Девчонки в военных шинелях. О женщинах из Южной Осетии – участницах Великой Отечественной войны
В год
юбилея Великой Победы и в Международный женский день самое время сказать слова
благодарности нашим соотечественницам – женщинам Южной Осетии, внесшим свой
вклад в дело защиты Родины от немецкого фашизма. Вспомнить о юных девушках,
ушедших на фронт большей частью добровольно и доказавших, что невиданная в
истории кровопролитная война – не тот случай, когда можно делить людей на
«слабый» и «сильный» пол. Несмотря на заверения партийных руководителей,
повторявших вслед за Сталиным, что «враг будет разбит, победа будет за нами!»,
все понимали, что речь идет о жизни и смерти, и каждый сегодня – солдат на этой
войне, где бы он ни находился – в тылу или на передовой. Но все хотели быть именно
на передовой и истреблять врага лично с оружием в руках. Поэтому в первый же
день мобилизации, 23 июня 1941 года, жители Южной Осетии непрерывным потоком
шли на мобилизационные пункты. Те, кто еще не получил повестку, записывались
добровольно. Были среди них и девушки.
Попасть на войну было не так-то просто. По официальным архивным данным министерства обороны СССР, на военную службу за период с 1941 по 1945 годы было призвано 490 235 женщин. Это примерно полтора процента от общего количества военнослужащих – около 34,5 млн. человек, служивших за годы Великой Отечественной войны в РККА. Женщины направлялись в части ПВО, связи, ВВС, в части НКВД, в автомобильные, военно-санитарные, железнодорожные, а также во фронтовые и армейские части. Значительное количество советских женщин сражалось с врагом в составе партизанских отрядов. Общая цифра с учетом данных последних лет по всему СССР такая: не менее 800 тысяч женщин-воинов Красной Армии, которые сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Около 150 тысяч из них были награждены орденами и медалями, более 90 – удостоены звания Героя Советского Союза. В первый год войны на фронт направлялись исключительно добровольцы из числа женщин, имевших специальные профессиональные навыки, например: пилоты гражданской авиации, врачи, переводчики и т.д. Женская мобилизация происходила больше по линии комсомола, не через военкоматы. Население Юго-Осетинской автономной области в 1940 году составляло 108 тысяч человек, из которых немногим больше половины были женщины. Сколько их было призывного возраста, неизвестно, в исторических документах лишь говорится, что девушки массово подавали заявления на вступление в ряды РККА. Только добровольцев-девушек, ушедших из Южной Осетии на фронт было 561 человек, которые несли службу в разных войсках: в частях ПВО, были связистками, медсестрами... В целом же из Южной Осетии было отправлено на фронт более 21 тысячи человек.
К весне 1942 года значительная часть людских ресурсов, которыми располагал Советский Союз накануне нападения гитлеровской Германии, была исчерпана. Немалая часть мужчин, которые могли бы отправиться на фронт, оказалась к тому времени в оккупированных областях; на остальной же территории страны молодых призывников осталось немного. Тогда Госкомитет обороны обратил внимание на солдат и офицеров, служивших в разного рода частях противовоздушной обороны не на фронте, а в ближайшем или дальнем тылу. Это был отличный резерв для армии – около ста тысяч человек, так необходимых на передовой. И их решили заменить девушками-комсомолками, которые тогда еще не подлежали призыву. К этому времени в Красной Армии служило достаточно много девушек и женщин – в основном это были медики, ветеринары (лошади по-прежнему оставались одной из главных тягловых сил в войсках), снайперы, техники. Красная армия несла колоссальные потери в 1941-1942 годах, их надо было срочно восполнять подготовленными к тому времени женскими контингентами. В постановлении Государственного комитета обороны говорилось: «заменить в войсках противовоздушной обороны территории страны 100 тысяч красноармейцев женщинами для замещения должностей: телефонистов, радистов, прибористов зенитной артиллерии, разведчиков-наблюдателей за воздухом и постов службы ВНОС, некоторых номеров прожекторных станций, зенитных пулеметов и аэростатов заграждения…». Таким образом, уже в апреле 1942 года 100 тысяч девушек пополнили ряды войск противовоздушной обороны. В последующие годы были объявлены дополнительные призывы женщин на разные другие посты, а мужчины переводились в строевые части. Здесь мы можем рассказать лишь о небольшой части женщин – участниц Великой Отечественной войны из Южной Осетии. Их имена приводятся по книге Ю.Н. Лалиевой «Женщины Юго-Осетии – участницы Великой Отечественной войны».
