Махарбек Туганов. «Амазонки» в Нартиаде»
О
женщинах-воинах, «амазонках», ничем не уступающих в военном деле мужчинам,
испокон веков сложены легенды. Их история окутана тайной, хотя известно о
скифских корнях «амазонок» (в Советском энциклопедическом словаре амазонки
описаны как мифологический народ женщин-воительниц, живших в Малой Азии или в
предгорьях Кавказа – ред.). Встречается повествование о женщинах-воинах и в
Нартских сказаниях. Однако многое, к сожалению, было безвозвратно утеряно, и до
наших дней дошли лишь эпизоды.
Всеволод Миллер в своих «Осетинских этюдах», ведя экскурс о скифах и амазонках, о которых так ясно поведал Геродот, удивляется тому, что, странным образом, в осетинских Нартских сказаниях нет намека на указанных амазонок. Как исследователь осетинского народного эпоса, он все же приводит черкесский вариант об амазонках, говоря, что этот вариант, несомненно, попал к черкесам от осетин, как от народа, населявшего с давних времен те земли, на которые черкесы пришли в более поздние века, когда о сказаниях об амазонках не могло быть уже и речи, и что указанная легенда просто была ими перенята от местного населения, т. е. от осетин.
Предположение Вс. Миллера блестяще подтверждается на андиевском материале о героических женщинах. Еще сильнее обрисовывается героизм женщин-амазонок у Андиева в сказании о «Нарт Сатáна», которая еще девицей, переодетая в мужские доспехи, испытывает силу и мужество своих женихов, побеждает их и отказывает им в своей руке. Лишь один нарт Уырызмаг, ее же брат, превосходит ее и силой, и мужеством, и ловкостью; почему она и задалась непременной целью сделаться женой Уырызмага, чего и добилась.
Подтверждением древности вышеуказанного цикла служит, главным образом, приводимая Андиевым «Песнь о героических женщинах нартов», борющихся отдельным, совершенно особым воинским отрядом, под командованием дочери Даргавсара. Но, к великому сожалению, этот андиевский вариант не был своевременно записан, не вошел в сборники, был утерян, в результате чего остались лишь фрагменты цикла. Однако, в любом случае, подлинность древнейших циклов андиевских сказаний и неразрывная связь их с древне-героической легендой об амазонках и воинственных женщинах у скифов является, несомненно, доказанной.
Сохранились сказания о борьбе нартских женщин с врагами нартов – маликами и великанами. При этом вся эпопея об этом воинственном отряде женщин, представленная Андиевым, рассказывает об обстоятельствах, побудивших их слиться в один целый отряд, их тренировки в лесу, их клятва уничтожить врага (…и стали они готовить себя к ратному делу – из лука стреляли, мечом владеть учились. И уже без промаха попадали в любую мишень, а в схватках на мечах побеждали мужчин. Так они навострились в ратном искусстве, что были готовы к любому бою. Тогда надели они на себя латы, достали сверкающие мечи, всадили их в ствол дуба и дали клятву беспощадной мести…) – все это одна из лучших мировых легенд обамазонках. Вот почему андиевские материалы (они сохранены в ЮОНИИ) служат путеводной звездой для восстановления и для дальнейшей обработки этого великолепнейшего дворца осетинского народного творчества – Нартского эпоса. Надо только использовать полностью все материалы, еще не обнародованные.
В дополнение приводим из андиевских сказаний фрагмент текста о героических женщинах нартов. В бою нартов с великанами участвует отряд девицы Даргавсарычызг (дочь Даргавсара), переодетой вмужской костюм, как и весь ее отряд. Нарты и не подозревают, что к ним добровольно присоединились издалека пришедшие женщины. Они сражаются бок о бок против общего врага – великанов. (В переводе Туганов старался не отходить от подлинника, иногда даже в ущерб художественному их изложению).
Нарт Болат-Барзай и дочь Даргавсара
Ехали рядом бок о бок,
И удивился Болат-Барзай про себя:
«Что может сделать этот юноша?
Ведь у него даже и пушка нет
Над верхней губой.
Почему он, молокосос,
Выехал на бой?»
А издали уже и ржание коней,
И звоны мечей,
Точно звуки фандыра, доносились.
Когда в битву, с мечами,
Врубились они,
С головы девицы слетает шлем
На землю.
Золотые кудри волос ее,
Подобно солнца лучам,
По плечам ее рассыпаются.
Загорелась от гнева она,
И голова великана скатилась
На землю в момент.
Девицы тотчас окружают ее,
Шлем с земли ей тотчас подали,
Золотые волосы снова прибрала
Под шлем
И снова в бою продолжала рубиться...
Вообще, женщины в эпосе часто выступают как сильные и властные, пользующиеся большой личной свободой и самодеятельностью. Такова Сатáна, которая берет на себя инициативу в браке с Уырызмагом и добивается своего наперекор общественному мнению. Такова Агунда в сказании о женитьбе Ацамаза, такова Акола в сказании о женитьбе Батрадза, бесцеремонно отвергающая претендентов на ее руку и выбирающая жениха по усмотрению...
При подготовке материала использована статья М.Туганова «Новое в Нартском эпосе», («Известия ЮОНИИ», 1946 г.)
На фото репродукция картины М.Туганова «Клятва амазонок»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.