Север – Юг. Семейный портрет в интерьере
Продолжаем нашу новую рубрику, в которой главными героями являются супружеские пары. Представители севера нашей общей Родины считали для себя важным участвовать в развитии Южной Осетии, сюда приезжали жить и работать партийные работники, инженеры, художники, литераторы, актеры, преподаватели ВУЗа, врачи. Кто-то на время, а кто-то на всю жизнь, связав себя семейными узами. Эта семейственность сделала для интеграции Севера и Юга Осетии больше, чем десятки решений съездов и постановлений правительств.
Обычно при устройстве семейной жизни молодые люди ограничиваются близким кругом. При этом мало кто из них предполагает обрести семейное счастье за сотню верст от отчего дома. И тем более найти вдали от Родины спутника жизни не в лице заморского принца, а из числа своих соплеменников.
Вот и Георгий Кочиев (Хъоцыты) и Ольга Губиева едва ли могли предположить, что их знакомство произойдет в далеком от Осетии городке Карс. Их совместная фотография, сделанная в фотоателье грека Георгиадиса, стала напоминанием о невероятных жизненных виражах. Фото сделано на очередную годовщину их свадьбы: Георгий в форме преподавателя училища, с погонами и в форменной фуражке, Ольга одета по последней моде, стильный образ дополняет выписанная из Парижа шляпка.
Судьба распорядилась так, что в одно и то же время Георгий и Ольга оказались на окраине Российской империи в г.Карс. Он уроженец Южной Осетии, она дочь осетина из Владикавказа, русского офицера, находящегося здесь на военной службе. Познакомились они во время одного из редких праздников, устраиваемых в этом провинциальном городке русской общиной. Георгий преподавал в реальном училище, Ольга училась в женской гимназии.
Особую пикантность их отношениям придавало то, что между ними была значительная разница в возрасте. На момент сватовства ему было 32 года, Ольге всего 16 лет. Но это не помешало им сочетаться законным браком, тем более, что у осетин, как и у большинства народов Кавказа, девушки выходили замуж уже с 14 лет.
Не ответил отказом сватам и отец девушки Губиев Григорий (Гакка) Заурбегович, служивший при штабе российского военного присутствия. В семье было трое дочерей и два сына, так что вопрос устройства будущего детей всегда был в числе приоритетных. А уж то, что в такой глухомани, которой был в то время г.Карс, нашелся достойный жених, да еще и осетин, придавало разрешению ситуации благоприятный характер.
Впрочем, в то время в г.Карс услышать на улице или в кафе осетинскую речь не было в диковинку. В этом городе-крепости проживало 2 400 осетин, и у каждого из них была своя причина оказаться здесь: военная и гражданская служба, преподавательская деятельность, торговые дела.
Город-крепость Карс и прилегающие территории отошли к Российской империи после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Пребывание в составе Российской империи значительно изменило жизнь Карской области, которая раньше была отсталой провинцией на окраине Османской империи. Здесь строились административные здания, развивалась торговля, открывались учебные заведения, издавались газеты. Из Тифлиса в Карс была проведена железная дорога. Все изменилось после Октябрьской революции 1917 года. Согласно Брест-Литовскому договору (1918 г.), Советское правительство освобождало округ Карс от присутствия русских войск и передавало эту территорию Османской империи.
Революция 1917 года стала поворотным моментом и для семьи Георгия Кочиева – было решено возвращаться в Осетию. Но и здесь вихри политических бурь не дали обустроить семейный быт, правительство независимой Грузии взяло курс на притеснение осетин. Несколько военно-полицейских акций завершились геноцидом осетинского народа. Десяткам тысяч южных осетин пришлось испить горькую чашу беженцев.
Лишь после изгнания грузинских оккупационных войск из Южной Осетии и установления Советской власти семья Кочиевых, в которой было уже трое детей, окончательно возвращается на Родину. Смогли обустроить и жилье – дом в Цхинвале по улице Коста Хетагурова. Глава семейства Георгий Несторович продолжает трудиться на ниве просвещения, супруга Ольга преподает в учебных заведениях Цхинвала. Выросли и окончили здесь школу дети: сын Константин, дочери Лидия и Заира.