Воздушные наблюдатели (ВНОС)
Значительная часть девушек из Южной Осетии, добровольно записавшихся в Красную армию, служили в составе войск воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) – составной части войск ПВО. Их задачей было ведение воздушного наблюдения, предупреждение об угрозе воздушного нападения противника, наведения на него боевых средств ПВО. Имена этих героических девушек известны в Южной Осетии далеко не полностью: Бетеева Дуня, Ваниева-Лохова Вера, Габараева Надежда, Гаглоева Любовь, Галаванова Екатерина, Гергаулова Евгения, Джиоева-Хасиева Ксения, Джиоева Зинаида, Джиоева Ксения, Дзагоева Тамара, Кабисова Серафима, Каргиева Дарья, Качмазова Любовь, Келехсаева Любовь, Козаева Аминат, Кочиева Мария, Медоева Галина, Миндиашвили Надежда, Нартикоева Мария, Николенко Полина, Остаева Ольга (выпускница Сталинирского аэроклуба), Парастаева Ефросинья, Плиева Клавдия, Санакоева Тамара, Сиукаева Мария, Тадтаева Марго, Тедеева Бабале, Тедеева Надежда, Тедеева Тамара, Техова Елена, Тибилова Вера, Тигиева Евгения, Цахилова Анна, Цахилова Мария, Цховребова Анна, Цховребова Людмила, Цховребова Вера и многие другие. Все они просились на фронт с самого начала войны, но были призваны лишь в апреле 1942 года после мартовского постановления Госкомитета обороны СССР. Девушки зачислялись на трехмесячные курсы связистов-наблюдателей в Баку, а затем направлялись на наблюдательные посты полка ВНОС, расположенные в основном в Закавказье. На посту круглосуточно дежурили обычно пятеро девушек, снабженные винтовками или автоматами и противогазами. Жили они в землянке, которую сами же идолжны были выкопать и обустроить. Мария Нартикоева, кавалер ордена Отечественной войны II степени, рассказывала, в чем заключалась ее служба: «У поста были выкопаны глубокие котлованы, вокруг которых были посажены колышки с отметкой – север, юг, запад, восток. С их помощью определялось направление движения вражеский самолет». Заметив самолет, девушки сразу давали сигнал «воздух».
Галина Медоева, доброволец, связист-наблюдатель поста ВНОС, несла службу в горах родной Южной Осетии. Командование отмечало ее способность опознать тип самолета даже по шуму мотора, если непогода не позволяла определить его по силуэту. Не раз она засекала бомбардировщики, за что получала благодарности командования.
Все девушки, служившие в войсках ВНОС в рядах Красной армии, награждены медалью «За оборону Кавказа» и другими боевыми наградами. Всех их отличала высокая ответственность, в дополнительной мотивации девушки из Южной Осетии не нуждались – враг был уже на Кавказе, и они понимали, что не имеют права на ошибку. Постепенно войска ПВО стали оснащаться радиолокационными станциями, которые были более эффективны, но и система постов ВНОС,расположенных как в прифронтовой зоне, так и на всем протяжении государственной границы, оставалась одним из основных средств обнаружения авиации противника
Зенитчицы (зенитная артиллерия, зенитно-прожекторные части, зенитно-пулеметные части)
Первые сто тысяч девушек-комсомолок, призванных по приказу Сталина, а затем еще 70 тысяч, сменили мужчин в войсках связи и на технических должностях в ПВО. Отважные девушки-зенитчицы, прожектористки из Южной Осетии достойно воевали в этих частях, прикрывая прифронтовые города, а иногда и вступая в бой с противником, ведя огонь прямой наводкой по вражеской технике. Некоторые из наших соотечественниц – бывших зенитчиц – по окончании войны устроили свою судьбу за пределами Южной Осетии. Были и такие, которые родились и были призваны на фронт не из юго-осетинских военкоматов, но после войны приехали в Сталинир, остались здесь жить навсегда и неизменно пользовались большим уважением. Безусловно, все они – наши ветераны.
