Южная Осетия и Великая Отечественная война. Битва за Кавказ (1942-1943 гг.)
1942 год стал одним из самых сложных в
истории Великой Отечественной войны: после поражения под Москвой в декабре 1941
года немецкое командование решило переориентировать свое главное наступление.
Выбор пал на Кавказ, как с геополитической, так и стратегической точки зрения.
Немецкое наступление началось 25 июля 1942 года и, несмотря на самоотверженные
усилия бойцов и командиров Красной Армии по замедлению продвижения противника,
не увенчалось успехом – в ноябре немцы прорвались к Владикавказу и подошли к
перевалу в Южную Осетию.
Направление – Кавказ
Наступление вермахта осуществлялось по трем направлениям: от Анапы на Черноморском побережье на г.Поти и далее на г.Батуми; вдоль главного Кавказского хребта на г.Сухум и г.Кутаиси; из района Пятигорска на города Майкоп, Орджоникидзе, Грозный, Махачкалу и Баку. Стратегический план состоял в том, чтобы лишить Советский Союз его нефтяных ресурсов путем захвата месторождений в Майкопе, Грозном и Баку. Для немцев Кубань, Ставрополье и республики Северного Кавказа были важными источниками продовольствия и природных ресурсов. Напомним, что геополитические планы Берлина были связаны с надеждами проложить путь в Иран, Афганистан и Индию.
Германское военное командование разработало план под кодовым названием «Эдельвейс», предполагающий захват перевалов Главного Кавказского хребта и выход в Закавказье. Вермахт насчитывал более 170 000 солдат и офицеров, 1200 танков, 4,5 000 орудий и 4,5 000 ствольных пушек, а люфтваффе – более 1000 самолетов. В таких неблагоприятныхдля советского командования условиях разворачивались боевые действия на Кавказе: в течение всего 1942 года враг занял города Ростов, Армавир, Майкоп и Моздок, а также окрестности Новороссийска. Многие перевалы на Западном Кавказе были взяты под контроль немецких альпийских подразделений.
В ноябре 1942 года противник предпринял крупное наступление на Владикавказ, но оборона на реке Терек оказалась непреодолимой. Немецкий командующий, генерал Клейст, отдал приказ перейти к обороне. Следующие несколько дней были самыми напряженными за всю Кавказскую кампанию, но в то же время стало ясно, что противник исчерпал свои наступательные возможности. Советские войска получали подкрепление, сначала стабилизируя фронт, а затем перейдя к активной обороне.
Уже в начале 1943 года советское командование пришло к выводу о возможности широкомасштабного контрнаступления. Этому способствовал успех Красной армии в Сталинграде, что вынудило немецкое командование перебросить свои силы с Кавказа. В январе 1943 года была начата операция с целью окружения и полного уничтожения немецких военных группировок на Северном Кавказе.
Враг под ударами советских войск оставлял города и населенные пункты Краснодарского и Ставропольского краев, Калмыкии, Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ростовской области. Были освобождены Черкесская, Карачаевская и Адыгейская автономные области.
Враг у ворот
Бои уже шли по другую сторону Главного Кавказского хребта, в Северной Осетии, а на юг Осетии с территории, оккупированной немецкими войсками, вели перевальные тропы. Существовали опасения, что перевалы будут заняты и вражеские силы прорвутся в направлении Цхинвала. По мере приближения фронта к вершинам Большого Кавказского хребта, Южная Осетия становилась прифронтовой зоной.
К этому времени почти все части регулярной армии, дислоцированные в столице Юго-Осетинской автономной области, были переброшены на Кавказский фронт. Оборона перевалов легла на плечи истребительных батальонов, созданных из местного населения под командованием офицеров регулярной армии.
На подступах к перевалам и ущельям мирные жители строили заградительные сооружения, оборонительные позиции, укрепления, доты и бункеры, рыли окопы и противотанковые траншеи.
В столице Юго-Осетии был создан Комитет обороны. В Сталинире (Цхинвале) было введено военное положение, учреждено управление военного коменданта и утверждено положение «Об усилении оборонных мероприятий в Юго-Осетинской автономной области». Руководство и население автономии готовилось к возможным военным действиям непосредственно на территории Южной Осетии. С этой целью проводилось интенсивное обучение военному делу среди рабочей молодежи и студенчества. В г. Сталинир из числа юношей и девушек готовили снайперов и обучали их обращаться со станковым пулеметом, в Знаурском районе обучали навыкам стрельбы из снайперской винтовки, в Ленингорском районе – пулеметчиков, в Дзауском районе – минно-взрывному делу. Среди молодежи выделились активисты: Сергей Кокоев, Иван Липов, Илья Джиоев, Петр Рябихин, Арчил Шахназаров, Вульф Бабушкин, Кирил Безбородов, Василий Бежанов, Отар Окропиридзе, Владимир Алборов, Дмитрий Цотниашвили, Ираклий Техов. В то же время работники тыла значительно увеличили поставки на передовую, отправляя военную продукцию, продовольствие и теплую одежду борцам с врагом.
Жители Южной Осетии принимали непосредственное участие в боевых действиях на Кавказе. Среди них были член Военного совета 46-й армии Г. Санакоев, командир 1159-го стрелкового полка Г. Габараев, начальник политотдела 417-й дивизии Х. Басаев, известный осетинский поэт Р. Асаев, а также сотни красноармейцев, призванных из автономной области. Более 1100 представителей Южной Осетии были награждены медалью «За оборону Кавказа».
За беспримерные подвиги, совершенные в небе Кавказа, военный летчик Сергей Коблов был удостоен звания Героя Советского Союза. Командир отряда торпедных катеров капитан-лейтенант Константин Кочиев, совершивший смелые боевые рейды на Чёрном море, также был удостоен этого высокого звания.
Таким образом, свой вклад в общую победу над врагом в битве за Кавказ внесла и Южная Осетия.
Р. Кулумбегов
Рубрика «К 80-летию Великой Победы»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.