Осетины глазами русских и иностранных путешественников

12-05-2014, 20:51, История [просмотров 2858] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.

 

В.Переваленко, российский естествоиспытатель (1849):

 «Если мать почувствует приближение родов, то присутствующие должны оставить больную с одною только бабкою. Если родится дочь, то угощение гостям бывает очень скромное, тогда муж, опечаленный рождением дочери, не заботится о пирующих. Если же сын, то угощениям нет конца. Если же этот сын первенец, то, несмотря на бедность, отец должен сделать пир для всей деревни во славу и счастливую жизнь первородного. Кто из гостей первый поздравит отца дитяти с рождением сына, – получает подарок, состоящий из кинжала или пояса, или даже шашки, смотря по состоянию. …О воспитании детей осетины заботятся по своему; ребенок сначала поступает на попечение матери, но с 12-ти летнего возраста сын уже под надзором отца».

 

Ф.Натиев, журналист газеты «Кавказ» (1873):

«Ортевская приходская школа основана в 1855 году. В 1867 году школа эта, по представлению господина ревизора, была закрыта, но с назначением нового учителя, окончившего курс в Александровской учительской школе, в 1871 году была снова открыта. В декабре месяце прошлого года исполнился ровно год, как в Ортеви существует школа на новых рациональных началах. Здание школы помещается в 1,4 версты от села на горе, около церкви. С этого места открывается прекрасный вид: отсюда вы видите долины двух рек, Большой и Малой Лиахвы, с их сёлами, садами, лугами и нивами, город Гори виднеется вдали на горизонте. По обоим сторонам взору представляются огромные горы, где на полянках там и сям построены жилища осетин. К этому следует прибавить здешний здоровый и приятный воздух и чистую, студёную ключевую воду.

Школьное здание уже старое, близкое к совершенному упадку, жители перестроили его за свой счет и, кроме того, купили на свои же средства одну комнату для учителя. Теперь школьное здание состоит из трех комнат, одна из которых довольно обширная, могущая поместить в себе до 50 и более учеников – отведена под школу, а две комнаты для учителя. Сама школа обставлена мебелью, картинами для наглядного обучения и вообще всеми нужными учебными принадлежностями. При школе имеется маленькая библиотека. Учеников в настоящее время 30, все они осетины, исключая трех детей священников. В саду и огороде, разведенном в прошлом году весною, работают сами ученики. В скором времени надеемся открыть при школе столярную мастерскую для занятий в свободное от учебы время. При этом ремесле польза школьного обучения будет осязательнее для здешних осетин, у которых ум-разум, по выражению народному, находится в глазах, т. е. что осетин видит глазами, то он и понимает. Население чувствует необходимость знания русского языка, оно понимает и сознаёт, что без знания языка далеко не уйдешь, но оно только очень торопливо: хочет, чтобы в школе дети через год или два выучились всему, что только знает сам учитель. При этом много раз осетинам приходилось заставать учителя за книгой и они очень удивлялись, что учитель читает книги: по их мнению, учитель должен знать все, он не должен уже читать книги…»

 

Газета «Кавказ»(1887):

«По берегам реки  в  течение веков накоплялась земля, выветривавшаяся с высоких гор. Почва этих узких полос не особенно богата, дает скудные урожаи, а потому горцы ежегодно удабривают поля навозом, который здесь вдвойне дорог – как удобрение и как топливо. Поэтому богатство горцев составляют стада овец и рогатого скота, которые кормят их, одевают и дают удобрение. Природа здесь крайне скупая, почва каменистая, там где солнце еще достаточно греет, есть возможность для созревания хлебных злаков, черноземная же только на самых высоких Альпах в полосе трав и кустарников. Упомянутые клочки земли и составляют все богатство осетин в земледельческом отношении, на которых они засевают пшеницу, а выше – рожь и ячмень.

Каждый клочок удобной земли положительно стоит горцам целых рек пота и вековых усилий. Если бы была возможность вычислить весь труд, потраченный ими для завоевания участка пахоты, то получилась бы поистине грандиозная цифра их стоимости!.. Чтобы получить участок пахоты в этих горах, необходимо его очистить от массы камней, которые, обыкновенно сбрасывают в реку, и защитить каменной оградой; полученный таким образом небольшой участок, иногда не более 50-60 кв. саженей, удабривается в продолжение нескольких лет навозом стад, загоняемых на ночь. Не всегда, однако, владелец участка гарантирован от дальнейших шалостей гор, нередко случается, что после законченных работ, когда горец считал себя уже свободным, или во время самой жатвы, вдруг ринутся с гор лавины или каменный обвал, которые заносят все встречное на пути камнями и песком. В таких случаях человеческий труд окончательно уничтожен и нет возможности вызвать к жизни омертвелый участок.