Алборова Тамара – одна из немногих женщин-участниц войны, награжденных медалью «За взятие Берлина». Тамара окончила курсы радисток и была определена в 966 артиллерийский полк 383 стрелковой дивизии действующей армии. Юная Тамара с радиостанцией на плечах участвовала в боях за Краснодар, за освобождение Таманского полуострова, корректируя огонь батарей. Битва за Керченский полуостров была особенно жестокой. Форсирование пролива советскими войсками началось в штормовую погоду. Первые два катера немцы уничтожили ураганным огнем, но штурмовая группа, в составе которой была и Тамара, смогла высадиться на берег и занять небольшой плацдарм. Этой группе пришлось отстаивать свой плацдарм трое суток без отдыха, поддерживая пехоту и артиллеристов, оборудовавших огневые позиции. Немецкая авиация не смогла остановить переправу советских войск, весной 1944 года советские войска разгромили крымскую группировку. За храбрость и мужество Т. Алборова была награждена орденом «Красной Звезды» и второй медалью «За отвагу».
Бицоева Софья из селения Тигва была призвана в ряды Красной армии со второго курса Сталинирского госпединститута и зачислена в пулеметное отделение 734 зенитного артиллерийского полка, где служили одни девушки. Полк участвовал в боях за оборону Ростова. История гибели в полном составе расчетов огневой батареи из 37 девушек – обычных ростовчанок, включенных в состав того самого 734 полка, известна и потрясает своей трагичностью. Командование немецкой танковой колонны СС «Викинги» было настолько впечатлено их мужественным сопротивлением, что позволило горожанам похоронить девушек, погибших под огнем артиллерии после того, как они уничтожили несколько танков. Ефрейтор Софья Бицоева, участвовавшая в тех боях под Ростовом, прошла войну до самого конца, находясь на переднем крае.
Докадзе Наталья добровольцем пошла в ряды Красной армии, воевала в составе 1563-го зенитно-артиллерийского полка зенитчицей-наводчицей. Участвовала вместе со своим полком в освобождении Ростова, Таганрога, Харькова, Львова. Награждена медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». Последний год перед войной Наталья успела поработать в Госансамбле, поэтому не только воевала – она организовала хор из бойцов роты и устраивала с ними концерты.
Нарикаева Любовь в ряды Красной армии попала весной 1942 года, как и многие другие девушки. Ее зачислили в 195-й зенитно-артиллерийский полк связисткой прожекторной роты, дислоцированной на берегу Каспийского моря, на Апшеронском полуострове, богатом нефтеносными пластами. Искать самолет в ночном небе и сопровождать его прожекторным лучом, пока его не примет соседняя зона – такая задача была у Любы. Тогда по вражескому самолету открывали огонь орудия батарей. Бывало, что срабатывали все прожектора сразу, и становилось светло как солнечным днем. Л. Нарикаева награждена медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией» и другими.
Тадтаева Евдокия и Тедеева Анастасия – женщины с разными и в то же время похожими судьбами. Обе были связистками на фронте, обе были ранены, попав под бомбежки – одна в Румынии, вторая в Краснодаре. Е. Тадтаева смогла вернуться в строй, а Тедееву Анастасию комиссовали со второй группой инвалидности. Обе связистки награждены боевыми наградами за мужество и самоотверженность.
Лященко Вера служила связисткой в 387 отдельной зенитно-артиллерийской дивизии Забайкальского округа в Монголии. В 1945 году в дивизион прилетел генерал армии Исса Плиев для встречи с начальником политуправления Монгольской армии генералом Цеденбалом. Связистам приказали проложить связь с конно-механизированным 6-м корпусом советско-монгольских войск во главе с И. Плиевым и лидером Монголии маршалом Чойбалсаном. Вера прокладывала телефонную связь в Маньчжурии в знойную жару через пустыню Гоби. Лященко удостоена медали «За победу над Японией».