Для детей и самой Ольги в череде будней случалось особое событие – с севера Осетии приезжал дедушка Гакка, ветеран Первой мировой и Гражданской войн давно был на пенсии и проживал в родовом селении Новая Саниба. Но никогда не упускал возможности наведаться в фæсхох (букв. «за гору») – так на севере Осетии называют южные склоны Кавказского хребта. И это притом, что транспортное сообщение между Владикавказом и Цхинвалом оставляло желать лучшего, добираться до столицы юго-осетинской автономии приходилось на перекладных.
Однако регулярность поездок имела вполне рациональное объяснение. Практически все дети самого Гакка со временем перебрались жить на сторону южную – двое сыновей Георгий и Казбек и две другие дочери Соня и Тамара. И всех их надо было время от времени проведывать. И еще одна причина – особое отношение к своему зятю Георгию Кочиеву. Эту привязанность в окружении самого Гакка на севере не могли понять: «И как этому туальцу* удалось найти место в сердце нашего полковника», – удивлялась большая родня Гакки, будучи в плену стереотипов ущельной обособленности.
В очередной приезд Гакка, в его честь Георгий Несторович устроил пышное застолье, после которого было решено сделать общую фотографию. Место для этого выбрали в небольшом сквере позади здания городского театра. Если не знать, что фотография сделана в Южной Осетии, то по персоналиям на фото можно было бы предположить, что фотокарточка сделана на севере Осетии. Практически все изображенные на фото персонажи имеют северо-осетинские корни – Губиевы, Зангиевы, Тлаттовы. Однако это не случайность, в 30-х годах для представителей интеллигенции севера Осетии юг нашей общей Родины был местом притяжения. Но не столько благоприятный климат привлекал сюда людей, сколько участие в судьбе Южной Осетии. Северо-осетинские подвижники участвовали в возрождении разоренного грузинскими карателями горного края. В Цхинвал они приезжали с семьями, их дети здесь учились в школе, для многих из них юг Осетии стал местом, где они обрели свою судьбу.
На общей фотографии представители одной большой семьи, находящиеся по отношению друг к другу в разной степени родства. В верхнем ряду слева направо: дочери Гакка Губиева – Соня и Тамара; супруга его сына Георгия Мария, сам Георгий Губиев, ставший актером Юго-Осетинского Госдрамтеатра; Асиат Зангиева, впоследствии артистка Государственного ансамбля «Симд», прославившаяся «мужским» танцем на носках.
В среднем ряду Сослан Зангиев, танцор, был участником постановок осетинских танцев в ансамбле Сухишвили и Рамишвили, впоследствии работал в НКВД; Георгий Кочиев, герой нашего повествования; центральная фигура фотоснимка – Григорий (Гакка) Губиев, далее – супруга Георгия Ольга Губиева. В нижнем ряду молодая поросль: Фардыг Тлаттова, Лидия Кочиева, Булат Тлаттов, Заира Кочиева и Гуыбе Губиев.
Наверное, в тот радостный момент общей встречи, все изображенные на фото взрослые и дети были уверены, что светлое советское будущее для них ничем не будет омрачено. Но 22 июня 1941 года все эти надежды перечеркнула война.
Не обошла война стороной и семью Георгия Несторовича. Его сын, Константин Кочиев стал военным моряком, командовал соединением торпедных катеров. Был удостоен звания Героя Советского Союза.
Сам Георгий Несторович до самой пенсии трудился в сфере образования, избирался председателем Союза работников просвещения, работал инструктором отдела просвещения Облисполкома, на пенсию ушел с должности директора Цхинвальского фабрично-заводского училища. Скончался Г.Кочиев в июне 1968 года после непродолжительной болезни, ему было 86 лет. Свою супругу Георгий пережил ровно на двадцать лет, Ольга Григорьевна ушла из жизни летом 1948 года, побежденная неизлечимой болезнью.
Семейный союз Георгия Несторовича и Ольги Григорьевны не только объединил два любящих сердца, но и стал символом единения двух частей Осетии, подаривших Родине сына – Героя Советского Союза.
Ведущая рубрики З.Кулумбегова
*туалец – общее название жителей юга Осетии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.