Южная Осетия. Хроника повседневности
История нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической ретроспективе (начало в №1-23,26-37).
В доме Федора Кулумбегова в очередной раз было шумно – его сын Гигуц вчера пришел навеселе, и с утра ему была организована воспитательная беседа родителями. Это в последнее время стало частым явлением, и подобное постоянство не одобряла, прежде всего, его мама Олинка. «Сколько можно так позориться перед соседями!» – впрочем, эти укоры не смущали самих соседей. С кем не бывает! Тем более, что Гигуц вел себя вполне пристойно, и его состояние подпития только создавало веселую ауру при встрече с соседями.
Однако, мать не одобряла пристрастие сына к выпивке, и увещевания порой принимали высокий накал. О том, что в очередной раз Гигуц превысил допустимую норму, соседи узнавали по тому, как его мать переходила на турецкий. Тональность укоров была разная, от «Как тебе не стыдно так себя вести» до отчаянного – «делин оглы» («дурной сын»). Последняя характеристика использовалась крайне редко, и только в отсутствии супруга.
«В доме Тути опять скандал на турецком», – вслушивались соседи в звучание бусурманской речи (Федор был известен на своей улице под домашним именем – Тути). Турецкий язык наряду с осетинским, русским и грузинским был средством общения в доме Кулумбеговых – пребывание семьи в Турции отразилось на лингвистических способностях самого Федора, его супруги Ольги и Гигуца, родившегося и воспитывавшегося в Османской империи.
Пребыванием осетин в Турции в эпоху династии Османов никого нельзя было удивить. В эту страну отправилось несколько волн горцев-переселенцев со всего Северного Кавказа, были среди них и осетины. Переселялись в Турцию преимущественно мусульмане, которые после русско-турецких войн надеялись оказаться здесь в монолитной среде единоверцев. Однако в поисках лучшей доли на «берег турецкий» отправлялись и горцы, намерения которых не были определены религиозными предпочтениями. В поисках лучшей доли в Турцию прибывали люди разного вероисповедания, оказался в их числе и Федор Кулумбегов из селения Маралет, что в Джерском ущелье Южной Осетии.
Приехав с несколькими товарищами в Турцию, он поселился в Трабзоне. Этот причерноморский турецкий город славился своей этнической пестротой. Здесь помимо самих турок, лазов-грузин и переселенцев с Северного Кавказа (которых здесь все называют черкесами), жили армяне и греки. В портовом городе проживали и осетины. И это не только мусульмане-мухаджиры, перебравшиеся сюда на жительство из Осетии, но и горцы, решившие отправиться в Америку на заработки. Трабзон был своего рода перевалочным пунктом на пути в Стамбул, откуда отходили пароходы в Северную Америку. Неудивительно, что в народной памяти остался именно этот турецкий город, который в Осетии называли его греческим именем – Трапезун.
Вечер. Несколько мужчин стоят перед небольшим домом в узком переулке городских сплетений. Это были осетины, приехавшие на днях из Южной Осетии. Вместе с ними был старый турок, хранитель городских легенд. После знакомства в кофейне и завязавшегося разговора турок Мехди предложил показать гостям город. Переводчиком в беседе выступал отуреченный грузин-лаз, сносно говоривший по грузински. Для осетин-южан грузинский язык был частью повседневного общения. «А вот здесь родился наш самый известный повелитель султан Сулейман Великолепный, властитель мира», – однако вид небольшого двухэтажного строения в ряду длинной цепочки домов на узкой улочке как-то не соответствовал тому благоговению, с которым вещал турок.
«У нас тоже есть свой Сулейман», – один из мужчин похлопал своего спутника по плечу. Сулико Цховребов только улыбнулся, в его родном селении Монастыр его действительно в шутку называли Сулейман. Но горца в тот день удивили не столько древние красоты турецкого города, сколько неожиданная встреча с однофамильцами. На городской площади он познакомился с двумя братьями Цховребовыми, Ибрагимом и Идрисом. Они переселились в Турцию из Карели, района компактного расселения осетин на востоке Грузии. Обосновались они в г. Эрзерум в 1860 году и уже считались там местными жителями. В портовый Трабзон из Эрзерума, расположенного вдали от моря, они приехали по торговым делам.
Постепенно обживался на новом месте и Федор Кулумбегов, здесь он устроился в местную пограничную стражу. Вскоре он привозит сюда и супругу Олинку (Ольгу) Джиоеву, родом из села Гуфта, а в 1905 году у них появляется на свет первенец. Мальчика назвали Георгий (Гигуц), он сталстаршим братом для родившихся в Турции двух сестер и брата. Семья разрасталась и жалованья стражника уже не хватало. Тут и подвернулось предложение, да еще какое – был объявлен набор в охрану нового султана. В апреле 1909 года турецкий правитель Абдул-Хамид был низложен и на трон взошел ставленник армии, султан Мехмед-Решад. Чтобы обезопасить себя от возможных покушений со стороны своих соплеменников, новый султан решил набрать личную охрану из северо-кавказских горцев. В их числе оказался и Федор, к тому времени доказавший свое усердие в службе.
Уже в июне он перебирается в Стамбул, где был зачислен в состав бостанджи – личной охраны султана Мехмеда. Здесь Федор получил новое звание и новое имя – Феди-ага. Семья пока оставалась в Трабзоне. Служил Федор в охране султана до 1914 года – начала Первой мировой войны и усиления в Турции влияния Германии. В тот же год он вместе с семьей вернулся в Южную Осетию.
На Родине у него с супругой родилось еще несколько детей, всего в семье Федора Кулумбегова их было одиннадцать, девять своих и двое приемных – дети погибшего брата. Что же касается Турции, то о ней в семье вспоминали лишь когда мама Олинка непроизвольно использовала в разговоре турецкие речевые обороты. Вот и сейчас, качая на руках маленького внука Тореза, она ласково приговаривала: «Мелеим!» – «Мой ангел!»...
Р.Кулумбегов
(продолжение рубрики следует)
На фото Ф.Кулумбегов со своей семьей
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.