Цховребова Людмила добровольно вступила в Красную армию. В звании старшего лейтенанта зенитно-артиллерийского дивизиона прошла свой боевой путь до Берлина. Дивизион, в котором она служила, в течение суток построил мост через Одер, по которому советские войска продвигались к вражеской столице.
Медико-санитарные батальоны, эвакуационные госпитали
Чаще всего женщин-военнослужащих в годы Великой Отечественной войны именно так и представляют – медсестрами на полях сражений, полевыми хирургами, врачами и санитарками в госпиталях и санитарных поездах. Эта категория участниц войны из Южной Осетии тоже немалая, чему в большой степени способствовало наличие медицинского техникума в Сталинире. Кроме того, в 1941 году в городе было размещено два эвакуационных госпиталя, врачи и медперсонал которых являлись военнослужащими Красной армии. Служба у «сестричек» была нелегкой, жизнь раненого бойца зависела от того, как быстро его вытащила на себе с поля боя молоденькая медсестра и эвакуировала в тыл.
Саламова Софья родилась на севере Осетии, но, рано оставшись сиротой, воспитывалась у сестры в Цхинвале. Жили очень стесненно, поэтому Софья не смогла окончить школу, пошла работать в типографию наборщицей газеты «Хурзӕрин». Целеустремленная Софья смогла после рабфака поступить в Военно-медицинскую академию в Ленинграде. Участвовала в Финской войне вместе с мужем, уроженцем Сталинира Александром Джиоевым. Великая Отечественная война разлучила супругов – Александр был назначен командиром медико-санитарной службы в дивизии, при этом участвовал в боях, а Софья работала в эвакогоспитале, общались они в письмах. В январе 1942 года Александр погиб. Софья прошла всю войну, спасая раненых, проводя сутки напролет в операционной. Мужество полковника медицинской службы Софьи Саламовой в Великой Отечественной войне отмечено двадцатью тремя правительственными наградами, в том числе орденами Ленина и Красного Знамени.
Кочиева Вера – капитан медицинской службы запаса, дочь выдающегося просветителя и ученого Бидзины Кочиева (Хъоцыты), активного участника освободительной борьбы во время геноцида осетинского народа 1920 года. Вера получила высшее медицинское образование, стремилась приносить пользу Родине по своей специальности, несмотря на то, что отец, Бидзина Падоевич, был репрессирован и расстрелян в 1937 году. Веру Кочиеву призвали в ряды Красной армии в августе 1941 года, она была направлена в один из Сталинирских эвакуационных госпиталей. Благодаря профессиональному мастерству и самоотверженному труду опытных врачейА.С. Парастаева, Г.К. Кабисова, И.А. Свинен, Е.М. Хетагуровой, В.Б. Кочиевой и остального медперсонала более четверти раненых впоследствии вновь вернулись на фронт. Всего лечение и восстановление в Сталинирских госпиталях прошли шесть тысяч раненых бойцов Красной армии. Вера Кочиева награждена медалями «За оборону Кавказа» и другими наградами. Кстати, здесь же работала еще одна Кочиева Вера, Ерминовна, она была медсестрой, зачисленной в состав Сталинирского эвакогоспиталя во время учебы в медтехникуме.
Сталинирское медицинское училище успешно обеспечивало Красную армию медицинскимикадрами. Девушки, как правило, приходили в военкомат добровольно, писали заявления и ждали ответа. В июле 1942 года 16 студенток и выпускниц училища были призваны в ряды Красной армии и зачислены в 447-й отдельный медико-санитарный батальон 392-й горно-стрелковой дивизии Закавказского фронта фельдшерами-медсестрами со званием старшего сержанта медицинской службы: Алелова Екатерина, Алтухова Александра, Бакаева Клавдия, Кокоева Софья, Тигиева Татьяна, Кулумбекова Елена, Кебадзе Тасико и другие. Дивизия защищала Северный Кавказ в направлении Нальчик-Моздок-Баксанское ущелье. Рискуя собственной жизнью, девушки выносили раненых с поля боя, погружали в санитарные машины и отправляли в тыл. Зимой приходилось спускаться по обледенелым скалам и канатным дорогам вниз, откуда вытаскивали раненых и доставляли их в перевязочные и операционные пункты. Или же приходилось идти через дремучие леса Кабардино-Балкарии с железным боксом с хирургическими инструментами на спине, падая от голода и бессонницы. А сколько раз девушки сдавали кровь для умиравших бойцов и спасали им жизни!
