, с вечера отправляются в другое селение, иногда верст за 70-80, с проводником, которому полагается вознаграждение. Наездниками бывают мальчуганы в возрасте от 12 до 13 лет. Прибыв в селение, проводник (хонаг) вводит всех лошадей с наездником во двор к одному из родственников покойника, которому заранее дали знать об этом, дабы он мог подготовиться к приему гостей. Лошади привязываются и над ними учреждается строгий надзор, дабы наездники из дурных побуждений не могли накормить лошадей своих соперников мылом или солью, с целью повредить быстроте бега. Сами наездники вводятся в предназначенную для них общую комнату, для них закалывается баран, пекутся пироги и т.д., словом оказывают должный почет из уважения к памяти покойника. Утром, перед отправлением в дорогу, каждый наездник наделяется куском белого коленкора, аршина в три, который перевязывается через плечо, и затем, с пожеланием счастливого пути все отпускаются в путь.

Каждый хозяин для своей лошади подготовляет всадников-вспомогателей (кузон), которые заранее выезжают далеко за селение, встречают скачущих и при необходимости подгоняют усталых лошадей до места назначения: один берет лошадь за уздечку, а другие начинают не-

милосердно стегать ее плетьми и прутьями. Поднимается невообразимая суматоха, от крика в воздухе все стонет. По окончании скачки и раздачи призов, все рассаживаются по десяткам, заполняя не только двор, но и всю улицу перед домом. Распорядители раздают полагаемые доли кушаний и напитков… после чего все принимаются за поминальную трапезу.

По устройству годичного «хиста», родные покойника освобождаются от каких бы то ни было поминок и вздыхают полною грудью, ибо теперь никто не вправе будет укорить их в том, что они не почли своих усопших сродников, по обычаю предков, приличными поминками».

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Популярно