В другие годы урожай пропадает от ранних холодов и туманов, заволакивающих небо, и тогда злосчастные горцы остаются без хлеба, а несозревшие хлеба косят. Из десяти лет, с положительной верностью можно сказать, что пять бывают неурожайны.

На полевые работы выходят и женщины, и дети, которые в горах работают больше, чем где бы то ни было, и, как говорят горцы, даром хлеба не едят. Дикая природа наложила на горца особый отпечаток. Он суров, терпелив, одинаков в радости и в горе, набожен. Вот почему горный осетин, несмотря на хорошее сложение и правильность линии лица, всегда серьезно-задумчив, подчас даже угрюм. Одеваются они, как и все горцы, в черкески, а на голову надевают вместо папахи конусообразную шапку. Женщины носят такой же костюм, как и все горянки и лица не закрывают.

Девушки и мальчики поражают правильностью линий и нежностью сложения, которые, однако, быстро грубеют от трудов и ранних браков. Несмотря на трудную жизнь и изолированность горных осетин, они отличаются замечательным трудолюбием и стремлением пробить себе, во что бы то ни было дорогу и, вообще, выйти из тех трудных условий, в которые они поставлены чисто историческими причинами.

По догадкам некоторых учёных, осетины – арьергард народов германского племени: по другим же – остаток некогда великого культурного народа, владычествовавшего в Передней Азии; третьи же производят их прямо от ассирийцев, раздробившихся впоследствии по миру».

 

Н.Дмитриев, работник российской администрации в Кутаисской губернии (1888 год):

«Дорога из Цхинвала на Джавы шла среди бесчисленных полей пшеницы, кукурузы с лобией, ячменя и подчас полей с картофелем и табаком. Каждое поле тщательно ограждено плетнем и местами даже каменными стенами, со стороны дороги. Видно, что землею здесь очень дорожат. Чем дальше вверх по ущелью, тем человеческие жилища принимают все более грозный вид: почти у каждого дома возвышается огромная призматическая башня, и каждый дом делается скорее похожим на крепость.

…Ореховые деревья достигают здесь таких громадных размеров и имеют такие раскидистые ветви, что их, по справедливости, можно сравнить с африканскими баобабами. Будет очень печально, если заграничные лесопромышленники доберутся и до этих гигантов: красота пейзажа совершенно изменится и местность примет более пустынный характер… После небольшого отдыха мы двинулись дальше. Дорога почти все время идет по крутому и обрывистому берегу Лиахвы, которая шумит и стремится далеко вниз с ужасающей силой, наполняя ревом своим всю долину. От времени до времени по реке неслись со страшным грохотом огромные бревна, сплавляемые местными жителями в окрестные села и Цхинвал. В тех местах, где русло реки было загромождено громадными скалами или где являлось какое-либо препятствие, стояли нагишом, по пояс или по грудь в воде, люди и старались перехватить бревно голыми руками прежде, чем оно упрется в преграду, и направить его в глубину русла. Какую страшную мускульную силу и какую ловкость нужно иметь, чтобы схватить руками огромное быстро несущееся бревно и повернуть его так, чтобы оно легло вдоль по течению! Вот уж где воистину человек добывает хлеб свой в поте лица».

 

Г.Вертепов, журналист и общественный деятель (1900):

«Воспитание девочек лежит на обязанности матери, а мальчики в возрасте 8-9 лет попадают под исключительное влияние отца. При воспитании детей им, прежде всего, внушается кодекс внешних приличий: при старших не выражать своих суждений, оказывать старшему всевозможные услуги, уступать старшему место, когда он подходит, не садиться без приглашения. Почтение детей к родителям чрезвычайно велико: сын при отце в присутствии посторонних никогда не сядет, никогда не ввяжется в разговоры, а говорит только когда его спросят. Отношение родителей к детям в семье мягкое, но при посторонних отец никогда не приласкает своего ребенка, не обратится к нему и показывает вид, что не замечает его. Если маленький ребенок тянется к нему, это ставится в упрек: часто, мол, нянчит его. Если бы даже случилось несчастье с сыном, и тогда отец не должен вмешиваться, если присутствуют посторонние люди…».

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Апрель 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Популярно