Южная Осетия и Великая Отечественная война. День за днем (1942 г.)
В годы Великой Отечественной войны тыл стал
основой для успешных действий Красной Армии. Он был не просто поддержкой, а
настоящей кузницей победы. Каждый человек, будь то рабочий на заводе или
колхозник в поле, осознавал свою ответственность за общий фронт. Южная Осетия
также внесла свой вклад в сопротивление врагу, обеспечивая продовольствием и
ресурсами фронт, автономная область принимала у себя раненых бойцов и граждан,
эвакуированных из оккупированных немцами районов и городов СССР.
Несмотря на то, что в декабре 1941 года немецкие войска потерпели первое поражение под Москвой, враг еще был силен и сохранил наступательный потенциал. Поэтому первые дни второго года войны все еще были наполнены тревогой.
16 января 1942 года Облисполком Юго-Осетии вынес решение «О выделении продовольственных и промышленных то-варов для эвакуированного населения». Надо отметить, что с начала войны в область прибывали тысячи беженцев из европейской части СССР, где в это время шли боевые действия. Поэтому на основании данного постановления торговые и хозяйственные органы Юго-Осетии для них выделили все необходимое: крупу, мыло, сахар и другие продовольственные товары. Эвакуированные были обеспечены медико-санитарным обслуживанием, многие были трудоустроены.
Надо отметить, что с началом войны и прибытием в область большого количества людей в Юго-Осетии обострилась продовольственная проблема. Участились факты спекуляции продовольственными товарами. 11 апреля бюро Юго-Осетинского Обкома партии обсудило данный вопрос и приняло постановление «О мероприятиях по усилению борьбы со спекуляцией». Начальнику милиции было предложено принять все меры для улучшения работы милицейских органов, строго привлекать к ответственности перекупщиков, а также лиц, нарушающих правила советской торговли.
28 июля 1942 года немцы овладевают Ростовом-на-Дону и начинают продвижение на Северном Кавказе. В связи с опасностью проникновения врага через Главный Кавказский хребет, из штаба Закавказского военного округа к Юго-Осетинской автономной области был прикреплен полковник Н.Орлов. Основные силы были сосредоточены на охране перевалов Рук и Зикара.
15 сентября в Сталинире было объявлено военное положение и создана военная комендатура. Комендантом гарнизона и управлением милиции были установлены контрольно-регулировочные и милицейские посты. Было запрещено появляться гражданам без особого разрешения на улицах, площадях и других общественных местах после определенного часа, ограничено свободное передвижение граждан по железнодорожным и шоссейным дорогам.
В целях усиления охраны перевалов было дополнительно прислано на помощь Дзаускому истребительному батальону подкрепление из Сталинира, которое слилось в группы охраны перевалов Рук, Зикара, Сба, Бахфандаг, Козы-хох. Истребительный батальон под руководством Дзауского районного отдела НКВД занимался борьбой против бандитизма, дезертирства и других нарушений общественного порядка. В лесах скрывались лица, дезертировавшие из Красной Армии. Терять им было нечего, пощады они не ждали и были готовы на все. Вскоре возле селения Кемулта была ликвидирована одна такая вооруженная группа.
Командиром батальона по охране и обороне перевалов был назначен Д.Тигиев. Многие бойцы истребительных батальонов отличились в борьбе с вражескими диверсантами, дезертирами и уголовными преступниками.
В октябре на Зикарском перевале под лавиной погибли милиционеры Л.Габараев и З.Габараев, а Г.Кокоев, А.Лохов и С.Келехсаев были найдены замерзшими. С приближением линии фронта к горным вершинам Главного Кавказского хребта, Юго-Осетинская автономная область стала прифронтовой.
В ноябре немецкие войска вышли к городам Алагир и Владикавказ. К этому времени в Южную Осетию уже эвакуировалась значительная часть организаций из Северной Осетии: учебные заведения, труппа русского и осетинского театров. В колхозах ЮОАО разместилось поголовье скота из северо-осетинских коллективных хозяйств.
В один из ноябрьских дней жители столицы автономии ощутили на себе близкое дыхание войны. В полдень над Сталиниром появился немецкий бомбардировщик, прилетевший с полевого аэродрома на оккупированной территории Северной Осетии. Было воскресенье, и в городском парке было много людей. Увидев скопление людей, немецкие летчики направили свой самолет в эту сторону. К счастью, бомбометание оказалось неточным, бомбы, сброшенные с самолета, упали рядом с парком на городском кладбище.
Значительная часть трудоспособного населения в возрасте от 16 до 55 лет, в том числе и эвакуированного, была привлечена к лесозаготовкам. Для стимулирования работ устанавливалось поощрение работников, выполнивших месячную норму: хлопчатобумажная ткань (5 метров), мыло хозяйственное (1 кусок), табак (100 гр), для некурящих – конфеты (300 гр) и три коробки спичек.
К проходящим работам по сбору урожая привлекались учащиеся школ и студенты. В 1942 г. по этой причине занятия начались после окончания страды на полях 1 октября. Впрочем, и сами занятия порой проходили в стесненных условиях. Так, в цхинвальских школах № 2 и № 4 располагался госпиталь, еще один госпиталь был открыт в ноябре 1942 года в помещении школы №3 и здании педагогического института.
Куда больше времени уделялось военной подготовке. Молодых людей учили обращению со стрелковым оружием, навыкам штыкового боя.
В 1942 году продолжаются инициативы по сбору средств на строительство танковых колонн. На конец года колхозниками ЮОАО было собрано на строительство танков пять миллионов рублей. Не отставали от взрослых пионеры и школьники, еще в апреле 1942 г. был объявлен сбор средств на строительство танка имени Зои Космодемьянской.
З.Кулумбегова
Рубрика «К 80-летию Великой Победы»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.