Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Газета «Тифлисские ведомости» (1830 г):
Между Чуртинским и Жемурским (Дзимыр – ред.) ущельями в небольшой горной впадине находится источник минеральной кислой воды, называемой осетинами суар-ком-дон, что значит вода кислого ущелья. Она чрезвычайно чиста, холодна, легка, много содержит в себе эфиру, приятна на вкус и на камни, в ней лежащие, осаждает металлическую охру оранжевого цвета. Употребление ее, даже умеренное, нисколько не отягощает желудка, производит отрыжку серною печенью, гонит мочу, легко слабит и возбуждает аппетит.
Осетины в целебную силу ее имеют большую веру. Всякий скот пьет ее с жадностью; здоровый от частого употребления сей воды, весьма скоро тучнеет, а слабый получает здоровье. Жители ближайших селений, гоняя к ней на водопой стада свои, заменяют ею необходимо нужную для скота соль, в которой они сами нередко терпят недостаток…
Жаль, что жители сего ущелья по сие время не привели в известность по Грузии целительных ее свойств. Они могли бы доставлять ее в Тифлис в хорошо закупоренных бутылках и получать через продажу оной порядочные выгоды, а вместе с тем заслужить благодарность страждущих различными болезнями, ко-торым целительные ее свойства могут быть полезны.
Иоганн Бларамбер, офицер российского Генерального штаба (1834 г.):
«Район Кударо. Жители этого района, называемые русскими «кударцы», занимают просторную долину Джоджоры или Лет, от ее истоков до селения Часовал, или Кударо. Почва в этом округе плодородна, здесь выращивают пшеницу, ячмень, овес и кукурузу. Здесь много крупного рогатого скота и овец.
Склоны гор между селениями Сагильзас и Кевсельта покрыты зарослями, среди которых много строевого леса. Поселения рассеяны вдоль Джоджоры и ее притоков. Дома каменные, с башнями. Вот основные поселения кударцев: Лет, Кевшельт, Джачунари, Тамачила, Киста, Або, Кобиота, Сагильзас, Накрепа, Коречети, Надарбазеви, Гулианта, Лезора, Мазугата, Фасовали.
На одном из правых притоков Лет, между Або и Сагильзасом, находится селение Диди-Бойя, а на другом, слева от Джоджоры, – селения Сихпадана и Замтарет.
Кударцы очень беспокойны и устраивают мятежи при каждом удобном случае. В 1830 году по время экспедиции генерала Ранненкампфа в Осетию они приняли всех беженцев из Кешельт, которые, будучи преследуемыми русскими войсками, нашли убежище только в этом районе.
…Осетины довольно хорошо сложены, сильные, крепкие, они обычно среднего роста; рост мужчин бывает лишь пять футов и два-четыре дюйма. Они редко бывают толстые, но обычно плотные; они бесхитростные, особенно это относится к женщинам. Они очень выделяются среди соседей своей внешностью, которая очень схожа с внешним видом европейцев. У осетин очень часто встречаются голубые глаза и светлые или рыжие волосы, это здоровая и плодовитая раса…
Если считать, что на восемь человек населения приходится один воин, то можно подсчитать размер военных сил, которые может выставить Осетия: он составляет пять тысяч человек, большая часть которых – пехотинцы».
Газета «Новое обозрение» (1889 г.):
«В Южной Осетии «Общество восстановления православного христианства на Кавказе» содержит три школы: джавскую, корнисскую и ванатскую. В первых числах сего месяца школы эти осмотрел инспектор школ, кандидат богословия отец иеромонах Леонид, который, хотя и нашел некоторые недостатки в школах, но надеется, что в скором времени все школы будут поставлены вполне хорошо. Отец инспектор обратил особое внимание на то, что в селении Корнис вовсе нет церкви. С начала весны будущего года будет приступлено к постройке церкви и к капитальному ремонту школы. Недостаток джавской школы – неимение приюта – также обратил на себя внимание отца инспектора. Старое школьное здание, которое может быть отведено под приют и куда перенесены временно церковная утварь и вещи будет освобождено к весне. Джавская школа двухклассная, и в ней особенного внимания заслуживает ученический хор.
Так как здание занимаемое ванатской церковноприходской школой не соответствовало своему назначению, то отец Леонид совместно с наблюдателем школы Г.Чочишвили убедил жителей выстроить на свои средства новое здание. В настоящее время на краю школьной земли красуется просторный и красивый зал, и дело, следовательно, остается теперь за учащимися».
Газета «Кавказ» (1914 г.):
«Группа интеллигентных осетин-южан с инженером А.Гаглоевым, Д.Цховребо-вым и И.Санакоевым во главе подала Тифлисскому губернатору прошение, ходатайствуя об учреждении представленного им проекта устава кооперативной посреднической лавки под названием «Баркады кабиц» (кладовая довольства). Надо отметить, что симпатичный почин указанной выше группы отнюдь не является пустой беспочвенной затеей, искусственно навязанной извне идеей, а вызван подлинными потребностями жизни. Дело в том, что центральным пунктом, где находят сбыт почти все произведения горной Осетии, где приобретается все необходимое в домашнем обиходе населения, является местечко Цхинвал, отстающий на расстоянии 1-2 дней пути от периферии области. Для продажи своих изделий, продуктов своего хозяйства и покупки взамен их нужных ему произведений, населению приходится совершать длинные путешествия по неудобным, подчас опасным горным тропам, теряя понапрасну много времени.
Кроме того продукты своего хозяйства горцы-осетины принуждены сбывать в Цхинвал по невыгодной для них цене, получая за это дорогой и недоброкачественный товар. С открытием посреднической лавки «Баркады кабиц» инициаторы надеются изменить до некоторой степени условия в смысле установления нормальных цен на покупаемые и продаваемые произведения. По мысли устроителей главный магазин должен быть открыт в местечке Цхинвал, а филиалы отделения во всех населенных пунктах горно-осетинского участка – селениях Корниси, Белоти, Джава, Кемульта и Рока».
Ведущий рубрики Коцты Х.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.