Часть выпускниц медтехникума была призвана в ряды Красной армии еще раньше: в июне 1941 года Гассиева Елизавета, Убоженко Лидия, Лактионова Раиса, Никитина Екатерина и Самхарадзе Елизавета были зачислены в 5-ю санитарно-авиационную эскадрилью медсестрами. Они участвовали в Керченской операции. Раненых перевозили самолетами, а когда в мае 1942 года немцы захватили Керчь, их спешно, под огнемпротивника, отправляли из госпиталя на катерах в тыл. Медсестре Лизе Гассиевойпришлось спасаться вплавь, пока ее не подобрала одна из лодок. Медсестра Лидия Убоженко пала смертью храбрых в феврале 1942 года в ожесточенных боях под Керчью, вынося раненых с поля боя.
Еще одна супружеская пара из Южной Осетии оказалась рядом после призыва на фронт – фельдшер Кудякова Елена и ее муж Геворков Алексей. Они служили в 20-й дивизии 46 армии Закавказского фронта. Дивизия обороняла перевалы Главного Кавказского хребта от Мамисонского перевала до Белореченска.
Хасиева-Лазаренко Тамара – дочь известного революционера Василия (Мидта) Хасиева, боевого командира, воевавшего против грузинских правительственных войск во время геноцида осетинского народа 1920 года. Выпускница медучилища Тамара вместе с подругой Земфирой Амирханян обратилась в военкомат в первый же день призыва, 23 июня 1941 года. Девушки были назначены батальонными фельдшерами 379-го горно-стрелкового полка 20-й горно-стрелковой дивизии. В составе этого полка Тамара участвовала в боевых операциях советских войск в Иране. Там же, на территории Ирана в эвакуационном госпитале в г. Тебризе работала медсестрой еще одна девушка из Южной Осетии – Размадзе Софья.
…Женщины Южной Осетии внесли достойный вклад в дело общей Великой Победы над фашистской Германией не только на поле боя, но и в тылу. Жизнь всего народа была подчинена единой цели – помочь стране, общими усилиями разбить врага. К 1943 году в Южной Осетии было налажено многопрофильное тыловое производство. Отсюда на советские предприятия отправлялась местная высокопрочная буковая древесина, необходимая в самолетостроении, изготовлялись деревянные и металлические детали стрелкового оружия. Поставляли Красной армии печи для фронтовых землянок, одежду, конскую упряжь, сёдла. Для нужд военных госпиталей была оперативно налажена добыча гипса. Женщины участвовали в производстве наравне с оставшимися мужчинами, отправляли деньги в Фонд обороны, продукты сельского хозяйства, перевязочные средства, лекарственные травы. Женщины проходили подготовку к противовоздушной и противохимической обороне, за 1943 год областным отделом Осоавиахима подготовлено 1037 женщин-стрелков, готовили также снайперов и шоферов. Наиболее подготовленных девушек записывали в истребительные батальоны по борьбе с парашютными десантами и диверсантами, по охране предприятий. Выпускницы Сталинирского аэроклуба записывались добровольно в ряды Красной Армии, направлялись в полки ВНОС. Женщины оказывали огромную помощь эвакуационным госпиталям, окружив раненых постоянным вниманием, делясь всем, что было – от продуктов до одежды и перевязочного материала.
Советские женщины наравне с мужчинами совершили великий Подвиг, отстояв свободу и независимость своей Родины. И в этом подвиге достойное место занимают женщины Южной Осетии.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.